Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клялся Творец десницей Своею



 

409) «Клялся Творец десницей Своей и рукою силы Своей»[411]. Всякий раз, когда человек грешит перед Творцом, наверху есть известная ступень против этого греха, чтобы судить человека и наблюдать за ним. Если он полностью раскаялся перед своим Господином, грех снимается, и суд не властен над ним и не приходит к нему. А если он не раскаялся, грех записывается на этой ступени. А если он продолжает грешить, для него готова другая ступень, и она прибавляется к суду первой ступени, и тогда он нуждается в большем раскаянии. А если он продолжает грешить, он прибавляет ступень к ступени, пока не достигает пяти ступеней.

 

410) Когда правая [линия] установилась против человека, и согласилась на него, т.е. на суд, левая [линия] тоже готова согласиться с правой и включиться в нее. Когда левая согласилась с правой, больше уже ничего не зависит от раскаяния. И тогда все согласились о суде над этим человеком, и суд пребывает над ним.

 

411) А когда суд достигает полноты и пребывает над человеком, тогда он завершается, и устанавливаются «пальцы», пять против пяти, правая в левой, показывая, что все согласились о суде над ним, и руки его выпрямляются, – т.е. пальцы переплетаются друг с другом, – чтобы показать вещь без намерения человека, т.е. которую он не имел в виду. И поэтому сказано: «Твоя десница, Творец, величественная в силе, Твоя десница, Творец, крушит врага»[412]. Т.е. левая включается в правую, и суд завершается. И тогда всё осуществляется. И поэтому, когда Творец желает всё осуществить, сказано: «Клялся Творец десницей Своей и рукою силы Своей: не дам Я зерно твое в пищу врагам твоим»411.

 

Как происходит клятва Творца? Ведь нет сомнения, что Тора изъясняется языком людей, однако какова внутренняя суть вещей? Все раскрытия Творца нижним, определяемые как призыв и речь, [происходят] благодаря действиям с Его стороны. И поэтому клятва – это тоже раскрытие такого действия, которое в своей обязательной надежности определяется как «клятва», которую больше нельзя изменить. И для этого нам разъясняются две вещи:

1. Что у грехов и диним (судов) есть граница, и после того как грешник достигает этой границы, он больше не может грешить, и поэтому больше нет диним (судов).

2. Что с точки зрения мира в целом эта граница определяется как «клятва», поскольку грешники как будто умерли, ибо не могут более грешить, и нет больше судов на земле. Как сказано: «Клялся Творец десницей Своей и рукою святости Своей: не дам Я зерно твое в пищу врагам твоим»411. И это будет до Окончательного Исправления.

 

Корень всех грехов – в преобладании левой [линии] над правой. У каждого человека есть свой корень наверху, и тот, кто грешит, усиливает левую [линию] и отделяет ее от правой, и вызывает спор между левой [линией] и правой, как был между ними спор, до того как средняя линия включила их в себя. И всё это делает грешник в высшем корне своей души. И суды, происходящие от этого спора, и есть его наказания. И если он продолжает грешить и не совершает раскаяния, ему раскрывается свойство жесткого суда от Малхут Первого Сокращения (Цимцума Алеф), не подслащенной Биной. И тогда все света уходят из его высшего корня, и он умирает.

 

Однако это свойство суда, которое раскрывается ему, не завершается за один раз, а посредством преумножения грехов связывается с каждой ступенью из пяти ступеней ХАГАТ Нецах Ход. А когда оно достигает рош (главы) сфирот, т.е. Хеседа, ее форма завершается в полной мере, и нет более диним. А если говорят, что свойство жесткого суда Малхут де-Цимцум Алеф, чего бы оно ни коснулось, прогоняет оттуда свет́а, – то речь идет только о левой линии, от которой притягивается хохм́а.

 

В то же время правой линии, откуда притягиваются хасадим, свойство суда не наносит никакого вреда, поскольку на свет хасадим сокращения не было. А после того как свойство жесткого суда связывается со всеми пятью ступенями ХАГАТ Нецах Ход, уходят только лишь все света ХАГАТ Нецах Ход левой линии, а правая линия, не только не несет ущерба, но еще и укрепляется, ибо она побеждает в споре, ведь левая линия подчиняется и обязана теперь включиться в правую. Однако грешник, который уже соединился с левой линией из-за своих грехов, не может получить ничего от правой линии, и поэтому он умирает.

