Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Пунктуационные нормы (задания со 2 по 12 обязательно выполняются письменно заранее)

Тема 12. Культура письменной речи: Текст, Пунктуационные нормы

I. Текст: аргументация

(1)Аргументация–особый вид речевого воздействия, представляющий собой обоснование одних положений с помощью других положений, обоснованность которых не ставится под сомнение.

Целью аргументации является либо доказательство, либо опровержение какого-либо тезиса.

Достаточно ли веских аргументов для того, чтобы убедить оппонента в своей точке зрения? Аргументируйте свой ответ.

(2) В риторике и логике выделяются разнообразные типы аргументов. Наиболее распространенными на практике являются следующие:

  • аргументация при помощи фактов или логики,
  • аргументация при помощи обращения к мнению авторитета.

Почему аргумент к авторитету часто считается недостаточно доказательным?

(3) Используя аргументы различных типов, докажите или опровергните следующую точку зрения: «Русский язык не должен быть одним из государственных языков Республики Беларусь».

(4) Что считается плагиатом в академической (образовательной и научной) среде? Напишите короткий текст, оправдывающий или осуждающий использование плагиата в учебном процессе. Аргументируйте свою точку зрения.

II. Пунктуационные нормы (задания со 2 по 12 обязательно выполняются письменно заранее)

(1) Фраза Казнить нельзя помиловать часто приводится для того, чтобы проиллюстрировать важность знаков препинания. Каково происхождение этой фразы?

Найдите или придумайте двусмысленные предложения схожей и другой структуры.

(2) Укажите номера предложений, где следует поставить тире.

  1. Первый долг человека в жизни передать другим свое ремесло.
  2. Быть поэтом значит петь раздолье.
  3. Твое лицо как маков цвет.
  4. Костя не отличник.
  5. Ты солдат, хотя и млад, а солдат солдату брат.
  6. Ртуть тоже металл.
  7. Каждая погода благодать.

(3) Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

2. Поручни компасы бинокли все было медное.

3. Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры.

4. В защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский Д.Менделеев.

(4) Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

  1. Он родился в бедной крестьянской семье.
  2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
  3. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
  4. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
  5. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.

(5) Укажите номера предложений, где необходимо обособить определения.

1. Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении тоски.

2. По небосклону высокому и прозрачному поднимался золотой шар солнца.

3. Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

4. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.

5. У околицы горит распахнутое в небо окошко.

6. Перед нами раскрывалась поражавшая своим видом панорама.

(6) Расставьте знаки препинания.

  1. Пробравшись к двери он постоял минуту прислушиваясь.
  2. Чех хотел еще что-то сказать но заметив троих подошедших замолчал.
  3. Вначале шли быстро и не заводя разговоров.
  4. Ленивый сидя спит лежа работает.

(7) Укажите номера предложений, где необходимо поставить запятую перед союзом КАК.

  1. Его пригласили в техникум как лектора.
  2. Явился ты защитник поздно и ей как мне ты не судья.
  3. Он смотрел как заходило солнце.
  4. Он был седой как лунь.
  5. Покажи мне как обращаться с этим прибором.
  6. Дождь лил как из ведра.
  7. Базаров как нигилист отрицал искусство.

(8) Расставьте, где необходимо, знаки препинания

1. Это впрочем случилось уже в пору его учебы.

2. Было знаете ли очень жарко.

3. Я понимал, что бежать невозможно и следовательно не стоит и пытаться.

4. Он однако давно на это не надеялся.

5. Часто бывает проглянет солнышко в ненастный день.

6. Счастье казалось таким огромным.

7. Но как на беду подвернулся губернатор.

8. Между станциями приблизительно 20 км.

9. Окно должно быть забыли закрыть на ночь.

10. Словом можно продать, и предать, и купить.

(9) Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1. Дожди прошли и ветры прогудели дрожал в ознобе старый океан береговые раковины пели и чайки легкие неслись в туман.

2. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.

3. И зонтик у него был в чехле из серой замши… и нож у него был в чехольчике и лицо казалось тоже было в чехле.

4. Я виноват перед тобой мальчик и ты постараешься когда-нибудь забыть это не правда ли?

5. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые.

(10) Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

  1. Меж тем жара начала понемногу спадать в природе стало поживее солнце уже продвинулось к лесу.
  2. Листья облетели видно все насквозь вороны кричат так неприятно.
  3. Не спится няня здесь так душно.
  4. Будет дождик будут и грибки а будут грибки будет и кузов.
  5. Слово не воробей вылетит не поймаешь.
  6. В кухарке толку довольно мало то переварит то пережарит то с посудой полку уронит вечно все пересолит шить сядет не умеет взять иголку.

(11) Исправьте ошибки в построении и оформлении предло­жений с чужой речью.

  1. Подмечает С. Есенин и то, как «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (П. Радечко. Чародей русского слова // Неман, 2005, № 10, с. 182).
  2. Как написал Бетховен на одной из своих партитур: «Это идет от сердца — пусть оно тронет сердце» (В. Михальский. Для радости нужны двое // Октябрь, 2005, № 9, с. 99).
  3. Как говорил митрополит Иоанн: «Русские люди должны установить строгий контроль над основными средствами массовой информации, исключающий их ис­пользование в пагубных для государства, общества и на­рода целях» (В. Зеленевский. «Силою слова потрясаются истины...» // Неман, 2005, № 3, с. 157).
  4. В поэме «Во весь голос» В. Маяковский писал, что, «кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ни­чего не надо».
  5. Как пишет Бальмонт: «Я не знаю мудрости, годной для других».

(12) Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В п...лате было уже темно. Доктор п…днялся и стоя начал рас…каз…вать что пишут (за) границей и в Росси… и какое зам…чается теперь напр… вление мысли. Читая и (по )том ложась спать он всё время думал об Иван… Дмитриче а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера позн...комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой в…зможност… Иван Дмитрич лежал в такой (же) позе как вчера обхв…тив голову руками и поджав ноги. Лица его (не) было видно.

Здра…ствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы (не)спите (Во)первых я вам (не)друг прог…ворил Иван Дмитрич в подушку а (во) вторых вы напрасно хлопоч…те вы (не)добьётесь от меня (н..) одного слова.

Странно проб…рмотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед. вали так мирно но вдруг вы почему (то) обид…лись… В. роятно я выр. зился как (н. будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль нес... гласную с вашими уб… ждениями…

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр…подн...маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили (По А. П. Чехову «Палата № 6»)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.