Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации. Можно выделить четыре стратегические альтернативы, К этим стратегиям относятся: -стратегия концентрированного роста; -стратегия интегрированного роста; -стратегия диверсифицированного роста; -стратегия сокращения. К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Процесс стратег-го плани-ия включает следующие этапы: оценку текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии; • оценку выбранной стратегии; разработку стратегического плана; разработку системы бизнес-планов. Рассмотрим эти этапы. 1. Оценка текущей стратегии. Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. 2. Анализ портфеля продукции. Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. 3. Выбор стратегии. Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. 4.Оценка выбраннойстратегии.Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. 5.Разработка стратегического плана. Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. 6. Разработка системы бизнес-планов. Бизнес-план является составной частью стратегического плана. С помощью бизнес-плана должно быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.
8.План произ-ва пр-ции: его содержание, измерители и показатели.
На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т. д. Разработка производственной программы осуществляется на основе: договоров, заключенных с потребителями, проекта плана поставки продукции потребителям, возможностей приобретения материальных ресурсов; учета состояния технической и технологической базы, наличия кадрового потенциала. Содержание плана производства зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства и услуги сферы нематериального производства. При разработке плана производства применяются различные измерители: Натуральные измерители; Условно-натуральные измерители; Трудовые измерители; Стоимостные измерители; Промышленная продукция.В его состав включаются: 1.Стоимость готовых изделий. 2.Стоимость полуфабрикатов своей выработки. 3.Стоимость работ (услуг) промышленного характера. 4.Стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств. 5.Стоимость работ по освоению и внедрению новой техники. Планируемый объем производства продукции (работ, услуг) определяется в ценах, действующих в момент составления плана или приравненных к ним (без косвенных налогов и отчислений), и может быть рассчитан по следующей формуле: ОП= Nj* Ц.. Оценка объёма производства продукции (работ, услуг) при составлении отчётов осуществляется в фактических и сопоставимых ценах без косвенных налогов и отчислений. Незавершенное производство представляет собой стоимость изготовления незаконченной продукции по всем стадиям производственного процесса. Внутризаводским оборотом предприятия называется стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Внутренний оборот- это стоимость продукции, выработанная структурными единицами данного объединения и направленная на промышленно-производственные нужды других структурных единиц этого же объединения.