 

Однако на основе Малхут де-Цимцум Алеф, т.е. свойства суда, мир существовать не может, поскольку ее келим не способны получать свет жизни, ибо сначала мир был создан свойством суда – увидел Он, что мир не может существовать, и соединил с ним свойство милосердия, т.е. поднял Малхут в Бину, свойство милосердия (рахам́им), и она подсластилась там. И тогда келим жителей мира, которые происходят от Малхут, [стали] способны получать свет жизни и все мохин, и могут существовать.

 

И поэтому Малхут выстроилась из этих двух точек. И точка свойства суда в ней [находится] в скрытии и неизвестна. А точка, подслащенная милосердием Бины, – в раскрытии, для того чтобы происходящие от нее были способны получать света и мохин. И из-за этих двух точек она называется Древом Познания Добра и Зла.

Ибо если люди удостоились, свойство суда находится в скрытии, и они способны получать от нее добро.

А если не удостоились, им раскрывается свойство суда, заключенное в ней, и келим всех [людей], происходящих от нее, повреждаются и не способны [более] получать свет, и она для них – зло.

 

А тому, кто грешит, до тех пор, пока не раскрылась ему точка свойства суда, раскаяние помогает, поскольку его келим еще способны получать свет. Тогда как после того как ему раскрывается точка суда, раскаяние не помогает ему. Ибо его келим уже более не способны получать никакой свет.

 

Тебе известно, что всё состоит из десяти сфирот, т.е. 5-ти свойств КАХАБ ТУМ, поскольку одна сфира Тиферет состоит из шести сфирот, и всего десять. А в отношении семи нижних они называются ХАГАТ Нецах Ход, где ХАГАТ – это КАХАБ, а Нецах Ход – это ТУМ. И грешник, которому раскрывается точка свойства дин, постепенно наносит вред всем десяти сфирот корня своей души. Сначала Ходу, а затем – Нецаху, пока не наносит вред Хеседу, и тогда завершается раскрытие точки свойства дин, и снова не помогает ему раскаяние.

 

< «Всякий раз, когда человек грешит перед Творцом, наверху есть известная ступень …»[413] > Ибо своим грехом он наносит вред высшей ступени в корне своей души, так что наступает спор между двумя линиями, левой и правой, что приводит к раскрытию свойства суда, ибо поврежденная ступень опускает на него суды. «И наблюдает за ним, раскаялся ли он… » Ибо до тех пор, пока он не повредил все свои десять сфирот до Хеседа, он еще не испортил свои келим и способен совершить раскаяние. Но он может грешить еще, т.е. притягивать из левой линии вниз. «А если он продолжает грешить, для него готова другая ступень». Т.е. он наносит вред более высокой ступени в корне своей души. «А если он продолжает грешить, он прибавляет ступень к ступени, пока не достигает пяти ступеней», и это все десять сфирот корня его души. И тогда левая линия наверху опустошается от всего света, и [человек] больше не может грешить, потому что ему больше нечем питаться от левой линии, и спор между левой [линией] и правой прекращается. Ибо после того как свойство суда раскрылось в сфире Хесед корня его души, левая линия больше не способна получать свет, а правая линия устанавливается и укрепляется, так как она победила в споре.

 

«Когда правая [линия] установилась против человека»[414], – т.е. она победила в споре и установилась и согласилась с диним, которые раскрылись в левой линии и в человеке, который согрешил. «Левая [линия] тоже готова согласиться с правой и включиться в нее», – ибо из-за того, что она опустошилась от своих светов, и ее спор с правой [линией] прекратился, и она целиком готова включиться в правую и наслаждаться светами правой. «Когда левая согласилась с правой, больше уже ничего не зависит от раскаяния». Ибо левая [линия] согласна включиться в правую, только после того как раскрылась Малхут свойства дин на всех ступенях вплоть до Хеседа. И тогда раскаяние уже не помогает, поскольку его келим испорчены, и он уже не способен получить свет, даже если совершит раскаяние.

