Рецензент – Назаров С.Н., заведующий кафедрой «Процессуального права» – филиала РАНХиГС, д.ю.н., профессор.
Внешний рецензент – Смагина Е.С., к.ю.н., доцент.
Кулик Т.Ю.
Арбитражный процесс: Рабочая программа дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института - филиала РАНХиГС, 2014.
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден Приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 года № 464).
Предназначена для студентов очной, заочной, заочной (сокращенной) форм обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 4
1.1 Общие сведения о курсе. 4
1.2 Цели и задачи дисциплины.. 4
1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 4
1.4 Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 10
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.. 10
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13
2.1 Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения. 13
2.2 Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения. 14
2.3 Содержание разделов дисциплины.. 14
2.4 Организация проведения практических и семинарских занятий. 21
3 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 24
4 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
4.1 ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 31
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 33
6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 34
7 . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 35
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Общие сведения о курсе
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
¾ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден Приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 года № 464);
¾ ООП ВПО по направлению и профилю подготовки;
¾ учебного плана.
Курс «Арбитражный процесс» является составной частью процесса подготовки бакалавров в сфере юриспруденции, в достаточной мере отвечает задаче обеспечения их теоретическими знаниями и практическими навыками.
Цели и задачи дисциплины
Цель – рассмотрение способов и порядка судебной защиты в системе государственных арбитражных судов и защиты прав и законных интересов участников экономических отношений.
Задачи: успешного усвоения норм арбитражного процессуального права содержащихся в Конституции Российской Федерации, ФКЗ «О Верховном Суде РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», в Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации, иных нормативно-правовых актах, определяющих подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения экономических споров и иных дел, а также в Законах «О банках и банковской деятельности», «Об исполнительном производстве», «О несостоятельности (банкротстве)», их толкованиях в рекомендациях Пленумов высших судебных органов, в учебных пособиях, периодической литературе и справочных изданиях.
Будущие юристы должны иметь представление о стадиях арбитражного процесса, системе арбитражных судов, правовом положении третейских судов по рассмотрению экономических споров, чтобы эффективно защищать нарушенные или оспариваемые права субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Овладеть компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция
Код по ФГОС/ ООП
Показатели достижения результата
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Общекультурные компетенции
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-1
Знать:
¾ основные способы защиты прав и законных интересов;
¾ формы защиты прав;
¾ систему государственных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Уметь:
¾ определять характер спорного правоотношения;
¾ устанавливать взаимосвязь между разноотраслевыми нормами права.
Владеть:
¾ основными понятиями, относящимися к различным отраслям права.
1) посещение лекционных занятий;
2) тестирование;
3) участие в студенческих научно-практических конференциях.
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-4
Знать:
¾ способы изложения научного материала.
Владеть:
¾ навыками самостоятельной работы;
¾ навыками написания научных статей;
¾ навыками участия в научных исследованиях.
1) подготовка к семинарским занятиям;
2) решение практических задач;
3) составление процессуальных документов;
4) подготовка рефератов;
5) участие в дискуссии;
6) участие в студенческих научно-практических конференциях;
7) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-7
Знать:
¾ нормы процессуального законодательства
Уметь:
¾ анализировать различные варианта применения процессуального законодательства;
¾ ориентироваться в особенностях защиты отдельных видов прав.
Владеть:
¾ навыками работы с процессуальным законодательством на различных стадиях судопроизводства.
1) посещение лекционных занятий;
2) подготовка рефератов;
3) участие в дискуссии;
4) участие в студенческих научно-практических конференциях.
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОК-9
Знать:
¾ особенности применения норм арбитражного процессуального законодательства;
¾ тенденции реформирования процессуального законодательства.
Уметь:
¾ анализировать статистические данные.
Владеть:
¾ навыками составления процессуальных документов;
¾ технологиями управления социальными процессами.
1) подготовка рефератов;
2) участие в дискуссии;
3) участие в студенческих научно-практических конференциях.
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-1
Знать:
¾ основные процессы разработки и принятия нормативно-правовых актов.
Уметь:
¾ анализировать действующее законодательство.
Владеть:
¾ методикой составления проектов нормативно-правовых актов.
1) посещение лекционных занятий;
2) подготовка к семинарским занятиям;
3) решение практических задач;
4) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК-4
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства.
Уметь:
¾ обобщать практику применения норм материального и процессуального права;
¾ толковать нормативные акты;
¾ анализировать нормы процессуального законодательства.
Владеть:
методикой решения практических задач.
1) посещение лекционных занятий;
2) подготовка к семинарским занятиям;
3) решение практических задач;
4) тестирование;
5) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-5
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства.
Уметь:
¾ составлять основные процессуальные документы;
¾ толковать нормативные акты;
¾ осуществлять представительство в суде и других государственных органах от имени граждан и организаций.
Владеть:
методикой решения практических задач.
1) подготовка к семинарским занятиям;
2) решение практических задач;
3) составление процессуальных документов.
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-6
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства.
Уметь:
¾ толковать нормативные акты;
¾ определять особенности правоотношения и способы его регулирования.
1) подготовка к семинарским занятиям;
2) решение практических задач;
3) составление процессуальных документов;
4) тестирование;
5) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
владеет навыками подготовки юридических документов
ПК-7
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства;
¾ руководящие постановления высших судебных инстанций относительно применения законодательства.
Уметь:
¾ составлять проекты судебных актов арбитражных судов по различным категориям споров;
¾ составлять исковые заявления (заявления), жалобы при обращении в арбитражный суд.
Владеть:
¾ навыками расчета государственной пошлины при обращении в арбитражные суды;
¾ навыками расчета убытков, причиненных нарушением прав сторон договорных отношений.
1) решение практических задач;
2) составление процессуальных документов;
3) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
ПК-14
Знать:
¾ основные условия для проявления коррупции.
Уметь:
¾ анализировать нормы процессуального законодательства.
1) подготовка рефератов;
2) участие в дискуссии;
3) участие в студенческих научно-практических конференциях.
способен толковать различные правовые акты
ПК-15
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства.
Уметь:
¾ обобщать практику применения норм материального и процессуального права;
¾ толковать нормативные акты;
¾ анализировать нормы процессуального законодательства.
Владеть:
методикой решения практических задач.
1) посещение лекционных занятий;
2) составление процессуальных документов;
3) подготовка рефератов;
4) участие в дискуссии;
5) участие в студенческих научно-практических конференциях;
6) выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
ПК-16
Знать:
¾ систему норм материального и процессуального законодательства.
Уметь:
¾ обобщать практику применения норм материального и процессуального права;
¾ толковать нормативные акты.
Владеть:
навыками составления письменных консультаций по вопросам применения арбитражного процессуального законодательства.
подготовка к семинарским занятиям;
решение практических задач;
составление процессуальных документов;
выполнение самостоятельно заданий по темам программы.