Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

 

Новосибирск 2007


Кафедра технологий обучения, педагогики и психологии

УДК 808.2

ББК81.2Р

Р 894

 

Составитель: ст. преподаватель Е.Н. Нуртазинова

 

 

Рецензент: ст. преподаватель М.Н. Назарова

 

 

Русский язык и культура речи: метод, указания к выполнению контр, работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. Е.Н. Нуртазинова. - Новосибирск, 2007. - 13 с.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения всех специальностей.

Утверждены и рекомендованы к изданию методическим советом Инженерного института (протокол № 1 от 25 октября 2007 г.) и методической комиссией Института заочного образования и повышения квалификации (протокол № 7 от 20 октября 2007 г.)


Введение

 

Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального РФ формулирует требования к уровню подготовки спе­циалистов и включает в обязательный минимум специальных дис­циплин курс под названием «Русский язык и культура речи».

Цель курса: выработать у студентов навыки, которые должны иметь специалисты с высшим образованием для успешной работы по своей специальности, для успешной коммуникации в различных сферах общества.

Студент должен правильно использовать речевые средства, оз­накомиться с нормами современного русского языка и их употреб­ления, не допускать засорения речи штампами, жаргонами и т.п.

Для допуска к зачету студент обязан:

1. самостоятельно изучить материал курса в соответствии с ут­вержденной программой;

2. уметь употреблять теоретические знания, на практики при выполнении контрольной работы и различных упражнений.

Требования к выполнению контрольных работ

 

Вариант контрольного задания выбирается в соответствии с последними цифрами шифра зачетной книжки. Например, если шифр оканчивается на номер 1, то студент выбирает один из вопро­сов на номер 1; 11 или 21. Контрольную работу выполнять в от­дельной тетради или в печатном варианте объемом не менее 18-20 страниц. На титульном листе указать ФИО, шифр. В конце работы привести список литературы использованной литературы.

Вопросы к контрольной работе

 

1. Язык и культура. Язык и общество.
2. Происхождение-русского языка.
3. Нелитературные варианты русского языка: диалекты и про­сторечия; область их функционирования.
4. Жаргон (арго) как нелитературный вариант русского языка, область функционирования.
5. Разговорный стиль как разновидность русского литератур­ного языка. Специфика сферы общения.
6. Официально-деловой стиль - язык документов. Языковые нормы в официально-деловом стиле.
7. Научный стиль. Жанры научной письменной и устной речи.
8. Публицистический стиль как разновидность русского лите­ратурного языка. Особенности и область функционирования.
9. Художественный стиль. Спорные вопросы выделения сти­ля. Основные признаки и область функционирования.
10. Речевая деятельность как вид деятельности. Ее структура. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.
11. Письмо как система фиксации речи с помощью графиче­ских знаков.
12. Письмо. Ступени его развития.
13. Общение. Виды общения. Цели и задачи общения.
14. Культура речи и эффективность общения.
15. Речевая ситуация, ее основные компоненты. Учет компо­нентов ситуации как необходимое условие успешного общения.
16. Взаимодействие вербальных и невербальных (несловесных) средств передачи информации.
17. Понятие о языковой норме. Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм.
18. Устная деловая речь. Деловая беседа. Выражение просьбы, требования, приказа; совета, рекомендации.
19. Устная публичная речь. Дискуссия как управляемый пуб­личный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего дискус­сию.
20. Дискуссионные (аргументированные) выступления, их осо­бенности. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.
21. Ораторская речь, ее особенности. Приемы подготовки ора­торской речи.
22. Культура спора (от античности до современности).
23. Мастерство публичного выступления.
24. Как стать гением переговоров?
25. Диалог. Культура диалога.
26. Культура речи как часть общей культуры человека.
27. Национальные особенности невербального поведения уча­стников общения.
28. Искусство общения как особый вид искусства.
29. Телефон в деловом общении.
30. Внимание: конфликт. Разрешение конфликтов.
31. Барьеры в общении и их преодоление.
32. Голос и речевое общение.
33. Этика и этикет в речевом общении.
34. Просчеты и достижения современной рекламы. Приемы ре­чевого воздействия в рекламе.
35. Имидж. Пути создания имиджа.
36. Культура речи работников телевидения и радио.
37. Роль невербальных средств в процессе исполнения устного высказывания.
38. Речевое поведение политика в современном демократиче­ском обществе.
39. Работа над конспектом и рефератом.
40. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
41. Культура речи делового общения и ее слагаемые.
42. Умение слушать.
43. Звучащая речь и ее особенности.

