Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место туризма в народном хозяйстве, его оценка



 

Место туризма можно оценить по:

· Доходам

· Занятости

· Инвестициям

· Числу занятых, удельному весу

· Накопленным в отрасли основным фондам

· Удельному весу инвестиций в туризм

Влияние может быть прямым и косвенным.

Оценка значения туризма

На государственном (макроэкономическом) уровне

· Вклад отрасли в ВВП, НВП. ВВП:

– Багамы > 60% (занятость >50%)

– Мальдивы ~30% (~70% доходов иностранной валюты)

– Греция ~15%

– Испания ~11% (Мальорка ~70%)

– Франция ~ 7% (Французская Полинезия ~10%)

– Латвия ~ 2% (6-7% вместе со смежными отраслями)

¨ Спрос на туристические услуги:

- иностранный (число туристов, срок пребывания, потраченные деньги)

- местный

- исходящий

¨ Предложение:

- число предприятий

- число мест ночлегов

- объекты привлечения интереса туристов

¨ Место туризма в балансе платежей

¨ Темпы развития отрасли

¨ Косвенные экономические доходы

¨ Доходы жителей, их часть, которая тратится на:

- отдых, рекреацию

- туризм

На уровне предприятия (микроэкономики)

¨ Величина предприятия (оборот, прибыль, число занятых)

¨ Предоставляемые услуги:

- число обслуживаемых гостей;

- значение услуг в денежном выражении.

Понятие туризма

Включает в себя многие аспекты, способы выражения, процессы:

1) вид путешествия

2) различные действия, активность людей (туристов), находящихся вне своего места жительства (сельский туризм)

3) одна из деятельности свободного времени, вид рекреации

4) отрасль народного хозяйства (экономики), бизнес

5) вид духовного (образовательного) и физического воспитания

6) экономическое явление, в которое входит спрос (потребности туристов) и предложение (услуги, предлагаемые предприятиями туристической отрасли)

7) взаимодействие людей, общение в районе туризма

Определение туризма

В каких документах, нормативных актах определен туризм:

В Законе о туризме, вступил в силу 01.01.1999

«Туризм — действия лица, связанные с путешествиями и нахождением вне своего постоянного места жительства с целью свободного времяпрепровождения, ведения деловых сделок или с другой целью на протяжении не более года».

 

Определение туристической отрасли

«Туристическая отрасль — отрасль народного хозяйства, задачей которой является подготовка и оказание туристических услуг».

 

Гаагская декларация по туризму, 1989

«Туризм – это явление, включающее в себя свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в путешествии».

P.H.Collin. Dictionary of Hotels, Tourism and Catering Management. Great Britain, 1998

«Туризм – это бизнес (предпринимательская, коммерческая деятельность), обеспечивающий туристов услугами путешествий, ночлегов, продовольствия, развлечения и другими услугами».

Оттавская международная конференция, 1991. (ВТО, Статистика путешествий и туризма)

«Туризм охватывает деятельность тех людей, которые путешествуют и вне своего привычного места жительства не более одного следующего года, которую посвящают отдыху, сделкам или другим целям».

Encyclopedia of Tourism, Routledge, 2000.

«Туризм – это многосекторная хозяйственная отрасль и поле для мультидисциплинарных исследований».

Определение туриста

В международных документах проведена классификация, группирование путешественников:

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ:

• не включенные в статистику туризма

• включенные в статистику туризма (посетители, гости)

В Законе о туризме, вступил в силу 01.01.1999

«Турист — физическое лицо, путешествующее за пределами своего постоянного места жительства не более одного года, находящееся в общественном или частном жилище не менее одной ночи и не занимающееся наемным трудом в месте нахождения».

 

Различные курьезы:

Например: «Турист – это человек, не ночующий дома».

Анализируя определения туризма и туриста, необходимо помнить, что в разных странах они различаются, но во всех подчеркиваются следующие существенные черты:

1) путешествие как свободное перемещение (не принудительно-экономическое, политическое);

2) продолжительность путешествия – от 1 дня до 1 года, если короче – гость на один день, экскурсант;

3) расстояние путешествия вне своего привычного места жительства (в Австралии – не менее 40 км, Канада, США – 50 миль (80 км), если ближе – рекреант);

4) цель путешествия – разные, но не наемная работа.