 

«А когда суд достигает полноты»[415], – т.е. свойство суда раскрылось на всех ступенях и оно не может больше навредить, «тогда он завершается»415, т.е. завершился спор между правой [линией] и левой, и судов больше нет, потому что [человек] не может больше грешить, и левая линия подчиняется и целиком включается в правую. «И устанавливаются «пальцы», пять против пяти, правая в левой»415 – т.е. все пять свойств левой выходят внутри пяти правой. «И руки его выпрямляются, чтобы показать вещь без намерения человека»415 – что после того как суд над ним достигает полноты и завершается, грешник сплетает пальцы своих рук друг с другом, без намерения сделать это, и это показывает, что пять пальцев, т.е. десять сфирот левой [линии] высшего корня его души, соединились и включились в правую, и грешник, который не может получить ничего от правой, приговаривается к смерти. А его действия внизу, несмотря на то, что он делает их безо всякого намерения, свидетельствуют о его приговоре наверху.

 

До сих пор говорилось о грешнике в частном отношении. Однако в Исраэле как целом существуют праведники, держащиеся правой [стороны], и есть грешники, своими грехами усиливающие левую линию. Исраэль в целом судится по большинству. И если большинство – грешники, левая линия пересиливает и желает упразднить правую. И тогда народы мира, происходящие от левой линии, получают силу притеснять Исраэль и преследовать его, ибо он является правой линией. И это все изгнания и египетское изгнание.

 

Однако после того как грешники увеличили свои грехи до такой степени, что раскрыли все пять ступеней вплоть до Хеседа, левая линия опустошается, и у нее нет силы существовать самостоятельно, и она включается в правую. И поскольку упраздняется левая линия, отменяются и наказания, и отменяется сила египтян, [позволяющая] преследовать Исраэль. Как сказано: «"Твоя десница, Творец, величественная в силе, Твоя десница, Творец, крушит врага"[416]. Т.е. левая включается в правую, и суд завершается»415. Ибо после того как раскрывается свойство суда, и сила левой [линии] упраздняется и включается в правую, отменяется сила грешников и сила египтян, опирающихся на левую [линию], и правая [линия] усиливается, поскольку она победила в споре, и тогда говорится: «Твоя десница, Творец, величественная в силе». Поскольку она одолела левую, и поэтому: «Твоя десница, Творец, крушит врага», т.е. египтян, которые происходят от левой [линии].

 

И как было в египетском изгнании, так же будет и в будущем, когда Он спасет нас от всех народов мира. И тогда это тоже произойдет через действие, раскрывающее Малхут свойства суда на всех ступенях, которое отменяет силу левой [линии], чтобы она больше никогда не могла одолеть правую. И это действие считается клятвой в том, что никакой народ мира больше не поработит Исраэль, происходящий от правой [линии].

 

«И поэтому, когда Творец желает всё осуществить»415 таким образом, чтобы никакой народ и племя не могли более поработить Исраэль, сказано: «Клялся Творец десницей Своей и рукою силы Своей»[417], – т.е. с помощью действия по раскрытию Малхут свойства суда на всех ступенях миров, которое называется клятвой и обещанием, что левая линия больше никогда не сможет одолеть правую. И поэтому: «Клялся Творец десницей Своей», – т.е. усилением силы правой [линии], которая победила в споре, «и рукою силы Своей», – левой, которая уже включилась в правую. «Что не дам Я зерно твое в пищу врагам твоим, и не будут пить чужеземцы вино твое, над которым трудился ты»417.

 

И выяснилось здесь 3 вида раскрытия Малхут свойства суда на всех ступенях, которые подчиняют левую линию, [заставляя ее] включиться правую, так чтобы она больше никогда не могла одолеть правую:

1. Раскрытие свойства суда в корне частного грешника, у которого уже иссякла всякая надежда, и он больше не может грешить и уже не может раскаяться.

2. Раскрытие свойства суда в частном корне одного народа, как это было в Египте, когда было сказано: «Твоя десница, Творец, величественная в силе»412. И действие по раскрытию свойства суда над египтянами подобно клятве в том, что египтяне больше никогда не смогут поработить Исраэль. Как сказано: «Ибо, как видели вы Египет сегодня, более не увидите их вовеки»[418].

