Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А) Решения арбитражного суда и их характеристика



Решение - правоприменительный акт суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т. е. удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в определенной части.

Решение арбитражного суда всегда выносится только в виде отдельного документа.

Содержание решения является практически зеркальным отражением хода судебного разбирательства и состоит из:

a) вводной части (соответствует подготовительной стадии заседания).

b) описательной (исследованию доказательств и выяснению обстоятельств).

c) мотивировочной (судебным прениям и окончанию рассмотрения дела). Мотивировочная часть является ключевой частью решения, изложенная именно в ней информация является предметом исследования в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, нередко именно мотивировочная часть является основой для регулирования последующих отношений сторон и других участников экономического оборота.

d) резолютивной (принятию решения). Значение резолютивной части решения определяется тем, что от правильности и точности ее формулировки зависит будущее исполнение судебного акта арбитражного суда.

Решение арбитражного суда, как правоприменительный акт и одновременно акт органа судебной власти, должно соответствовать определенным требованиям, указанным в законе: законность, обоснованность, определенность, неопровержимость или безусловность, полнота, процессуальная формализованность.

Законность - это соответствие решения арбитражного суда требованиям норм материального и процессуального права.

С точки зрения соответствия нормам материального права законность проявляется:

» в соответствии решений суда Конституции РФ;

» при рассмотрении дела и вынесении решения суд должен руководствоваться установленной законом иерархии нормативных актов и исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт;

» в указании норм материального и процессуального права, которыми руководствовался арбитражный суд при разрешении дела;

» в приоритете принципов и норм международного права и международных договоров перед национальным законодательством;

» в применении иностранного права и обычаев делового оборота;

» в использовании аналогии закона (применение норм права, регулирующих сходные отношения) и аналогии права (рассмотрение дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных актов);

» соблюдение регламента вынесения судебного решения и наличия необходимых реквизитов.

Обоснованность решения арбитражного суда заключается в:

1) правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т. е. предмета доказывания;

2) доказанности этих обстоятельств, приведены доказательства в подтверждение выводов суда;

3) соответствии выводов суда установленным обстоятельствам.

Определенность и безусловность - арбитражный суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование, который не должен оставить места для других споров.

Полнота решения арбитражного суда - в решении должны быть даны ответы на все вопросы, точно определен размер присужденного и вынесено по всем требованиям, заявленным истцом.

Процессуальная форма решения арбитражного суда - можно понимать в двух аспектах:

· соблюдение порядка вынесения решения: тайна совещательной комнаты, принятие решения большинством голосов при коллегиальном рассмотрении дела.

· соблюдение требований к оформлению решения как документу: реквизиты и структура.

 

Решение арбитражного суда приводится в исполнение двумя вариантами:

♦ после вступления его в законную силу – по общему правилу;

♦ немедленно.

В соответствии с АПК как исключение из общего правила, немедленному исполнению подлежит решения:

принимаемые Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции;

об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, принимаемых арбитражными судами первой инстанции, когда суд обратил решение к немедленному исполнению и вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах.

 

64. Принятие дополнительного решения — это способ изменения объявленного решения, направленный исключительно на разрешение тех вопросов, которые по каким-либо причинам (по невнимательности судьи, к примеру) не были решены в заседании, при обязательном оставлении без изменений тех положений судебного акта, по которым решение было принято и объявлено.

Дополнительное решение принимается в судебном заседании и в соответствии с правилами принятия решений: с удалением в совещательную комнату, соблюдением требований к изложению, объявлению и направлению решения

АПК содержит исчерпывающий перечень оснований принятия дополнительное решение:

1) если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;

2) если суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик.

3) если судом не разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.

Для большинства решений арбитражного суда установлен общиймесячный срок на апелляционное обжалование, соответственно:

решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если апелляционная жалоба не подана;

в день вынесения арбитражным судом апелляционной инстанции постановления, которым решение оставлено в силе полностью - в случае подачи апелляционной жалобы.

Для некоторых категорий дел АПК и другими законами установлены иные, как правило, сокращенные сроки вступления решения в законную силу.

