Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель как метод научного знания



В широком смысле моделирование − многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, сферы применения моделирования по существу неограниченны. Моделирование широко применяется и для анализа различных социальных факторов, проблем и т.д. Им охватываются, по существу, все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом, хотя и присущим всякому познавательному процессу.

В узком смысле моделирование − специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача − воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель − это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; оно в этом случае не дает должного представления об оригинале модели, а также не выполняет: своей функции.

Учитывая остроту противоречий, их социальную значимость, моделирование преследует цели:

с одной стороны:

− отобразить состояние проблемы на данный, настоящий момент;

− выявить наиболее острые “критические” моменты, “узлы” противоречий;

с другой стороны:

− определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие;

− активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов раз решения социальных задач.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.

К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, поступки, мысли, чувства которых не могут иметь числового выражения. Отсюда − объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются:

− углубление познания действующих систем, объектов;

− определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования;

− проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.

Моделирование выполняет и важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью.

Существуют следующие типы моделей:

− познавательные, эвристические;

− модели будущего − прогностические;

− модели желаемого, заданного состояния − прагматически оправданные.

Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей, основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические.

Здесь многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.

Каким требованиям должна отвечать модель? Целесообразно выделить две группы требований.

К первой группе относятся следующие требования. Модель должна:

− быть более простой, более удобной;

− давать новую информацию об объекте;

− способствовать усовершенствованию самого объекта.

Ко второй группе можно отнести:

− определение или улучшение характеристик объекта;

− рационализацию способов его построения;

− возможность управления или познания объекта на его модели. Следовательно, правомерно при разработке моделей говорить

об их подобии объекту-оригиналу, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, она должна быть достаточно “свободной”, способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.