3. Действие раскрытия Малхут свойства суда в мире, как в целом, которое наносит ущерб всем 70-ти народам. И тогда клянется Творец в общем, что левая линия больше не одолеет правую в мире, как в [едином] целом, как сказано: «Клялся Творец десницей Своей».

 

Четыре вида (́арба мин́им)

 

412) Сказано: «И возьмите себе в первый день плод Древа Великолепия, листья пальмовые»[419]. «Плод Древа Великолепия» – это этр́ог (цитрон). Но разве этрог с Древа Великолепия, ведь на цитроновом дереве вокруг него много колючек? Но дело в том, что сказано: «И перестроил Творец (Элоким) ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку»[420]. И сказано: «Кость от кости моей и плоть от плоти моей»[421]. И это плод Древа Великолепия , ибо человек называется «дерево».

 

Внутренний смысл слов: «И перестроил Творец (Элоким) ребро», указывает на Зеир Анпин и Малхут, которые были созданы как двойной парцуф. А потом Творец отделил их друг от друга, и Малхут стала ребром (частью) Зеир Анпина. Зеир Анпин называется Древом Жизни, а Малхут – плод этого Древа, и поэтому этрог указывает на Малхут. И потому Тора называет его плодом Древа Великолепия, ибо он – плод Древа Великолепия, т.е. Зеир Анпина.

 

413) «Листья пальмовые (кап́от тмари́м)»419. Пальма цветет раз в 70 лет, что указывает на Есод Зеир Анпина, в котором обобщаются 70 высших лет, т.е. 7 сфирот ХАГАТ НЕХИМ, каждая из которых состоит из 10, и всего 70. И он связывается (нихпат), т.е. соединяется сверху с Зеир Анпином и снизу с Малхут. И поэтому называется «листья» (кап́от), как сказано: «соединились», – т.е. связались, ибо Есод поднимается и в Зеир Анпин и в Малхут. Как сказано: «Потому что всё в небесах и на земле»[422]. Есод называется «всё», и он связан с небесами, т.е. Зеир Анпином, и землей, т.е. Малхут.

 

414) Плод Древа Великолепия – это жертвенник, т.е. Малхут, который приносит плоды и распространяет плоды во все стороны. И называется «плод Древа Великолепия», поскольку все 70 лет, т.е. 7 сфирот ХАГАТ НЕХИМ Зеир Анпина, каждая из которых состоит из 10, и всего 70, дают Малхут [определенную] часть, и она получает благословение от всех них. А Зеир Анпин называется «Древо Великолепия». А тот, кто грешит и наносит ущерб жертвеннику, т.е. Малхут, грешит и наносит ущерб всем семи сфирот Зеир Анпина, ибо Малхут связана с тем, который соединен и связан с верхом, т.е. с Есодом Зеир Анпина, и поэтому Малхут связана с семью сфирот Зеир Анпина. И поэтому сказано: «плод Древа Великолепия, листья пальмовые (кап́от тмар́им)», чтобы показать, что они связаны (кфут́им) друг с другом.

 

415) Сказано: «Это помазание Аарона и помазание сынов его»[423]. «Это» – это жертвенник, который помазывается Аароном, т.е. Хеседом Зеир Анпина, как сказано: «И помажь жертвенник всесожжения и все его принадлежности»[424]. «И помазание сынов его» – это остальные сфирот Зеир Анпина, нисходящие от Хеседа. Ибо жертвенник, т.е. Малхут, помазывается всеми, и растет, и благословляется, и очищается.

 

416) В праздник Сукот жертвенник обходят по одному разу каждый день, а в конце – 7 раз. <Это указывает нам на> царя, который пригласил гостей и занят ими. И была у царя единственная дочь, и сказала она ему: «Господин мой и царь! Из-за приема гостей ты не смотришь на меня!» Сказал он ей: «Клянусь, дочь моя! Я буду давать тебе по подарку каждый день, и он будет стоить всего».

