47) «Отчего пришел Я – и никого не было, звал Я – и никто не отвечал… Разве не достанет Мне силы спасти вас?»[33] Счастливы Исраэль, ибо в любом месте, где бы они не находились, Творец находится с ними, Творец находится среди них и прославляется в них, в Исраэле, как сказано: «Исраэль, в котором Я прославлюсь»[34].
48) И более того, Исраэль делают совершенной веру, Малхут, на земле. Исраэль – они совершенство святого Имени. Когда Исраэль приходят к совершенству с помощью благих деяний, то приходит, якобы, к совершенству святое Имя. А когда Исраэль не приходят к совершенству внизу посредством своих деяний, и остаются в изгнании, то, якобы, святое Имя наверху несовершенно. Ибо одно поднимается, а другое опускается. Когда Исраэль наверху, уходя, поднимается наверх, а Кнесет Исраэль, Малхут, опускается вниз, и они отдаляются друг от друга – то, якобы, остается святое Имя без совершенства. И всё это вследствие того, что Кнесет Исраэль в изгнании.
49) И хотя Исраэль находятся в изгнании, Творец находится среди них. И он первым является в дом собрания, обращаясь с призывом: «Возвратитесь, непослушные сыновья, и Я исцелю своенравность вашу». И нет того, кто пробудил бы дух свой. Тогда сказал Творец: «Отчего пришел Я – и никого не было, звал Я – и никто не отвечал?» – явился Я первым, и нет никого, кто пробудил бы дух свой.
Жертва Творцу
50)В тот день, когда Храм обрел совершенство, Творец вышел навстречу и водворился в нем. И сразу же «воззвал к Моше, и сказал ему Творец из соборного шатра, говоря…»[35] «Сказал ему Творец» – то есть известил его, что в будущем Исраэль согрешат пред Ним, и этот соборный шатер будет взят в залог за их грехи и не будет функционировать в их руках. Сказано об этом: «Сказал ему Творец из соборного шатра, говоря…» Он сказал ему, что соборный шатер будет заложен за грехи Исраэля и не будет выполнять свою функцию. А лекарство от этого – «когда человек принесет от вас жертву Творцу»[36]. Таким образом, жертвоприношения защищают от всего.
51) Жертвоприношение (курбáн – קרבן) должно было называться приближением (кирýв – קירוב)[37]. Почему же оно называется жертвоприношением? Жертвоприношение – это сближение святых корон (Кетеров) – сфирот ХАГАТ НЕХИМ, которые все вместе сближаются и связуются друг с другом, пока не становятся все единым целым в совершенном единстве, дабы исправилось святое имя как дóлжно. Сказано: «жертва Творцу», что означает приближение этих святых корон ХАГАТ НЕХИМ к имени АВАЯ, то есть милосердие, средняя линия, призванная исправить святое имя и объединить его как дóлжно, чтобы милосердие было во всех мирах и святое имя увенчалось его венцами, дабы смягчилось всё.
52) Всё это для того, чтобы пробудилось милосердие и не пробудился суд. И потому (жертва приносится) к АВАЯ, а не Богу (Элоким), так как имя АВАЯ указывает на милосердие, а Элоким указывает на суд. Ибо милосердие требуется, а не суд.
С другой стороны, сказано: «Жертвы Богу – дух сокрушенный»[38]. Здесь сказано: «жертвы Элоким», а не «жертвы АВАЯ».
53) Однако же здесь жертва называется не курбан (приближение – קרבן), а з́эвах (забой – זבח). Только забой скота связан с именем Элоким, и потому забивается он с северной стороны[39], так как север намекает на имя Элоким, то есть суд. Забой обращен к имени Элоким, к стороне Гвуры – дабы смягчился и сокрушился дух суда. И ослабится суд, и возобладает милосердие над судом. Потому и сказано: «жертвы Богу» – чтобы сокрушить силу и мощь сурового суда. Сказано: «дух сокрушенный» – дабы этот сильный дух суда был сокрушен и не возобладал его дух, его сила и мощь. И человек должен тогда стоять над жертвенником с сокрушенным духом, и устыдится он своих дел, чтобы был сокрушен этот мощный дух. Всё это для того, чтобы суд смягчился и возобладало милосердие над судом.
