вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«Русский язык»
Программа вступительного испытания рассмотрена и одобрена приемной комиссией академии 30 января 2014 г. (протокол № 5)
Рязань
Общая характеристика вступительного испытания
Данная программа адресована абитуриентам, поступающим в Академию ФСИН России, и предназначена для оказания методической помощи при подготовке к вступительным испытаниям.
Программа вступительного испытания по русскому языку для поступающих в Академию ФСИН России содержит методические рекомендации, которые построены на принципах обобщения и систематизации учебного материала в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего и основного общего образования.
Методические рекомендации по подготовке
К вступительному испытанию
ФОНЕТИКА
При подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ следует обращать внимание на различение звуков и букв, ориентировать абитуриентов на выполнение заданий, связанных с различением гласных и согласных звуков, характеристикой гласных звуков по двум параметрам (гласный; ударный или безударный), а согласных по трем (согласный; твердый или мягкий; глухой или звонкий).
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Нарушение лексических норм связано с неразличением синонимов, антонимов, паронимов; с незнанием лексического значения слова, нарушением лексической сочетаемости, с речевой избыточностью или речевой недостаточностью.
Причины ошибок, связанных с употреблением паронимов, объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов, непониманием значения паронимов, недостаточностью речевой практики в употреблении указанных в задании паронимов, особенностями лексической сочетаемости паронимов.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Уровень подготовки абитуриентов по данным разделам измеряется двумя заданиями ЕГЭ.
Задание по морфемике проверяет базовые умения опознавания и вычленения нужного аффикса или нахождение слова с определенным морфемным составом.
Словообразование представлено заданием повышенной трудности, требующим определить способ образования предложенного слова. Наиболее сложным для определения является приставочно-суффиксальный способ образования, который заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс:
по- + дорога + -ник – подорожник
под- +борода + -ок – подбородок
при- +море + -ск(ий) – приморский
без- +билет + -н(ый) – безбилетный
В русском языке немало имен существительных, образованных бессуфиксным способом. Такие слова образуются от глаголов и имен прилагательных:
выходить – выход
ударять – удар
прорубить – прорубь
дикий – дичь
глубокий – глубь
При образовании этих существительных от исходной основы отбрасывается суффикс вместе с окончанием глагола и прилагательного. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.
ОРФОГРАФИЯ
Каждый раздел орфографии представляет собой систему частных правил, реализующих тот принцип написания, который является ведущим каждого из р В связи с этим систему основных правил правописания можно представить следующим образом:
Правописание морфем
Корень
Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов.
Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов.
Правописание корней с чередованием гласных
Правописание Е или Э в заимствованных словах.
Правописание Ы или И в корне после приставки.
Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов.
Правописание напроизносимых согласных в корнях слов.
Правописание удвоенных согласных в корнях слов.
Приставка
Правописание приставок на З- / С-.
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-.
Суффикс
Суффиксы имен существительных
Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных со значением лица,
-ЕК- и -ИК- со значением уменьшительности,
-ЕЦ- и -ИЦ- со значением уменьшительности,
Правописание буквенного сочетания -ИЧК- и -ЕЧК-, -ИНК- и -ЕНК-.