 

417) Так, в каждый день праздника [сыны] Исраэля приносили в жертву 70 тельцов для 70-ти народов мира. Сказал жертвенник, т.е. Малхут, святому царю, т.е. Зеир Анпину: «Для всех народов есть яства и части, а что ты даешь мне?» Сказал он ей: «Каждый день будут окружать тебя семь высших дней», – т.е. семь сфирот Зеир Анпина, ибо каждый состоит из всех, – «чтобы благословлять тебя». «И будут давать тебе 70 частей каждый день», – ибо каждая состоит из десяти, против десяти тельцов, которых жертвуют в праздник для 70-ти народов. Выходит, что каждый день [сыны] Исраэля приносят жертву для всех народов мира.

 

418) Семь частей каждый день, хотя и совершают только один обход, поскольку каждый день Малхут благословляется от всех, ибо семь сфирот включаются друг в друга, и частная сфира каждого дня состоит из всех семи, и это 70 частей соответственно 70-ти народам. А в конце семи дней в [ночь] Ош́ана Раб́а (Великая Осанна) Малхут благословляется из того места, где есть елей помазания, из Бины, где находится изобилие хохм́ы, называемой елей. И поэтому обходят семь раз, против всех семи дней, т.е. семи сфирот Зеир Анпина, чтобы притянуть и оживить для нее благословления из истока реки, которая течет постоянно, не прекращаясь, и это Бина.

 

И выходит, что то, что она благословляется каждый день из семи дней Сукота, до [окончания] семи дней – она благословляется из истока реки, т.е. Есода Зеир Анпина, который не течет постоянно, а прерывается, который светит совершенством лишь в часы молитвы и по шабатам, и праздникам. И так же в другом случае, в [ночь] Ошана Раба, когда жертвенник обходят семь раз, она благословляется семь раз сразу, и затем в ней оживают благословления из высшего места, и ключ выходит и не прекращается, и это Бина.

 

419) В каждый день во дни праздника провозглашают подъем и говорят: «Даже бесплодная родит семерых, а многодетная станет несчастной»[425]. «Даже бесплодная родит семерых» – это Кнесет Исраэль, которая благословляется семью сфирот Зеир Анпина каждый день и в итоге достигает высшего счета в Бине. «А многодетная станет несчастной» – это народы, поклоняющиеся идолам, которые достигают в первый день большого счета, т.е. 13 тельцов, а потом всё время уменьшаются каждый день, доходя до 7-ми тельцов. И поэтому жертвенник прощает грехи [сынов] Исраэля, и жертвенник очищает их и дает им благословления сверху вниз.

 

420) «И ветвь дерева густолиственного»[426]. Это святой царь, т.е. Тиферет, который держится за две стороны, Хесед и Гвуру. Ибо Тиферет – это средняя линия, которая включает в себя две линии. Поэтому мирта берут три ветви. «И ветвь дерева густолиственного» – ветвь, которая сделает ветвь дерева густолиственного, т.е. чтобы держалась за правую и за левую сторону. «И ив речных»426 – это два столпа, т.е. Нецах и Ход, от которых благо переходит к пальмовым листьям, т.е. Есоду, который связан наверху с Зеир Анпином, и внизу – с Малхут. Этрог, т.е. Малхут, выходит из колючек на дереве, т.е. от судов, которые называются колючками на Зеир Анпине, который называется «дерево». Ибо она строится из судов Зеир Анпина. И так же пальмовые листья, т.е. Есод, который тоже связан с ними, т.е. с колючками на дереве, или судами Зеир Анпина, поскольку Есод склоняется к левой стороне Зеир Анпина, где находятся суды (диним). Безусловно, всё что выходит в мир, исходит из четырех видов (́арба мин́им).

 

421) «И приду я к жертвеннику Элокима»[427]. «Жертвенник Элокима» – это высший жертвенник, т.е. Малхут. Он указывает на дин, т.е. на колодец Ицхака. Малхут, называемая «колодец», строится из Гвуры, или Элокима, который называется «Ицхак». А иногда она называется «жертвенник АВАЯ», т.е. милосердия, как сказано: «Поднялся он от жертвенника АВАЯ»[428]. И поэтому миры наследуют от Малхут суд (дин) и милосердие (рахам́им), поскольку она питается со стороны суда и со стороны милосердия.

