200) «Благословите Творца, все служители Его»[188] – это восславление для всех сыновей веры. Кто они – сыновья веры? Это те, кто занимается Торой и умеют соединить должным образом святое Имя. И восславление этих сыновей веры возносится, когда они встают в полночь для занятий Торой, и сливаются с Кнесет Исраэль, Малхут, чтобы восславлять Творца речениями Торы.
201) В час, когда человек встает в полночь, и северный ветер, свечение левой (линии), пробуждается в полночь, лань, Малхут, стоит и восхваляет Творца, Зеир Анпина. И в час, когда она стоит, сколько тысяч и сколько десятков тысяч стоят вместе с ней, и все начинают восхвалять святого Царя.
202) Тому, кто удостоился и встал в полночь заниматься Торой, внемлет Творец. Как сказано: «Ты, живущая в садах, друзья внемлют голосу твоему, дай мне услышать его»[189]. И все те множества, что наверху, и все, владеющие восхвалениями, воспевающие Господина своего, все они безмолвно внимают восхвалениям тех, кто занимаются Торой, и провозглашают: «Благословите Творца все служители Его». Вы, занимающиеся Торой, благословляйте Творца! Вы благословляйте святого Царя! Вы венчайте украшениями Царя!
203) И лань, Малхут, украшается в этом человеке, и встает пред Царем и говорит: «Смотри, в каком сыне предстаю я пред Тобой, в каком сыне украсилась я для Тебя». И кто они – те, все восславление которых пред ликом Царя? Стоящие в обители Творца по ночам, они называются служителями Творца, они достойны благословлять Царя, и благословение их – это истинное благословение. Как сказано: «Вознесите руки к святыне, и благословите Творца»[190]. Вы достойны того, чтобы святой Царь был благословен вами, и благословение, исходящее от вас, оно – истинное благословение.
Вознесите руки к святыне
204) «Святыня» – высшее место, Хохма, а источник глубокой реки, Бина, выходит из него. Как сказано: «Река, вытекающая из Эдена, чтобы орошать»[191]. «Река» – Бина, «Эден» (рай) – высшая святыня. И поэтому: «Вознесите руки к святыне» – чтобы (человек) поднял руки свои к Хохме, и получил оттуда наполнение святостью. И о человеке, который, поступая так, удостаивается этого, провозглашают: «Благословит тебя Творец с Циона»[192] – т.е. ты будешь благословлять Творца с того мест́а, которое называется высшей святостью, а Он благословит тебя с того места, которое называется Цион. То есть ты и Царица получите благословение вместе.
205) Так же как соединение человека и Малхут должно быть вместе для того, чтобы возвеличить Царя, так же из того места, в котором благословляется Кнесет Исраэль, «с Циона», являющегося ее Есодом (основой), из этого места Он пошлет тебе благословения, как сказано: «Благословит тебя Творец с Циона, и увидишь благополучие Иерусалима»192. «Благополучие Иерусалима» – это те благословения, которые исходят к Малхут от Царя, благодаря ступени святости праведника, Есода Зеир Анпина. Как сказано: «Благословит тебя Творец с Циона, и увидишь благополучие Иерусалима»192.
206) «И увидишь сыновей у сыновей своих, мир над Исраэлем»[193]. «Над Исраэлем» – поскольку этот человек преумножает мир наверху. Вследствие того, что удостоился столь многого, – умножает мир наверху и внизу. «Мир над Исраэлем» – не уточняется, каким, то есть над Исраэлем, находящимся внизу. И «мир» – это восславление высших и нижних, восславление всех миров. И речения Торы преумножают мир в мире, как сказано: «Творец даст силу народу своему, Творец благословит народ Свой миром»[194].
А если душа грешит
207) «А если душа грешит»[195]. Как сказано: «Пока не занялся день, разогнав тени»[196]. Насколько люди должны остерегаться грехов, чтобы не грешить перед Господином своим. Ибо изо дня в день выходит призыв, обращенный к людям: «Пробудите сердца ваши пред святым Царем! Пробудитесь, чтобы остерегаться грехов! Пробудите святую душу, которую вложил Он в вас, взяв из места высшей святости».
