85)[62]«И было: голос рога расходился и усиливался всё больше»[63]. Голос рога – это Тиферет и Бина. Голос рога – это звук, исходящий из рога; голос, то есть Зеир Анпин, исходящий из рога, то есть Бины. Разумеется, Бина называется рогом, как сказано: «Вострубят в большой рог»[64]. Бина – это большой рог, и ее посредством рабы выходят на свободу вовеки. Ибо пятидесятый год – это Бина, которая светит и выводит рабов на свободу. И все нечистые силы порабощения аннулируются от ее светов.
86) А другие считают, что всё едино: голос, называющийся рогом, то есть Бина – как сказано: «громкий голос – и более не продолжал»[65]. И этот громкий голос, то есть Бина, называется рогом. Поэтому сказано: «голос рога расходился». Куда он расходился? Если к горе Синай или к Исраэлю, то следовало бы сказать: «опускался». Однако же Тора исходит из Бины, и слово расходился относится к Торе. Ибо из этого места, из Бины, представляющей совокупность всех голосов, была дана Тора.
87) Поскольку Тора вышла из Бины, первые скрижали тоже были написаны из Бины. Сказано: «начертано на скрижалях»[66] (חרות על הלוחות). Читай не начертано (харýт – חָרות), а свобода (хэрýт – חֵרות). Это настоящая свобода, поскольку представляет место, от которого зависит вся свобода. Ибо свобода от всех сил скверны достигается только с помощью светов Бины. Нет в Торе спорной вещи, в которой не сводилось бы всё к одному месту – к Малхут, и не сходилось бы к одному источнику – к Есоду.
88) «И было: голос рога расходился…» Сказано об этом: «Все реки идут в море»[67] – то есть в Малхут. А также сказано: «Всё идет в одно место»[68]. «…И усиливался всё больше» – это Бина, замкнутая «мэм» (ם). Это указывает на то, что нет в Торе вещи слабой или разбитой. Взглянув на вещь и познав ее, ты увидишь, что она сильна, «как молот, разбивающий скалу»[69]. Если же она слаба, это исходит от тебя. Сказано: «Ибо не пуста эта вещь от вас»[70]. А если пуста – это исходит от вас. И потому говорит Писание: «усиливался всё больше».
Голос Моше
89) Сказано: «Моше говорил, и Бог отвечал ему голосом»[71]. В этом месте кроются высшие вещи – высшие тайны. «Бог отвечал ему голосом» – голосом Моше, тем голосом, за который держался Моше. Это – Зеир Анпин, зовущийся голосом. И было наоборот, как сказано: «И говорил Бог»[72]. Здесь же сказано: «Моше говорил».
90) Сказано: «И сказали Моше: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, и пускай не говорит с нами Бог"»[73]. Поэтому «Моше говорил, и Бог отвечал ему» – чего не было ранее, когда «говорил Бог». Ибо нет в Торе ни слова, исходящего лишь из уст Моше. Проклятия в «Дварим»[74] Моше произнес собственными устами. Собственными устами – это значит, что проклятия в «Ваикра»[75] были сказано из уст Гвуры, то есть Малхут. А проклятия в «Дварим» были сказаны из его собственных уст, то есть из уст голоса, за который он держался, – Зеир Анпина.
91) Хотя вся Тора была сказана из уст Гвуры, то есть Малхут, но была сказана также и из собственных уст Моше – как, например, проклятия во «Дварим». А затем они включились в (исходящее) из уст Гвуры, как сказано: «Моше говорил, и Бог отвечал ему голосом». «Моше говорил» – это голос Моше, то есть Зеир Анпина. «Бог отвечал ему голосом» – это Гвура, то есть Малхут, признававшая тот голос. Как сказано: «Отвечал ему голосом» – то есть голосом Моше.
Если дочь священника выйдет замуж за постороннего[76]
92) «Если дочь священника станет вдовою или разведенной, и потомства нет у нее, и возвратится она в дом отца своего, как в юности своей, то от хлеба отца своего есть будет»[77]. Счастлив удел Исраэля по сравнению со всеми народами-идолопоклонниками, ибо когда Творец сотворил мир, Он сотворил его лишь для Исраэля, дабы они получили Тору на горе Синай, и очистились полностью, и стали праведниками пред Ним.
93) Когда этот мир обрел совершенство в Исраэле, как и наверху, то есть подобно высшим ЗОН, и этот человек был внедрен в землю, и ростом достиг высоты небес, тогда пожелал Творец восполнить святую душу сверху вниз, дабы они объединились и связались друг с другом: душа с телом и тело с душой. Сказано об этом: «И создал Творец человека из праха земного, и вдунул в ноздри его душу жизни»[78] – дабы они были связаны друг с другом, и дабы стал он совершенен по высшему подобию, исправив себя таким образом.
94) И потому сотворил его в мужском и женском свойстве, чтобы он был совершенен. Когда человек называется совершенным по высшему подобию? В час, когда он соединяется со своей супругой в единстве и радости, по желанию, и происходят от них с женой сын и дочь. Тогда он – совершенный человек, по высшему подобию, и обретает он совершенство внизу, подобно высшему святому имени. Ибо «йуд-хэй» (י"ה) – это Аба ве-Има, а «вав-хэй» (ו"ה) – это сын и дочь. И тогда зовут его высшим святым именем.
95) Если же человек не хочет восполнить святое имя внизу, то есть породить сына и дочь, то лучше для него, если бы он не был сотворен. Ведь нет у него вовсе доли в святом имени, и когда душа выходит из него, она вовсе не соединяется с ним, со святым именем, ибо преуменьшил он подобие своего Владыки, не поставив за собой Его форму – образ Творца. Пока не устанавливает (душа) связь и не исправляется полностью.
96) Сказано: «Если дочь священника станет вдовою или разведенной, и потомства нет у нее». Дочь священника – это святая душа, называющаяся царской дочерью. Ибо святая душа происходит от зивуга Царя и царицы, Зеир Анпина и Малхут. И потому, как тело внизу представляет мужское и женское свойство, так и наверху душа с телом представляют мужское и женское свойство: душа – это женское свойство, а тело – мужское. Как сказано: «Если станет вдовою» – то есть если душа овдовеет, лишившись тела, с которым соединилась, так как оно умерло. «Разведенная» – то есть изгнанная от той части святого имени, так как «потомства нет у нее». И потому, дабы сумела она, по высшему подобию, установить связь со святым именем – «возвратится она в дом отца своего». Возвратится – значит, исправит себя, став такой, какой была, прежде чем спустилась в тело. Тогда «возвратится она в дом отца своего», то есть к Творцу, «как в юности своей», то есть как вначале. И после того как исправится, «от хлеба отца своего есть будет» – то есть будет наслаждаться усладами Царя.
97) С этих пор и далее «никакой посторонний не будет есть святыни»[79]. Посторонний – это тот, кто не основал святое имя внизу, то есть не породил сына и дочь, и нет у него доли в нем. «Не будет есть святыни» – то есть нет у него доли от высшей услады, в которой кроется вкушение. Сказано: «Ешьте, друзья»[80]. Это – вкушение наверху, услада Творца. И наслаждение это пребывает в месте, где пребывало наслаждение, когда возносился запах жертвоприношения.