 

Душа злоупотребившая

 

422) «Душа (н́ефеш), злоупотребившая»[429]. Конечно, н́ефеш, а не нешам́а и не р́уах, которые не грешат, а удаляются до греха. Сказано: «Да будет душа (н́ефеш) господина моего завязана в узле жизни у Творца, Элокима твоего»[430]. И сказано: «А душу (н́ефеш) врагов твоих выбросит Он, как из пращи»430. Т.е. награда и наказание полагается главным образом душе-н́ефеш.

 

423) Счастливы праведники, у которых есть высшая доля в Творце, в этой святой доле, в святынях царя, ибо они освящают себя святостью своего господина. А того, кто освящает себя, освящает Творец, как сказано: «Освятите себя, и будете святы»[431]. Человека, освящающего себя снизу, освящают сверху. А когда человек освящается святостью своего господина, в него облачают святую душу (нешама), которая является наследием Творца и Кнесет Исраэль, ибо нешама – это порождение ЗОН. И тогда он наследует всё. И они называются сыновьями Творца. Как сказано: «Сыны вы Творцу, Элокиму вашему»[432].

 

424) Сказано: «Да породит земля существо живое»[433]. И от этой части унаследовал царь Давид и соединился высшей связью, и унаследовал царство (малхут). И поэтому: «Да будет душа (н́ефеш) господина моего завязана в узле жизни»430. Нефеш соединяется с руахом, а руах с нешамой, а нешама – с Творцом. И поэтому они называются «узел жизни». Счастлива доля того, кто наследует это высшее наследие.

 

425) Горе тем грешникам, д́уши-н́ефеш которых не удостаиваются этого мира и тем более будущего. О них сказано: «А д́ушу (н́ефеш) врагов твоих выбросит Он, как из пращи»430. Ибо они ходят и бродят по миру, и не находят места отдыха, к которому они могли бы присоединиться. И они оскверняются с нечистой стороны. И глашатай взывает, говоря: «"Душа (н́ефеш), злоупотребившая"429 Творцом "осквернила Святилище Творца"[434]», – т.е. свою душу-н́ефеш. И не следует говорить «настоящий Храм Творца», ведь она не входила в Святилище и не включалась в него, и как же она может осквернить его? И это губители мира, души (нефеш) грешников, ибо они прилепляются к Ситре Ахре и оскверняются.

 

426) Когда увенчивается Кнесет Исраэль, т.е. Малхут, душа-нефеш увенчивается святым царем, т.е. Зеир Анпином, и Малхут называется «узел жизни», ибо в ней связывается всё. Нефеш связывается с ней снизу, а Зеир Анпин – сверху. Когда Шхина, т.е. Малхут, перемещается, она перемещается вместе с праотцами, т.е. ХАГАТом Зеир Анпина. Как сказано: «И переместился ангел Творца, который шел»435. И это три стиха: «Ва-ис́а», «Ва-яв́о», «Ва-й́ет»[435] (и переместился, и вошел, и простер), которые указывают на три линии ХАГАТ Зеир Анпина, от которых Шхина получает, и с которыми она перемещается. И поэтому Шхина называется узлом жизни, ведь три линии ХАГАТ связаны в ней.

 

427) Все, т.е. три линии ХАГАТ и Шхина, превращаются в один венец, для того чтобы быть увенченными вместе. И внутри них видно святое имя, имя «айн-бет» (72). В это время Зеир Анпин называется: «Как яблоко среди лесных деревьев, так любимый мой среди юношей!»[436]. Ибо три линии ХАГАТ – это три цвета: белый, красный, зеленый, – которые видны в яблоке. И тогда, на море, [сыны] Исраэля видели драгоценное высшее свечение, которое шло перед ними. «И вывел тебя пред Собою Своей силой великой из Египта»[437] – это праотцы, ХАГАТ, т.е. три линии «Ва-ис́а», «Ва-яв́о», «Ва-й́ет». И поэтому это имя, т.е. Малхут, «разбивает горы и сокрушает скалы»[438], и есть в нем и хорошее и плохое. Счастлив удел [сынов] Исраэля.