 

 

65. Не­определенность резолютивной и мотивировочной части решения, допускающая неоднозначное толкование и препятствующая его исполнению является основанием для его разъяснения.

Правом на обращение к суду с заявлением о разъяснении решения обладают лица, участвующие в деле, а также органы, на которых возложено исполнение судебных решений: судебные приставы-исполнители, банки, налоговые органы и др. Суд не может по своей инициативе разъяснить решение, это бы противоречило здравому смыслу (если судья сам принимал решение, для него в нем все должно быть ясно). Возможность разъяснения решения ограничена сроком его исполнения.

Основным требованием к разъяснению решения является сохранение без изменения содержания решения, т.е. не могут быть внесены дополнения, изменения в описание установленных судом фактических обстоятельств, в оценку доказательств, в указания о применении или неприменении законов и иных нормативных правовых актов, в мотивы принятия решения и выводы суда, в том числе результаты разрешенных ходатайств и заявлений лиц, участвующих в деле.

Разъяснение дается в форме отдельного определения, направляемого всем лицам, участвующим в деле, а также органам, исполняющим решение, если с заявлением обратились они. Проведения судебного заседания при этом не требуется.

Не допускается разъяснение решения:

= если решение исполнено;

= по истечении срока, в течение которого оно может быть принудительно исполнено (под этим сроком понимается срок предъявления исполнительного листа к исполнению, установленный АПК).

При оформлении решения могут быть допущены описки, опечатки или арифметические ошибки, которые суд вправе исправить как по своей инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации.

Исправлениесудом описок, опечаток и арифметических ошибок допускается только без изменения содержания решения, тех выводов, к которым пришел суд на основе исследования доказательств, установления обстоятельств и применения закона.

 

66. Определения суда первой инстанции и их классификация

Определение является основанием возникновения, изменения или прекращения процессуальных прав и обязанностей. Определения, как и решения должны быть законными, вступают в законную силу и обладают свойствами обязательности, неопровержимости, исполнимости, должны по форме и содержанию соответствовать требованиям закона и т.п.

Определение арбитражного суда — процессуальный судебный акт, целью которого является решение вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, либо которым оканчивается дело без разрешения спора по существу и предназначено для решения процедурных вопросов

Определения арбитражных судов могут:

* выноситься в виде отдельного документа (об отложении разбирательства, например),

* содержаться в другом определении (к примеру, определение о назначении экспертизы обычно совмещается с определением о приостановлении производства по делу) или решении (об обеспечении исполнения решения),

* заноситься в протокол (так называемое протокольное определение, например, об объявлении перерыва в заседании) и быть выражены в устной форме (о приобщении доказательств).

Определение подлежит немедленному исполнению, несмотря на то, что большая часть определений, вынесение которых предусмотрено АПК, может быть обжалована.

Обжалование определений, в том числе вынесенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, производится в вышестоящую инстанцию в месячный срок со дня их вынесения.

Если решением арбитражный суд разрешает дело по существу, то определения выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе арбитражного процесса. Определения арбитражного суда по различным основаниям могут подразделяться на различные виды.

67. Рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК.

Особенностью производства по данной категории дел следует назвать то, что одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.

АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

3) дела об административных правонарушениях;

4) дела о взыскании обязательных платежей.

Для всех названных категорий дел общим признаком является то, что дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К числу особенностей производства по данным категориям дел относятся следующие.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Особенности производства диктуются неравноправием сторон.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). Доказывать законность принятых актов или совершенных действий (бездействия) обязаны государственно-властный орган или должностное лицо. Однако в случае выдвижения возражений гражданин или юридическое лицо обязаны их обосновать.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание таких представителей и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный суд может наложить на них штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

Новеллой в арбитражном процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

68.Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если их оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражного суда федеральным законом. Если такого указания в федеральном законе не содержится, то дела об оспаривании нормативных правовых актов, независимо от субъектного состава и характера правоотношения, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации дела об оспаривании федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации.

Возбуждение производства по делу. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 191 АПК).

