Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценностные экологические ориентации



Ценностные ориентации важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. То есть, ценностные ориентации действуют на уровне сознания. Стрежень сознания образуется из совокупности сложившейся, устоявшихся ценностных ориен- таций, которые обеспечивают устойчивость личности преемственность определенного типа поведения и деятельности. Развитие ценностных ориентаций связано с необходимостью решения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере. В общей форме это можно представить как борьбу между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Психологи отмечают устойчивые ценностные ориентации и недоразвитые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации обуславливают такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалом, способность к волевым усилиям. В то время как недоразвитость ценностных ориентаций характеризуется господством внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремление на потребность.
Чаще всего проблемы ценностей понимают в самом общем плане и тогда в качестве ценностей вступают - истина, добро и красота. Необходимо отметить, что истина, добра и красота относятся к вечным, непреходящим ценностям мира и имеют единое толкования и понимание. При большой детализации выделяют экономические, эстетические, нравственные, религиозные ценности.

Экологическое целесообразное поведение

1) длительность;
2) сложность;
3) скачкообразность;
4) активность;
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Мотивация

внутреннее побуждение кдействию, обусловливающее субъективно-личностнуюзаинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такимихарактеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление, и ее следует отличать отвнешних стимулов и реакции на них. Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией,социологией, политическими науками. Мотивация обретает содержание как от объекта, на которыйнаправлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличиеразличных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, исход этой борьбы, т. е.реальный выбор мотивов действия, зависит от уровня развития личности, характера ее ценностныхориентации. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой онаотвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации,масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.

 

3. Организация экологического воспитания и обучения в начальной школе – детском саду происходит в условиях решения проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Отсюда вытекают задачи разной направленности:

- оздоровительные:

охранять и укреплять здоровье детей, учить их правильно взаимодействовать с природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;

- образовательные:

формировать и развивать элементарные экологические знания,

систематизировать знания о живой и неживой природе, учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса, формировать умение решать экологические задачи, развивать воображение;

- воспитательные:

формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живой природе, воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа, формировать представление об экологических проблемах своего края, формировать представление о себе как жителе Земли,

- по развитию трудовых умений и навыков:

формировать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, растениями сада, огорода, учить заботиться о чистоте помещений, улиц;

- по развитию эстетических представлений:

развивать умение отражать в продуктивной деятельности свое отношение к природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

5.Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников

Экологическое воспитание – это необходимая часть нашей общественной жизни. Процесс экологического воспитания должен быть постоянным, непрерывным, целенаправленным. В процессе экологического воспитания дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнаёт о своих правах и обязанностях по отношению к природе

(ко всему живому).

Первые представления о природе ребёнок получает в семье потом в детском саду.

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране окружающей природы.

Задачами экологического воспитания являются:

- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место их активность в процессе познания окружающего мира, учить анализировать, высказывать свою точку зрения.

- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, о растительном и животном мире, существующих в природе взаимосвязях, приспособлении животных и растений в различных условиях среды;

- выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, прогнозировать возможные последствия своих поступков;

- овладеть специальными знаниями, умениями и навыками по ведению здорового образа жизни.

Актуальность:

Занимательные эксперименты, вызывают у детей интерес к объектам живой и не живой природы, побуждают к самостоятельному поиску причин, и способов действий, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Главный метод экологического воспитания это организация активного экспериментирования. Вся экспериментальная деятельность осуществляется при соблюдении основного правила, не навреди! Не следует проводить эксперименты наносящие вред растениям, животным и человеку. Экспериментируя, дети узнают много интересного, познавательного.

В моей группе ведётся экспериментальная работа. Через эксперимент дети знакомятся со свойством воды, снега, льда. Организован экспериментальный уголок, в который входит следующее оборудование:

Природный материал: камушки, ракушки, листья деревьев, семена и т. д. ;

ткани, разные виды бумаги, гуашь.

Медицинское оборудование: Пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т. д.

Прочие материалы: Лупы, зеркала, воздушные шары, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло.

Один из экспериментов «Узнаем какая вода»:

Цель: познакомить детей со свойствами воды, развитие умения делать выводы, речевое развитие.

Дети узнают, что вода - жидкость, при низкой температуре превращается в лёд, при нагревании в пар; вода имеет свойства испаряться; вода без запаха, без вкуса. Вода имеет свойства растворять соль, сахар и т. д., вода может двигать предметы (игра «Мельница») .

При мытье рук можно поиграть с водой изменив температуру воды. Используя питьевой режим можно задать вопрос, какая вода в чайнике? Используя такие приёмы, подводим детей к выводу. Аналогичные эксперименты проводятся со снегом и льдом.

В старшей группе провела открытое занятие на тему «Круговорот воды в природе».

Целью эксперимента является показать детям, что испаряясь, вода превращается в пар, поднимаясь вверх, остывает и снова опускается в виде капелек воды.

Был проведён эксперимент с воздухом.

Цель эксперимента - дать первоначальные представления о воздухе и его свойствах. Дети узнали о том, что воздух вокруг нас, мы его не видим, он без цвета, без вкуса и запаха; воздух мы можем ощущать, что человек не может жить без воздуха. Воздух -проводник звуков, передает звуки; не будет воздуха, не будут люди слышать звуки.

Следующий эксперимент: на дно стакана положили салфетку, перевёрнутый стакан был опущен в воду, вынув стакан из воды, дети обнаружили салфетку сухой.

Вывод: воздух не дал воде проникнуть в стакан.

С малышами: понравился эксперимент на прочность. Проверяли, что легче порвётся? Бумага, салфетка или ткань. Натягивая в руках. Салфетка порвалась первой, прочной была ткань.

Целью эксперимента было показать детям свойства различных предметов.

Экспериментировали с растениями (не причиняя им вреда) .

Одно поливали, другое, не поливали какое то время. У одного растения листики завяли, у другого нет.

Цель эксперимента показать детям, что растения не могут жить без воды. Весной убирали одно растение в темное место, другое ставили на свет. Через некоторое время сравнивали оба растения: одно растение оставалось зелёным, другое было желтого цвета.

Цель эксперимента показать детям, что растениям нужен свет. Через некоторое время можно вернуться к пройденным экспериментам, усложняя и углубляя их с возрастом детей.

Внимание и интересы детей дошкольного возраста кратковременны, неустойчивы, дети быстро утомляются. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме способствует развитию внимания детей и длительному сохранения интереса.

Все эксперименты проходят в игровой форме сопровождаются стихами, загадками, аудиозаписями. В игровых обучающих ситуациях используются игрушки, используются сказочные герои: Незнайка, Карлсон, Айболит и т. д.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам.

Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего».

Литература:

1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / – ТЦ Сфера. – 2006.

2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников /

– СПб. : Детство, 1998.3. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей / – Оренбург, 2000.

6. Программа «Наш дом – природа»

«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка. В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии. Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная). Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов. В программу включается ряд вопросов социальной экологии: - люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы; - как я влияю на природу; - мое здоровье и окружающая среда; - моя экологическая безопасность; - что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе; - что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды. Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья. В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии: - как нужно вести себя в природе; - почему нужно бережно относиться к ней; - как экономить природные ресурсы; - почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране; - почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения; - что такое заповедники; для чего созданы Красные книги. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.