Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СВОД ПУНКТУАЦИОННЫХ ПРАВИЛ



Точка

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёрт­
вом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий
ветер шевелил рыжую выгоревшую траву.
(Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начина­ется самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подго­товленных в силу неожиданности. Но чаще самые круп­ные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокой­
ном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.

Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:

1. В конце повествовательных и побудительных предло­жений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ее.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ее); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не мо­гу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих пе­ред предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)

Примечание.Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце вопроси­тельного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)

В том числе и после прямой речи перед авторскими сло­вами: «Давно ты замужем за мельником?» спросил я её наконец. (Т.)

Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда во­просительным является всё сложное предложение в целом: Не­ужели вы не знаете, когда это было?

Многоточие

Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с ва­ми проститься. Помогите мне собраться... А потом по­сидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Дав­но... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяю­щихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угло­ватый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, стол­пились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и про­катился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах — для указания на пропуски слов и пред­ложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно ви­дим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкно­венных, дюжинных людей».

Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:
а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы

встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечи­стый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сун­дучками. (Г.)

Примечания: 1. Не являются однородными два определения,

если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный то­варный поезд. (Ч.)

2. Не являются однородными и не разделяются запятой два глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в
чём дело. Пойти посмотреть на ребят.

б) если они связаны противительными союзами а, но, да(= но): 1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.(П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал зо­лотник, да (= но) дорог. (Поел.);

в) если они соединены повторяющимися соединитель­
ными или разделительными союзами и ... и, ни ... ни,да ... да, или ... или, либо ... либо, то ... то, не то ... не то: 1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тиши­ ну, и ночь, и звёзды, и луну. (П.)

Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и раз­делительными союзами и, да (= и), или, либо, стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёп­лые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал гри­бы да (= и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ста­вится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соеди­нённых повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;

г) если однородные члены соединены двойными союза­
ми, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е.
между однородными членами): Он хорошо знает как рус­
ский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бе­
жишь ты без оглядки?
(Кр.)

Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отде­ляется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложе­ний: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь ми­нула! (Тр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделяются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сли­ваются с ним; после этих усилительных частиц знаки препина­ния не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зева­ешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич/ (Л.); 3) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обо­значающих утверждение, слова нет, обозначающего отри­цание, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны? Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?» спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)

6. Для выделения обособленных второстепенных чле­нов:

а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Ма­зепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый толпой мятежных казаков. (П.); 2) Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч.); 3) Я погрузился в раз­мышления, большей частью печальные. (П.); 4) Усталая,она замолчала. (М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.); 6) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела
приятный вид.
(Ч.)

б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился си­
лы.
(Кр.)

Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искрен­не полюбил Лаврецкого. (Т.);

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепри­частными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (П.); 2) Я выехал из Симбирска, не про­стясь с моим учителем. (П.); 3) Его лошадка, снег почуя,плетётся рысью как-нибудь. (П.);

г) распространённых обстоятельств, выраженных суще­ствительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои ста­рания, я никак не мог заснуть. (Т.); 2) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, вы­стрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т.); 2) Однажды в суб­боту, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить сне­
гирей.
(М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо,вместо, сверх, за исключением и др.: 1) Кроме Веленчука,около костра грелись ещё пять человек солдат моего взво­да. (Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати ка­пель, налил целых сорок. (Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Отку­да-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союза­ми а, да (— и), или, либо имеется общий второстепенный член, от­носящийся к обоим предложениям, или общее придаточное пред­ложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путеше­ственники продолжили идти вперёд и никто не пожелал оста­новиться. (Аре.)

9. Для отделения придаточных предложений от главно­го: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно. (М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гне­ва, тот не любит отчизны своей. (Н.); 3) Тому, что бы­ло, уж не бывать. (П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные пред­ложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяют­ся: С затаенным дыханием дети слушали, как отворились воро­та, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения, если они обозначают одновременно или последовательно происходящие события и если они не содержат внутри себя запятых; такие предложения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибит­ка полетела. (П.)

6. Точкас запятой

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных чле­нов без союзов, особенно если внутри них уже есть за­пятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было по­смотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не ве­ла. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными сою­зами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно рас­пространены, если внутри них есть уже запятые или ес­ли они достаточно самостоятельны по значению: 1) У ме­ня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июль­ские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежно­сти. (Т.);

3. Для разделения очень распространённых сопод­чинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, ли­нии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.);2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каж­дой мелочи. (Пауст.)

Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под се­на виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-ка­кие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инже­нер Кубарев и директор завода Кузьмин.

2. Перед предложением, обозначающим причину, дока­зательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на са­мого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, кото­рой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гор­дость и прямая честь. (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар по­разил его словами: «Не приказано принимать». (Г.);

2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш­
кину портрет с надписью: «Победителю-ученику от по­
беждённого учителя».

Тире

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое
выражено именем существительным, числительным, неоп­
ределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):
1) Книга источник знания; 2) Трижды три девять;

3) Учить ум точить. (Поел.); 4) Наша задача
учиться.

Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (су­ществительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзия это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизм вот первое слово, огласившее пуш­кинский период. (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в
именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный
союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится,например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обоб­щающим словом: 1) Надежду и пловца всё море погло­тило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухе всюду царство­вало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, а так­же вставных конструкций, вставляемых в середину пред­ложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор. (Кр.);

 

2) Тут делать нечего друзья поцеловались. (Кр.);

3) Я слышал правда ль? будто встарь судей таких видали. (Кр.)

 

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возом бух в канаву. (Кр.); 2) Шагнул и царство покорил. (Держ.); 3) Проснул­ся пять станций убежало назад. (Г.)

5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царь я раб, я червь я Бог. (Держ.); 2) Ввысь взле­тает Сокол жмётся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или время: Много снегу много хлеба. (Поел.);

б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав­нивается с содержанием второго: 1) Молвит слово соло­вей поёт; 2) Посмотритрублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы приманчивы как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня, сказала Надя, когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?» промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» «Да наши предки Рим спас­ли». «Всё так, да вы что сделали такое?» «Мы? Ни­чего!» «Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)

9. Между двумя словами, обозначающими место, вре­мя, количество. Здесь тире обозначает «от ... до»: На ли­нии Нижний Новгород Москва ходят комфортабель­ные теплоходы.

Скобки

В скобки заключаются вводные слова и предложе­ния, а также вставные конструкции, приводимые в качест­ве добавочного замечания, и вообще различные поясне­ния или дополнения высказываемой мысли: 1) В жар­кое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печаль­но (как говорится, машинально) Татьяна молча опер­лась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охо­ту. (Т.)

Кавычки

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсы­хать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)

Упражнение 52.

Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопроситель­ный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4).

1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материа­ла!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты незабыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

Упражнение 53

Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните постановку знаков препинания.

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по де­лам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом вла­деет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да по­тянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не ша­матон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому гра­ниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть ли­бо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие кри­ки. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.

П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Рас­ступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Ста­рик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с то­бою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же пока­зал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее не­бо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и ка­жется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно не­давно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать

окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи про­сти. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

Упражнение 54

Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо­рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро­мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро­вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон­ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой подымая хвост кверху. (Аре.) 5) Изо­
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого буграи упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во­дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий пареньостриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань­ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)

II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнулголовой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто­ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев­шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер­пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто­ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день ввосемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд­ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян­ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочкиобожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует­
ливые галки. (Пауст.)

Упражнение 55

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (тире, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле­ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ве­дут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саночки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Ото­всюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Бату­рина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь. (П.)

П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на пло­щадях и улицах не заметно никаких признаков пробужде­ния. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке ма­ленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь по­желтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает во­круг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спада­ет тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.