 

428) Заповедано, что злоупотребивший святостью, должен принести основную часть (керен) и пятую долю. Как сказано: «И пятую часть его прибавит к нему»[439]. Керен – это «вав» де-АВАЯ, т.е. Зеир Анпин. Пятая доля его – это «хэй», т.е. Малхут. Ведь пять свойств КАХАБ ТУМ есть в Зеир Анпине, а Малхут – пятая в нем. И это шофар (керен) [для] йовеля (юбилея) – шофар, т.е. Зеир Анпин, который получает от йовеля, т.е. Бины. Рог (керен), который был во лбу того быка, которого принес в жертву Адам Ришон, и рог этот указывает на Зеир Анпин, ибо через эту жертву он приблизил Малхут к Зеир Анпину, и это значит: поднести пятую долю в добавок к основной части, главное во всех жертвах. «Награда (керен)», – т.е. Зеир Анпин, – «существует для него в будущем мире»[440], т.е. в Бине. Т.е. он получает от Бины, а плоды его – в будущем мире, т.е. это Малхут, получающая от Зеир Анпина. И это «хэй», «хэй». Первая «хэй» де-АВАЯ, Бина, и нижняя «хэй» де-АВАЯ, Малхут, а «вав», т.е. Зеир Анпин, стоит между ними и получает от первой «хэй», и это – «Награда, существующая для него в будущем мире», – и передает нижней «хэй», и это плоды в этом мире.

 

429) Козленок для жертвы[441]. Почему козленок (эз)? Причина в названии, из названия мы видим, что он относится к дурной стороне. Ибо козленок (эз) указывает на сильные (аз́им) и жесткие суды. А в таком случае, почему же его приносят в жертву? А дело в том, что нужно пожертвовать именно его, поскольку если над человеком прошел дух скверны, или он занимался им, он должен пожертвовать этого козленка, т.е. в том же роде, в котором он грешил.

 

Н́ефеш, р́уах, нешам́а

 

430) Есть такие, кто удостоился души-нешам́а. А есть такие, кто удостоился пробуждения руаха. А есть такие, кто удостоился только лишь н́ефеша. Тот, кто удостоился только лишь нефеша и не поднялся выше, чтобы удостоиться руаха или нешамы, связывается с нечистой стороной, и когда он спит, эти дурные стороны приходят и связываются с ним и сообщают ему во сне вещи, [происходящие] в мире, часть из которых ложь, часть – правда. А иногда они издеваются над ним и показывают ему лживые вещи, и мучают его во сне. И поэтому из народов, поклоняющихся идолам, есть такие, кто видит во сне истинные вещи, благодаря той стороне, с которой они связаны, ибо она сообщает им их. И всё это вещи, которые произойдут в скором времени.

 

431) В этих дурных видах есть три ступени.

Высшая ступень – те, кто подвешен в воздухе. Они слышат приговор, вынесенный свыше, но не приходят в этот мир.

Средняя ступень – между верхними и нижними. Они слышат вещи от верхних, подвешенных в воздухе, и сообщают эти вещи человеку во сне, часть их – ложь, часть – правда. И истинные вещи – это то, что произойдет в скором времени.

Нижняя ступень – те, кто издевается над людьми и мучает их во сне, поскольку все они наглые, как собаки.

 

432) И ступень подвешенных в воздухе, тех, кто выше, относится к человеку, удостоившемуся только лишь души-нефеш, которая желает исправиться и получить руах. А до того как она удостоилась руаха, ночью, во время сна из этого нефеша выходит то, что выходит, и распространяется по миру. Т.е. не весь нефеш выходит из человека во время сна, а только его часть, ибо остается от него киста де-хаюта (минимальная жизненная сила), и она хочет и не хочет подняться наверх среди ангелов, пока она не сталкивается с клипот, которые в воздухе, и они сообщают ей вещи, которые произойдут в скором времени и которые произойдут не так скоро. И с этой ступенью подвешенных в воздухе он соединяется во сне всё время, пока не обретает руах.

 

433) Когда он обретает руах, этот руах (ветер) выходит «и раздирает горы и сокрушает скалы»438, которые представляют собой внешние силы. И он поднимается и простирается, и входит между высших святых ангелов, поскольку руах происходит из мира Ецира, где пребывают ангелы, и там он узнаёт, что узнаёт, и учится у них [разным] вещам и возвращается на свое место. И тогда – это связь человека со святостью, пока он не удостаивается души-нешама и не обретает ее.

