Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Макроэкономический цикл



Я тема

Конъюнктура мирового рынка. Факторы, образующие конъюнктуру

 

Понятие и классификация

«Конъюнктура – [лат. Conjungere – соединять, связывать] конкретная ситуация, совокупность обстоятельств в какой-либо жизненной сфере общества; колебания экономической активности в народном хозяйстве; соотношения предложения и спроса на товары и услуги и их изменения на рынке.» [www.financenet.lv]

«Конъюнктура, во-первых, – это совпадение обстоятельств, ситуация, положение, которое может повлиять на что-либо. Во-вторых, конъюнктура – это совокупность признаков, характеризирующая положение народного хозяйства в определенный период: изменчивость внутреннего валового продукта государства, занятость, величина цен, процентов банковских ссуд, зарплат и дивидендов и др.» [Экономический толковый словарь]

Конъюнктуру иногда называют циклами экономической деятельности, развитием экономической активности. Под конъюнктурой понимают многоконечные колебания общей экономической деятельности народного хозяйства, что выражается в известной закономерности. Теория конъюнктуры разъясняет стадии роста и падения развития экономической деятельности, самые высокие и низкие точки развития, на которых экономическая деятельность переходит из стадии роста в стадию падения, и наоборот.

Экономическая конъюнктура – это ситуация на рынке, совокупность определенных факторов и условий, определение проявлений в отношении спроса, предложения и динамики цен.

 

Факторы, образующие конъюнктуру

Образующие факторы – это объективные обстоятельства формирования конъюнктуры. Значительное количество и различная природа факторов предусматривают их классификацию. Факторы классифицируют по группам:

· по периодичности воздействия выделяют цикличные и нецикличные факторы;

· по характеру воздействия существуют факторы постоянного воздействия и временного воздействия;

· по сроку воздействия – краткосрочные и долгосрочные факторы;

· по направлению воздействия:

- стимулирующие развитие конъюнктуры;

- ограничивающие развитие конъюнктуры.

· по природе факторов – экономические, политические, социальные, природные факторы.

Также можно разделить по форме колебаний:

· колебания конъюнктуры по масштабу:

- колебание конъюнктуры рынка в целом;

- колебания отдельных видов конъюнктуры;

- колебание конъюнктуры отдельных сегментов;

- колебание конъюнктуры отдельных финансовых инструментов.

· колебания конъюнктуры по стадиям:

- кризис конъюнктуры;

- депрессия конъюнктуры;

- оздоровление конъюнктуры;

- рост конъюнктуры.

· колебания конъюнктуры по продолжительности:

- совсем кратковременные колебания конъюнктуры;

- кратковременные колебания конъюнктуры;

- средние колебания конъюнктуры;

- долговременные колебания конъюнктуры.

 

Цикличные факторы

Цикличность является основой развития экономики. Этим факторам свойственно определенное повторение явления. Главными являются макроэкономический цикл, НТП и сезонность.

 

Макроэкономический цикл

Причиной экономического цикла является отставание развития спроса от темпов развития производства. В рыночной экономике в результате противоречий и диспропорций расширение производства и оборота периодически (циклично) чередуется с сужением. Основой хозяйственного цикла является производственный цикл, который свойственен развитым странам. У экономического цикла существует четыре фазы – кризис, депрессия, оживление и рост. В каждой фазе конъюнктура имеет свой характер.

 

Кризис

Фаза кризиса характеризуется снижением объема продаж, падением цен оптовой торговли и розничной торговли, увеличением запасов товаров, снижением курса акций, в результате чего предприятия снижают объем производства, использование мощностей, увеличивается безработица, снижается покупательская способность потребителей и общий спрос. Многие предприниматели бояться рисковать вкладывать деньги в инвестиции и поэтому используют существующее оборудование и технологии. По этой причине снижаются новые вложения в инвестиции и спрос на капитальные товары; люди начинают меньше приобретать товары потребления длительного пользования. Все большая часть производства продукции сужается. Это является усиленно плохим фактором конъюнктуры.

 

Депрессия

Депрессии характерно стабильно низкое положение экономики. Наиболее низкий уровень цен способствует снижению запасов товаров и росту объема продаж. В этой фазе производственные мощности нагружены менее всего, вместе с этим объем производства продукции является самым низким. Прибыль предпринимателей очень мала, и они вынуждены обанкротиться. Многие предприятия закрываются, все больше рабочих увольняется с работы. Безработица достигла наивысшего уровня. Расходы жителей и предпринимателей самые низкие. У отдельных предприятий есть возможность возобновить производство и в условиях низких цен увеличить продажи. Характер конъюнктуры стабильно низкий. Однако, после осуществления определенных макроэкономических мероприятий начинается оздоровление экономики, и фазу депрессии сменяет подъем или оживление.

 

Оживление

Возрастает спрос на импортные товары (стройматериалы, рабочие машины). Происходит восстановление капитала, использование более новых и эффективных технологий, что способствует подъему производства и увеличению занятости. Восстановление капитала – это средство, с помощью которого можно повысить рентабельность в условиях низких цен. Расширяется использование мощностей капиталовложений, растет спрос на сырье. Модернизация, улучшение. Улучшающий характер конъюнктуры.

 

Рост

Превышает максимальный уровень предыдущего цикла. Расширение спроса и повышение цен способствуют увеличению производства. Этапу роста характерно строительство новых производственных объектов. Увеличение мощностей существенно увеличивает предложение. Считается, что производство находится на вершине своего развития тогда, когда существует полная занятость, почти все производственные оборудования загружены, прирост реального внутреннего валового продукта является самым высоким. В это время расходы на личное потребление, инвестиции и другие потребности очень высоки. Образуется увеличение запасов и отставание спроса, и в следующей фазе опять новый кризис.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.