208) В час, когда Творец выводит душу, чтобы опустить ее людям, Он свидетельствует ей многими обязательствами и многими наказаниями, для того, чтобы она соблюдала заповеди Его. И кроме того, Он проводит ее через тысячу восемь миров, чтобы испытала увлечение и увидела в них славу занимающихся Торой. И стоит она перед Царем в дорогом облачении, по образу этого мира. В дорогом высшем облачении она созерцает славу Царя каждый день, а Он венчает ее множеством украшений.
209) В час, когда настало время спуститься в мир, она находится в своем пристанище в земном райском саду тридцать дней, чтобы увидеть у праведников заветное Господина их, а затем поднимается на свое место наверху. А затем уже спускается в мир. И святой Царь венчает ее семью украшениями, пока она, достигнув тела человека, не входит в него. И когда она, находясь в теле человека, грешит в этом мире и действует во тьме, Тора поражается ей, вопрошая: «Что же это: всей славой и всем совершенством наполнил высший Царь эту душу, а она грешит перед Ним – но если душа грешит, то зачем всё это, если она грешит?»
210) «А если душа грешит». Вернемся к сказанному: «Пока не занялся день» – это совет душе, чтобы она остерегалась греха и обратилась к очищению; «пока не занялся день» – пока не занялся день этого мира, и не настал тот суровый день, когда потребует Царь суда, чтобы вывести ее из этого мира. «Разогнав тени» – в час, когда настает время человека уйти из мира, забирается от него образ человека, как сказано: «Пока не занялся день» – пока не займется день, выводящий из этого мира, «разогнав тени», и вернется она, представ пред Господином своим.
211) Два образа есть у человека при жизни его: один – большой, а другой – малый. Как сказано: «Тени» – во множественном числе, а это – по меньшей мере две. И пока они находятся вместе, в человеке не угасает биение жизни. И поэтому сказано: «Разогнав тени». И тогда человек должен вглядеться в свои деяния и исправить их перед Господином своим, и исповедаться в них. Ибо Творец зовется милосердным и прощающим, и принимающим обратившихся к нему.
212) И это означает: «Пока не занялся день, разогнав тени». Ибо, поскольку эти тени забраны у него, и он заключен в оковы, то есть собирается умереть, и если он тогда совершает обращение, то это – обращение, но не настолько хорошее, как обращение, совершаемое еще при жизни. И царь Шломо провозглашает, вразумляя: «Помни Творца своего в дни юности своей, пока не наступили дни бедствий»[197].
213) И поэтому: «Пока не занялся день», должен человек исправить свои деяния, ибо, когда подходят его дни, чтобы уйти из мира, Творец сомневается в нем, говоря: «А если душа грешит: будет слышать голос клятвы, а он – свидетель, видел или знал, но не сообщил, то понесет его вину»[198]. «Будет слышать голос клятвы» – Я ведь взял с нее клятву Именем Моим, что она не изменит Мне, и свидетельствовал ей, когда она спускалась в мир. «А он – свидетель» того, сколько раз уверял Я ее соблюдать заповеди Мои, и поэтому, поскольку этот человек – свидетель, то в час совершения обращения перед Царем, когда «видел или знал», то есть «видел» эти прегрешения, которые делал, и всматривался в них, «или знал» предельно ясно, что преступил заповеди Господина своего, «но не сообщил» и не раскаялся в них пред Господином своим, то, когда уйдет из мира, «понесет его вину». И если «понесет его вину», то как же отворят ему вход, и как он предстанет пред Господином своим? И поэтому сказано: «А если душа грешит».
214) «Вся эта (зот) (беда) постигла нас, но мы не забывали Тебя и не изменили союзу Твоему»[199]. «Всё это постигло нас» – надо бы сказать, а не «постигла нас» – в женском роде? Но все суды, находящиеся наверху, включенные в «зот», приходят к нам, поскольку «зот» – это Малхут, включающая в себя все суды свыше, и поэтому говорится «постигла нас», в женском роде. «Но мы не забывали Тебя» и не забывали речения Торы Твоей. Каждый, кто забывает речения Торы и не желает заниматься ею, словно забывает Творца, ибо вся Тора – это «Имя Творца».