 

434) Когда он удостаивается души-нешама, она поднимается наверх в мир Брия, откуда происходит нешама, и стражи ворот не задерживают ее, и она простирается и поднимается всё выше между тех праведников, которые связаны в узле жизни, т.е. Малхут мира Ацилут, и там видит царское наслаждение и наслаждается высшим свечением.

 

435) А когда святая лань, т.е. Малхут, пробуждается благодаря северному ветру, – т.е. в полночь, – она опускается, и тот праведник, что обрел душу-нешама, восстает и укрепляется в Торе, подобно мощному льву, пока не воссияет утро, и тогда он идет с этой святой ланью, чтобы предстать перед царем и получить от него нить милости (Хеседа), нить Авраама, свет Хесед.

 

436) И когда этот праведник приходит вместе с ланью, т.е. с Малхут, он облачается в нее перед царем, и Давид произносит: «Руководителю: на рассветную лань (а́елет а-ш́ахар)»[442], и она – Кнесет Исраэль, Малхут. «Аелет а-шахар» – это песнь Кнесет Исраэль, которую произносят в изгнании: «Творец мой, Творец мой! Зачем Ты оставил меня?»[443]

 

437) Счастливы обретшие душу-нешама, обретшие Тору, служащие святому Царю. Горе тем грешникам, которые не удостоились соединиться со своим господином и не удостоились Торы. Ибо всякий не удостоившийся Торы, не удостаивается ни руаха, ни нешамы. И он связан с дурными видами. И нет у него доли в святом Царе, нет у него доли в святости. Горе ему, когда уйдет он из этого мира, ибо известно, что он принадлежит дурным видам, обладающим дерзкой, как у собаки, наглостью, посланцам адского огня, которые не жалеют его.

 

438) Чем отличается Исраэль от народов-идолопоклонников? Несмотря на то что человек из Исраэля удостоился только души-нефеш, над ним пребывает высшая ступень, ибо если он желает обрести руах, или если желает обрести нешаму, он обретает и удостаивается ее. Но народы, поклоняющиеся идолам, никогда не обретут больше своей нечистой души-нефеш. Если только [такой человек] не произведет обрезание, при котором он обретает душу-нефеш от святости.

 

439) Если [человек из] Исраэля, находящийся на нижней ступени души-нефеш, не желает удостоиться большего, наказание его велико. Горе тому грешнику, который забывает заповеди Торы, т.е. не занимается Торой и забывает своего Господина. О нем сказано: «Да исчезнут грешники с земли!"[444]

 

440) Существуют люди, прилепившиеся к нечистой стороне, из-за души-нефеш, более которой они не удостоились. И когда приходит к ним дух скверны, он пребывает над ними, и они прилепляются к нему. Тогда тот грех, который совершил человек, принадлежит этой нечистой стороне, и его жертва – это козленок, т.е. животное, происходящее с той же стороны, – во искупление греха его.

 

441) Сказано: «То не оставь на ночь трупа его на дереве… И не оскверни земли твоей»[445]. Ибо земля – это святость, и дух скверны не должен обрести место в святой земле и пребывать над ней. В таком случае, если дух скверны пребывает в козленке и происходит с его стороны, почему же его приносят в жертву святой стороне?

 

442) Сказано: «Ибо Творец, Элоким твой, огонь пожирающий Он»[446]. Есть огонь, пожирающий огонь, огонь Творца пожирает огонь Ситры Ахры. Есть ангелы, произносящие песнь перед Творцом, и когда заканчивают пение, они исчезают в искре пожирающего огня, который сжигает их. А внизу Творец устроил огонь жертвенника, огонь Малхут от ее диним, и этот огонь пожирает и уничтожает всю нечистую сторону. И эта сторона исчезает в пламени этого огня, и ничего не остается от нее в мире. И человек, приносящий свою жертву, стоит благодаря ей, и с тем духом, который поднимается от жертвы, от него уходит дух скверны, пребывающий над ним, и он прощается. И поэтому всё уничтожается и исчезает, и некому стоять перед огнем жертвенника.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.