Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ



1. Простые предложения, входящие в состав сложносо­чинённого предложения, отделяются друг от друга запя­той, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окохакадалеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёз­ды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.(Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединя­ется к первому или резко противопоставляется ему, то ме­жду предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась и падает казак с окровавленного кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запя­тые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь но­чью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

Упражнение 25.

Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где — предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Аре.) 5) Разговор показал­ся ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажига­лись звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё око­ло часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубо­кое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражал­ся на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмот­реть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

Упражнение 26.

Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I. 1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья.., молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог вы­брать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по со­седству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попусто-словил бы с поваром но снова послышался приближающий­ся гул самолётов и он поспешно направился к своему око­пу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

П. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оста­вили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на ок­нах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат пе­чальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Ос-тап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий лее сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по отко­су горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огоро­дам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда воро­чалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и пе­чально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт соба­ки да он видно не в духе был. (Т.)

Упражнение 27.

Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балко­ном заиграла скрипка и запели два нежных женских голо­са. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух осве­житься. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начи­нал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют камен­ные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса глумят великим океанским гу­лом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и бе­ловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик из­возчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

Упражнение 28

Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хоте­лось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота ста­ли совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слуша­тели задали докладчику много вопросов. 4) После подроб­ного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение 29

Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то ...не то, а, но, или.

Упражнение 30

Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и, определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и на­зовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук сла­вян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей кал­мык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и лю­бовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.