Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слушание поведения клиента



Слушание опыта клиента

Большинство клиентов большую часть времени тратят на рассказ о том, что произошло с ними.

" У меня часто болит голова".

"Во время семейных ссор у меня начинает болеть язва".

"Моя жена не понимает меня".

Они часто говорят о поступках других людей или их бездействии, особенно когда это имеет для них негативные последствия.

"Она ничего не делает целый день. Всякий раз, когда я прихожу с работы дома полный беспорядок".

"Он все время шутит, а я - мишень для его насмешек".

Клиенты часто воспринимают себя, порой верно, а порой нет, как жертвы какой-то силы, им неподвластной. Если эта сила описывается как внешняя по отношению к ним, то это можно назвать внешним, или очевидным опытом.

"Он относится ко мне как к ненужной вещи".

"Политика компании состоит в дискриминации женщин".

"Из-за сегодняшнего состояния экономики я не могу найти работу".

"Здесь действует неписаное правило: учитель-новатор всегда попадает под подозрение".

Эти силы также могут описываться как скрытые или исходящие изнутри:

"Эти депрессивные чувства берутся непонятно откуда и, похоже, они подавляют меня".

"Что бы я ни делал, я все время хочу есть".

"Я не могу не думать о ней".

"Меня так воспитали, мне говорили, что негры - это низшие существа, и теперь я не могу отделаться от этих чувств".

Одна из причин, почему люди становятся клиентами, состоит в том, что они чувствуют себя жертвами. На некоторых людей отрицательно действует непосредственное социальное окружение, общество, представленное организациями и институтами или культурными предписаниями. Люди чувствуют, что не имеют контроля над собственной жизнью. Поэтому они говорят очень пространно о своем опыте. Такой разговор может включать высказывания о силах, из-за которых клиент чувствует себя жертвой.

"Он относится ко мне как к тряпке, и он всегда такой, он совсем не думает о людях и их чувствах, он абсолютный эгоист".

"Я просто не могу найти работу. Политики вертят экономикой для собственной выгоды. На публике они говорят о простых людях, а за кулисами все они занимаются большим бизнесом".

"Я просто не могу контролировать свой аппетит. Я слышал, что у некоторых людей тоже так бывает. Это такой обмен веществ".

"Я слышу голоса. Они велят мне причинить себе вред. Думаю, это от дьявола".

Тщательное слушание крайне важно, поскольку помощь начинается именно с понимания внутренней системы координат клиента. Даже если точка зрения клиента нуждается в трансформации, ее понимание всё равно является начальной точкой изменения. Такого рода понимание вряд ли возможно, если вы не слушаете опыт клиента с максимальной беспристрастностью.

Слушание поведения клиента

Некоторые клиенты свободно говорят о своем опыте, но с гораздо меньшей готовностью говорят о своем поведении. Причина этого довольно проста и применима к большинству из нас. Хотя мы не чувствуем себя ответственными за собственный опыт - за то, что случается с нами, мы, однако, осознаем, что в той или иной степени ответственны за поступки - за то, что мы делаем или избегаем делать, - или, по крайней мере, мы чувствуем, как ответственность возрастает, когда речь заходит о поведении.

"Когда он игнорирует меня, я выхожу из себя и начинаю плакать".

"Я даже не начинал искать работу. Я знаю, для меня нет работы в этом городе".

"Когда я чувствую приближение депрессии, я принимаю таблетки, которые прописал мне доктор".

"Когда мне надоедают мои студенты, я закрываю книги и иду в бар с друзьями".

Поведение также может быть внешним (экстернальным) или внутренним (интернальным). Внешнее поведение может быть засвидетельствовано другим, независимо от того, был ли он в действительности свидетелем того или иного поступка или нет. Вот несколько примеров такого поведения:

"Когда он назвал моё имя, я ударил его".

"Я не сказала мужу о том, что у меня обнаружили рак".

"Я успокаиваюсь, когда хожу в фотомагазин".

Внутреннее поведение относится к душевной жизни человека, его не видно окружающим. Вот несколько примеров внутреннего поведения:

"Когда он обозвал меня, я стала думать, как отомстить ему. И я сказала себе, что сделаю это".

"Я люблю мечтать о том, как у меня будет ребенок".

"Я никогда не позволяю себе думать о других плохо".

Внутреннее поведение включает в себя мысли, фантазии, мечты, установки, воображение, решения, воспоминания, планы и сопровождается чувством некоторого контроля над ними.

"Когда она бросила меня, я решил поскорей ее забыть".

"Я стараюсь не думать о сексе".

"Я очень хочу найти работу в этом месяце".

Если человек чувствует, что он вовсе не контролирует или контролирует лишь в минимальной степени происходящее внутри него, я склонен интерпретировать это как внутренний опыт, то есть, то, что происходит с человеком.

"Я попытался занять себя работой, но никак не мог перестать думать о ней и о том, как она обвела меня вокруг пальца".

"Меня всё время обуревают сексуальные фантазии. Кажется, я совершенно не могу контролировать себя".

"Я всё время думаю о Джоне на его смертном одре. От этого я впадаю в депрессию и начинаю плакать. Я просто не могу перестать думать о нем все время".

Частью процесса консультирования является помощь клиенту в осознании того, что он в гораздо большей степени способен контролировать свой опыт, особенно внутренний, чем сам себе представляет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.