54) «Когда человек принесет от вас жертву Творцу…» Что значит «от вас»? Тем самым исключается отсюда Адам Ришон, принесший жертву, когда сотворил Творец мир. Он принес в жертву не крупный и мелкий скот, а рогатого быка с одним рогом. «Когда человек принесет от вас…» – за исключением Адама, который был не из вас.
Велик Творец
55) «Песнь-псалом сыновей Кораха»[40]. Эта песнь – хвала, превосходящая все другие восхваления, которые удостоились сыновья Кораха вознести Ему. Двойное выражение «песнь-псалом» означает хвалу над хвалой, восхваление, разделенное на два.
56) И удостоились сыновья Кораха восхвалить собрание Исраэля. Ибо сказано: «Велик Творец и прославлен весьма в городе Бога нашего, Его священной горы»[41]. Когда Творец зовется великим? Когда собрание Исраэля, то есть Малхут, находится с Ним. Сказано: «в городе Бога нашего» Он велик – то есть с городом Бога нашего, с Малхут Он велик.
Зеир Анпин, называющийся АВАЯ, всегда пребывает в светах хасадим, укрытых от хохмы. Хохма – это ГАР, она называется величием. Когда (Зеир Анпин) привлекает хохму для Малхут, называющейся собранием Исраэля, – у него есть ГАР, и он зовется великим. Однако без Малхут у него нет хохмы, и он не велик, ибо хохма не раскрывается ни в одной сфире, кроме одной лишь Малхут.
57) Почему здесь нужно было сказать: «в городе Бога нашего»? Было бы достаточно, если бы он сказал: «в городе Его священной горы». Безусловно, город, то есть Малхут, называется трепетом пред нашим Богом и представляет славу Исраэля. Эти слова показывают нам, что царь без царства (малхут) – не царь, и не велик он и не прославлен. Поэтому каждый, кто не представляет мужское и женское начало, утрачивает всю славу и не относится к свойству «человек» (адам). Более того, не достоин он благословения.
58) Сказано: «Был тот человек более велик, чем все сыновья востока»[42]. Сказано в книге рава Амнона Сабы, что супруга Иова была подобна ему в трепете пред Творцом, и что со стороны жены он звался великим. Так и здесь: «велик Творец и прославлен весьма». Чем Он велик? «Городом Бога нашего, Его священной горы» – то есть Малхут. С ее стороны называется Творец великим, потому что хохма, то есть величие, дается Зеир Анпину, только когда он с Нуквой.
59) И потому эта хвала была произнесена во второй день. Ибо три первых дня акта сотворения соответствуют трем линиям Зеир Анпина, причем второй день – это левая линия, откуда привлекается хохма к Малхут, как сказано: «Левая рука его у меня под головой»[43]. Почему тогда не сказано «хорош»[44] о втором дне, если он так важен? Ведь оттуда привлекается хохма. Потому что предстоит им расстаться. Иными словами, пока не расставались друг с другом Зеир Анпин и Малхут, пока Малхут, в которой находится хохма, была слита с Зеир Анпином, и оба они составляли единый парцуф – не было хорошо. Сказано об этом: «Нехорошо человеку быть одному»[45]. Ибо когда он один и Нуква еще не взята от него – сказано об этом: «нехорошо». И потому не сказано «хорош» о втором дне.
60) «Велик Творец и прославлен весьма» – велик только когда Он с Малхут. «Прекрасный пейзаж, радость всей земли»[46] – это хвала их объединению. «Прекрасный пейзаж» – это Творец, и это праведник, Есод Зеир Анпина. «Радость всей земли» – ибо тогда возникает всеобщая радость, и собрание Исраэля, то есть Малхут, благословляется.