В арбитражный суд с таким заявлением вправе обратиться граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке и организации, имеющие статус юридического лица.

Указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта только в том случае, если они считают, что

а) этот правовой акт или отдельные его положения не
соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту, имеющему большую юридическую силу

б) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражный суд с аналогичным заявлением вправе обратиться также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

Такое обращение возможно тогда, когда указанные выше лица и органы полагают, что:

а) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу

б) нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании недействующим нормативного правового акта должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению: оно должно быть составлено в письменной форме, подписано заявителем или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

- наименование заявителя, его место нахождения; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- наименование органа государственной власти, органа Местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

- название, номер, дата принятия, источник опубликования иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте

- права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или отдельными его положениями;

- название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие надлежит проверить оспариваемый акт или отдельные положения;

- требование заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими;

- перечень прилагаемых документов.

Заявитель в соответствии со ст. 193, ч.3 ст. 125 АПК обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемые к нему документы, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого нормативного акта, а также:

документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.

Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим не приостанавливает действия последнего.

Судебное разбирательство. Рассмотрение арбитражным удом дел о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим имеет ряд особенностей. Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст. 17, 194 АПК). Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим, суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда по делу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта недействующим принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК. Особенности решения по рассматриваемой категории дел заключаются в следующих чертах (ст. 195 АПК РФ):

- арбитражный суд, рассмотрев дело об оспаривании нормативных правовых актов, принимает либо решение о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо решение о признании нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующими полностью или в части.

Признанные арбитражным судом недействующими нормативный правовой акт или отдельные его положения не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть обжаловано в апелляционном порядке, однако закон допускает обжалование такого решения (за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ) в кассационном порядке в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (общий срок на кассационное обжалование согласно ст. 276 АПК составляет два месяца).

Копии судебного решения в десятидневный срок с момента принятия этого решения должны быть направлены лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному Прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ.

 

69.Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Общая характеристика. В рамках производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений арбитражный суд рассматривает дела: а) об оспаривании ненормативных правовых актов, б) об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов; органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Данные категории дел были и ранее подведомственны арбитражному суду (ст. 22 АПК 1995 г.).

Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п.

К делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц относятся, в частности, дела:

об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; об обжаловании уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

об обжаловании постановлений и действий судебных приставов-исполнителей;

споры, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов;

иные споры.

Преобладающей в рассматриваемой категории дел является категория налоговых споров.

Субъектами всех вышеперечисленных споров являются, с одной стороны, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с другой стороны, органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы (федеральные министерства, ведомства)1; иные органы (например, таможенные, налоговые органы); должностные лица; судебные приставы-исполнители.

Обжалование в арбитражный суд ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих условий:

если действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

если рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Возбуждение производства по делу. Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления.

Заявление при соблюдении указанных выше условий может быть подано как непосредственно организацией, индивидуальным предпринимателем, так и в их интересах прокурором, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Если установленный в законе срок на обжалование не допущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом.

Заявление подается в письменной форме, содержание за явления должно отвечать некоторым общим требованиям предъявляемым законом к исковому заявлению, и специальным требованиям, предъявляемым законом непосредственно v заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц.

В соответствии с законом в заявлении должно быть указано:

наименование арбитражного суда, в который подается за
явление;

наименование заявителя, его место нахождения; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием);

законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение, действие (бездействие);

требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо также указать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого решения, а также документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле копий заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.

К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

Действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом особенностей.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично.

Рассмотрение данных дел осуществляется в срок не превышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава- исполнителя --в срок не превышающий 10 дней со дня поступления заявления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству.

Решение, принимаемое арбитражным судом по делам рассматриваемой категории, должно отвечать как общим, так и специальным требованиям, установленным в законе.

В решении по делу арбитражный суд должен четко указать соответствует ли закону или иным нормативным правовым актам оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) и были ли нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае признания оспоренного акта, решения, действия (бездействия) незаконными, арбитражный суд должен в резолютивной части решения указать на это и обязать соответствующий орган, должностное лицо в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения или каким-либо иным образом.

Решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Признанный судом недействительным полностью или в части ненормативный правовой акт не подлежит применению со дня принятия об этом судебного решения.

Поскольку в законе не установлены особенности, связанные с обжалованием решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в отличие от дел об оспаривании нормативных правовых актов), то данное решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном, а затем кассационном порядке.

70.Дела о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, но с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ и КоАП РФ (часть первая статьи 202 , часть первая статьи 207 АПК РФ ). Во-первых, подается заявление, а не исковое заявление. Обращающееся в арбитражный суд лицо более правильно именовать заявителем, а не истцом. По данной категории дел установлен сокращенный срок рассмотрения (15 дней при привлечении к административной ответственности и 10 дней при оспаривании решения о привлечении к административной ответственности). С учетом таких сроков рассмотрения арбитражный суд не может в полной мере выполнить требования статей 136 , 137 АПК РФ в части обязательного проведения предварительного судебного заседания и назначения дела к судебному разбирательству только после проведения подготовки. Поэтому Пленум ВАС РФ в пункте 3 постановления от 02.06.04 № 10 указал на то, что в определении о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству может быть указано не только на действия по подготовке, предусмотренные статьей 135 АПК РФ , которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, но также и на время и место проведения судебного разбирательства. В этом же постановлении содержится рекомендация в случае необходимости извещать участвующих в деле лиц и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Срок подачи апелляционной жалобы по таким делам 10 дней (часть четвертая статьи 206 , часть пятая статьи 211 АПК РФ). Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью третьей статьи 113 АПК РФ в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни.

Особенностью рассмотрения дел названной категории является и то, что бремя доказывания правомерности принятого решения или обстоятельств как основания привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган. Это прямо предусмотрено в части пятой статьи 205 и в части четвертой статьи 210 АПК РФ.

Так, при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет решение в полном объеме (часть седьмая статьи 210 АПК РФ ). Будет логичным полагать, что и при рассмотрении таких дел в апелляционной и кассационной инстанциях арбитражный суд должен проверять правильность судебного решения в полном объеме, а не только в обжалуемой части или по тем доводам, которые приводятся в жалобе.

Если давность привлечения к административной ответственности истекла, арбитражный суд не вправе принять положительное решение. Представляется, что в этом случае, имея в виду разъяснения постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.02 № 11 (пункт 18), следует вынести решение об отказе в привлечении к ответственности, а не о прекращении производства по делу, как это предусмотрено в статье 24.5 КоАП РФ . Таким же образом, то есть отказать в удовлетворении требований, следует поступать и при установлении иных обстоятельств, предусмотренных вышеназванной статьей, за исключением, пожалуй, последнего — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае смерти правонарушителя арбитражный суд, используя часть шестую статьи 150 АПК РФ , прекращает производство по делу.

На основании пункта 1 части первой статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Можно выделить следующие случаи прекращения производства по делу по этому основанию:

— рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности по указанному в нем основанию не отнесено к подведомственности арбитражного суда в силу части третьей статьи 23.1 КоАП РФ;

— суд производит переквалификацию совершенного правонарушения и в соответствии с надлежащей квалификацией заявление в силу части третьей статьи 23.1 КоАП РФ не относится к подведомственности арбитражного суда.

Привлекая к административной ответственности, когда это происходит на грани истечения срока давности, арбитражный суд не может не учитывать положений части второй статьи 176 АПК РФ о том, что датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 02.06.04 № 10 (пункт 12), специфика такой категории дел не позволяет откладывать изготовление решения.

72.Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

73. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ).

Особенности производства и собственно порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, регулируются положениями гл. 27 АПК РФ.

Производство по данным делам возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и при рассмотрении данной категории дел соблюдаются общие правила искового производства, установленные АПК, с особенностями, предусмотренными для рассмотрения данной категории дел (ч. ч. 1, 2 ст. 217 АПК).

