269) «Переменчивый человек распространяет раздор, а ропщущий отторгает друга»[275]. «Переменчивый человек распространяет раздор» – это нечестивцы, вызывающие изъян наверху. Раздор – значит изъян. «Ропщущий отторгает друга (алýф)» – т.е. он отторгает Властелина мира (Алуфó шель олáм), Творца.
270) «Переменчивый человек распространяет раздор» – т.е. среди насаждений, ЗОН, он распространяет раздор, заставляя их питаться от стороны суда, левой линии Бины. Раздор – значит суд. «Ропщущий отторгает друга», поскольку нечестивцы вызывают изъян наверху. Отторжение означает, что между Зеир Анпином и Нуквой нет единства, он отторгает Царицу от Царя. И потому он не зовется единым – ведь Зеир Анпин и Малхут не пребывают в единстве. Горе нечестивцам, которые вызывают разъединение наверху. Счастливы праведники, осуществляющие высшее бытие, т.е. единство ЗОН. И счастливы раскаявшиеся, которые возвращают всё на свое место.
271) И потому там, где сидят раскаявшиеся, не сидят законченные праведники. Ибо раскаявшиеся исправились в высшем месте, в месте орошения сада, т.е. в Бине, которая орошает сад, Малхут. Это и есть раскаяние – когда человек возвращает Малхут к Бине. Поэтому они называются раскаявшимися (букв. вернувшимися). А законченные праведники исправились в другом месте, которое зовется «праведником», – в Есоде Зеир Анпина.
272) Поэтому раскаявшиеся сидят в высшем месте – в Бине, а законченные праведники сидят в малом месте – в Есоде Зеир Анпина. Ибо раскаявшиеся возвращают воду, т.е. изобилие, из высшего места глубокой реки, Бины, в место, называющееся праведником, т.е. в Есод Зеир Анпина. А законченные праведники продолжают изобилие из того места, где сидят, из Есода Зеир Анпина, в этот мир. И потому раскаявшиеся являются высшими, а законченные праведники – нижними. Счастлив удел раскаявшихся, которые привлекают изобилие из Бины в Есод Зеир Анпина. И счастлив удел праведников, благодаря которым существует мир, – они привлекают изобилие из Есода Зеир Анпина в этот мир.
273) «Если согрешил и виновен…»[276]. Сказано: «(Если) найдет потерянное и не признается в этом»[277]. Ибо согрешивший вызывает изъян наверху, и потому уходит Творец из всего. Творец как будто не существует, потому что собрание Исраэля, т.е. Малхут, отделилось от своего места, как сказано: «утрачена вера»[278]. Вера – это собрание Исраэля, как сказано: «вера Твоя – ночью»[279]. А ночь – это Малхут. «Утрачена вера» – сказано об этом: «За что утрачена земля?»[280]. И всё едино, так как Малхут называется «вера» и называется «земля». Как уже было сказано, «утрачена» – это значит, что Малхут утратила своего супруга – Есод. Не сказано: потерявшаяся или потерянная – это означало бы, что она сама потерялась. Подобно этому сказано: «Праведник утрачен»[281]. Не потерян или потерялся, а утрачен, так как он утратил свою супругу – Малхут. Так и здесь: «утрачена вера». Поэтому сказано: «Да вернет награбленное… или утраченное». Ибо Малхут, повредившаяся из-за его греха, называется утраченной, и нужно вернуть эту утрату праведнику, т.е. Есоду, который утратил ее.
Есть места в аду
274) Есть в аду места, записанные за публичными осквернителями субботы, которые не раскаялись в этом осквернении. И есть над ними управители. А также есть в аду места для тех, кто открывает наготу, и для тех, кто открывает лик в Торе не должным образом, и для тех, кто проливает чистую кровь, и для тех, кто дает ложную клятву, и для тех, кто лежит с нечистой (нидá), или с дочерью чужого бога, или с блудницей, или с рабыней, и даже для тех, кто преступает 365 запрещающих заповедей.
275) Для каждого греха есть место в аду, и есть управитель над ним. А Сатан, т.е. злое начало человека, управляет всеми грехами, местами и управителями над ними. Если же человек раскаялся, то сказано: «Я стер, как туман, преступления твои»[282] – т.е. стираются записи о каждом грехе нечестивцев из их мест в аду.
276) Есть грехи, записанные наверху, а не внизу, в этом мире. И есть такие, которые записаны внизу, а не наверху. И есть такие, которые записаны и внизу, и наверху. Если грехи стираются внизу в этом мире, когда человек приходит к раскаянию, то стираются и наверху, после того как он приходит к раскаянию. Прегрешения нечестивца высечены у него на костях, и заслуги праведника высечены у него на костях – чтобы были они записаны среди нарушителей для опознания в них. И раздается над ним голос: «Это нечестивец, да сгорят его кости в аду».
277) Дýши нечестивцев – вот вредители в мире. И приговор им таков: душа их сгорает и становится прахом под стопами праведников. В чем же они горят? В огне престола, т.е. Малхут. Сказано об этом: «Престол его – искры огненные, колеса – огонь сжигающий»[283]. Иными словами, в огне огненных зверей, вращающих престол суда, т.е. АДНИ, о котором сказано: «Суд Малхут – это суд»[284].
Река Динур
278) Река Динур – это «огненная река, проистекающая и выходящая перед ним»[285]. Дýши праведников окунаются и очищаются в ней, а дýши нечестивцев приговариваются в ней и сгорают пред ней, как солома пред огнем – т.е. огнем, пожирающим огонь. АВАЯ с огласовкой Элоким, т.е. Бина, – это солнце. Его укрытие – это АДНИ. В будущем Творец извлечет солнце из укрытия. Иными словами, имя АДНИ, т.е. Малхут, не будет покрывать имя АВАЯ с огласовкой Элоким, т.е. Бину. И тогда раскроется огонь суда, что в левой линии Бины, без укрытия Малхут. Праведники исцеляются им, а нечестивцы приговариваются им.
279) От огня зверей престола суда спускался огненный лев, чтобы пожрать и сжечь жертв и управителей. Ибо на каждый орган, в котором присутствует грех, есть вредитель-обвинитель, назначенный над ним. Кто совершил одно нарушение, тот обрел себе одного обвинителя. И тотчас спускался огонь свыше, сжигая органы, сальники и эмурим[286] быков, баранов, козлов и коз. Это – АВАЯ, спускающийся, подобно огненному льву, чтобы сжечь их. Сгорали их органы, и сгорали вредители, назначенные над согрешившими органами, и искупались грехи Исраэля, т.е. органы Шхины.
280) В то время приближаются звери, назначенные над заслугами, от престола милосердия, т.е. раскаяния. Это – высшая мать (Има илаá), Бина. Они приближаются именем АВАЯ, которое входит в них. И потому это жертва для АВАЯ, ибо никто не сможет приблизить зверей и основы и водворить мир между ними, кроме имени АВАЯ, т.е. Зеир Анпина, средней линии. Его именем АВАЯ приближается вода к огню, правая линия к левой линии, и они не гасят друг друга. А дух, т.е. средняя линия, приближается к праху, т.е. к Малхут, и никто не разлучает их.