Значение туризма

Отрасль туризма и гостеприимства является одной из крупнейших отраслей мира

Прямые доходы от международного туризма в 2009 году:

• 852 миллиардов USD (611 миллиардов EUR),

• 2008: 942 миллиардов USD (641 миллиардов EUR),

• 2007: 859 миллиардов USD (627 миллиардов EUR).

UNWTO World Tourism Barometer

Апрель 2010 года (www.unwto.org)

Доходы (%):

• Общие доходы от туризма образуют 9.7 % от мирового ИКП

• Прямые доходы от туризма – 3.8 %

• 6 % от мирового экспорта (общие – 11%)

• Занятые непосредственно в туризме ~3% от всех занятых мира, вместе со смежными отраслями ~ 9 %

Источник: 2007 WTTC

Туризм образует 9.2 % от расходов лиц в мире.

Туризм, Quick Facts, 2007

http://www.tourism.gov.on.ca/english/research/quick_facts/index.html

2. Это значимая хозяйственная отрасль во многих государствах

• В США это 2-ая крупнейшая отрасль (по числу занятых) после здравоохранения

• В странах туризма – Испании, Португалии. Франции – она образует 10% от НВП

• В Латвии ~ 3% (вместе с косвенными доходами ~ 7%)

3. Туризм – это одна из наиболее стремительно растущих хозяйственных отраслей

• 1990-2000 гг. средний годовой темп прироста 4.3%

• 1999/2000 - даже +7% в год

• 2001- кризисный год

– Число туристов снизилось на 0.6%

– Доходы от международного туризма - на 2.6%

• 2002: прирост на 3.1%

• 2003: снижение на 1.2%

• 2004: +10.7% туристов и доходов

• 2005: прирост туристов на 5.4% и доходов на 2.7%

• 2006: +5% туристов и доходов

• 2007: +6% туристов

• 2008: +1.9% туристов

• 2009: - 5.8% доходов от туризма

• Планируемый прирост доходов составляет 3.3% в год до 2014 года (прямые доходы сохранятся 3.8%)

4. В современности туризм сформировался как глобальная индустрия

• 2004 г. – число международных туристов 760 миллионов

• 2005 г. – 802 миллиона

• 2006 г. – 842 миллиона

• 2007 г. – 898 миллионов

• 2008 г. - занято 238 миллионов работающих

UNWTO World Tourism Barometer

5. Туризм как социальный феномен (явление) 20-го века

• Путешествие стало составной частью образа жизни

• Путешествие и отдых – это социальная ценность, дело престижа

6. Туризм как альтернативная хозяйственная отрасль, средство развития экономики

• Депрессия в «старых отраслях»

• Проблемы сельского хозяйства

• Регенерация, возрождение городов

• Диверсификация (разнообразие) сельского хозяйства. Сравнительно «чистая» отрасль (в экологическом значении)

• Не нужно много ресурсов (энергии, сырья)

• Создает новые рабочие места

• Увеличивает доходы от налогов

7. Туризм как «невидимая» экспортная отрасль, уравновешивающий элемент платежного баланса

Значение туризма в экспорте (2006):

  1. Топливо (нефтепродукты, газ, уголь)
  2. Химия и фармацевтика
  3. Автомобили
  4. Туризм

UNWTO World Tourism Barometer, Vol.5, No.2, June 2007 www.unwto.org

• Доходы от туризма могут снизить валютный дефицит, могут быть даже единственным источником валютных доходов

8. Туризм как средство сохранения природного и культурного наследия

• Помогает сохранить национальное культурное наследие

• Способствует заинтересованности общества в сохранении природной среды

• Помогает поддерживать традиции меньшинства и региона

• Помогает получить средства на реставрацию объекта

9. Туризм как средство, создающее положительный образ туристического места (государства, города, волости)

• Отношение местных жителей к месту жительства, гордость

• Узнаваемость национальных ценностей, оценка в мире

10. Туризм как отрасль мира и толерантности

• Туризм способствует укреплению дипломатических отношений между нациями

• Способствует взаимопониманию между различными культурами

• Предприниматели, потворщики, международные туристические организации заинтересованы в сохранении мира

 

4-я тема

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.