Особое производство является односторонним производством, в котором отсутствует спор о праве, когда нет материально-правового требования одного лица к другому, соответственно, в нем нет истцов и ответчиков, а есть заявители и заинтересованные лица, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение (ч. 4 ст. 4, ст. ст. 40, 221 АПК).

Согласно ст. 218 АПК арбитражный суд рассматривает дела об установлении следующих фактов, имеющих юридическое значение:

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимость в установлении данных фактов возникает в тех случаях, когда лицо, имеющее какое-либо право, несмотря на то что оно никем не нарушается и не оспаривается, не может его осуществить в силу того, что подтверждающие это право факты не являются очевидными, а нуждаются в проверке и подтверждении определенными доказательствами и не могут быть подтверждены не иначе как в судебном порядке.

Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п. п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 125, ст. 220 АПК). В нем должны быть указаны:

а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

б) наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин — его место жительства, дата и место его рождения, дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;

г) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

д) обоснование необходимости установления данного факта;

е) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

К заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, прилагаются документы, предусмотренные п. п. 2 — 5 ст. 126 АПК

.

Решение суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, вступает в силу в общем порядке, т.е. по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 222 АПК).

При удовлетворении судом заявления в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами (ч. ч. 2, 3 ст. 222 АПК).

 

74. Обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляется в форме заявления (ч. 4 ст. 4 АПК). С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 224 АПК). Правом на обращение в арбитражный суд обладают также уполномоченные органы и, кроме того, лишь конкурсные кредиторы. При этом такое право у них возникает по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (ст. 7, 34 Закона).

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитраж­ном суде и процедура банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный про­цесс, начинающийся подачей заявления о признании должника бан­кротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся гла­венствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные за­дачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юри­дический факт — несостоятельность или состоятельность должника.

Задачей второй стадии — процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) — явля­ется реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному про­изводству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает ар­битражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая про­цедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рас­смотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (п. 3 ст. 33 Закона).

 

75. Исковое заявление, заявление по делу, указанному в части 1 или 2 статьи 227 настоящего Кодекса, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде.
О принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса срок, который не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

В определении суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения.

В порядке упрощённого производства будут подлежать рассмотрению, в частности, дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов (для юридических лиц 300 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей 100 000 рублей), и дела, требования по которым, вне зависимости от их размера, подтверждаются представленными истцом документами и не оспариваются ответчиком.

Независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

- по искам, основанным на предоставленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.

- по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

Также в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены дела:

- по ходатайству истца при согласовании ответчика и по инициативе суда при согласии сторон.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично, без вызова сторон, судья рассматривает дело по истечении сроков, установленных судом для предоставления доказательств и иных документов, предварительное заседание не ведётся. Кроме того, отложение судебного разбирательства не предусмотрено. Срок рассмотрения дел – два месяца со дня поступления искового заявления в суд, продление срока возможно только в случае участия в деле иностранных граждан. Также, при принятии решения суд исследует документы, представленные в течение установленных сроков.

Немаловажно и то, что рассмотрение дел возможно без вызова сторон.

 

 

76. Статья 230. Оспаривание решений третейских судов

1. Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды).

2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем.

В заявлении об отмене решения третейского суда должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование и состав третейского суда, принявшего решение, место его нахождения;

3) наименование сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;

4) дата и место принятия решения третейского суда, его номер;

5) дата получения оспариваемого решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения;

6) требование заявителя об отмене решения третейского суда, основания, по которым оно оспаривается.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

К заявлению об отмене решения третейского суда прилагаются:

1) надлежащим образом заверенное подлинное решение третейского суда или его надлежащим образом заверенная копия. Копия решения постоянно действующего третейского суда может быть заверена председателем третейского суда; копия решения третейского суда для разрешения конкретного спора должна быть нотариально удостоверена;

2) подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

3) документы, представляемые в обоснование требования об отмене решения третейского суда;

4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом;

5) уведомление о вручении или иной подтверждающий направление копии заявления об отмене решения третейского суда другой стороне третейского разбирательства документ;

6) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения.

Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.