Вопросы к зачету по русскому языку и культуре речи

 

1. Общение: функции, виды. Речевая ситуация. Условия ус­пешного общения.
2. Культура речи. Основные качества речи.
3. Национальный русский язык. Нормативность литературно­го языка. Типичные ошибки.
4. Функциональные стили русского языка. Общая характери­стика стилей.
5. Разговорно-бытовой стиль: цель, признаки стиля.
6. Научный стиль: цель, признаки. Жанр научного стиля: ре­ферат, аннотация, библиография.
7. Публицистический стиль: цель, признаки. Общая характе­ристика СМИ: виды, функции. Приемы речевого воздействия в га­зетных публикациях.
8. Литературно-художественный стиль: цель, признаки. Спе­цифика художественной речи.
9. Официально-деловой стиль: цель, признаки, функции. Ха­рактеристика и виды служебных документов.
10. Особенности устной речи. Особенности письменной речи.
11. Общая характеристика рекламной деятельности: история, структура. Приемы речевого воздействия в рекламе.
12. Риторика как наука убеждения: речевое воздействие, исто­рия риторики, навыки и умения оратора.
13. Подготовка к речи-монологу. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение. Виды внимания аудито­рии. Способы удержания внимания.
14. Компоненты публичного выступления как речевой ситуа­ции: имидж выступающего; специфика аудитории; физические осо­бенности места, где проходят выступления; содержание и структура выступления; организация процесса выступления.
15. Невербальные средства общения: виды жестов.
16. Фонетические и просодические средства выражения: голос и его качество; интонация: тон, темп, пауза.
17. Убеждающие жанры: публичные споры. Структура спора, допустимые и недопустимые приемы в споре, психологические до­воды. Правила и этические принципы ведения публичного спора.
18. История развития письма.
19. Язык и общество: язык и история общества, экономические формации и развитие языка, язык и структура общества, язык и культура.
20. Речевой этикет в деловом общении: этикет, его виды, фор­мулы речевого этикета, признаки речевого этикета.
21. Обстановка общения и этикетные формулы. Этикет и соци­альный статус адресата. Этикет делового письма. Этикет делового телефонного разговора
22. Деловая беседа и ее цели. Резюме. Собеседование при приеме на работу: тематические блоки, содержание, типы вопросов (несколько примеров).
23. Виды речевой деятельности.  

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1. Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.-534 с.

2. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.

3. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс дело­вого общения и ораторского мастерства. - М., 1995. - 207 с.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990. - 248 с.

5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Вве­денская, Л.Г. Павлова. - Ростов-н/Д, 2000.

6. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М, 1980.

7. Кузнецова А.В. Справочник по русскому языку для стар­шеклассников, абитуриентов, студентов / А.В. Кузнецова, О.Е. Гайбарян // Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2001.-320 с.

8. Культура устной и письменной речи делового человека. №1. Справочник; №2. Практикум. -М.: Флинта-Наука, 1997.

9. Культура русской речи: учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М., 1999.

10. Русский язык и культура речи: учебник под ред. В.И. Мак­симовой. - М.: Гардарики, 2000.

11. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

 

Дополнительная

 

1. Алексеев А.А. Поймите меня правильно / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - СПб., 1993.

2. Акишина А.А. Этикет русского телефонного разговора / А.А. Акишина, Т.Е. Акишина. - М., 1990.

3. Акишина А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М, 1978.

4. Акишина А.А. Этикет русского письма / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М., 1981.

5. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984. .

6. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.

7. Аннушкин В.И. Риторика: учеб. пособие для слушателей курсов риторики. - Пермь, 1994.

8. Акишина А.А.и др. Жесты и мимика в русской речи. - М., 1991.

9. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. - М., 1993.

10. Волгин Б.Н. Деловой телефон / Б.Н. Волгин, Е.Е. Полян­ская. - М., 1987.

11. Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1996.

12. Бенедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. - М., 1996.

13. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.

14. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы СРЛЯ: пособие для учащихся. Словарь. Метод, рекомендации. - М., 1994. - 350 с.

15. Глушкова Т.Н. Переговоры: эффективное «ТЫ-Я взаимо­действие». - М., 1991.

16. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - 320 с.

17. Горюнова Л.Ю. Вам о культуре русской речи: учеб. посо­бие. - Пенза, 1998.

18. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. - М., 1982.

19. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литератур­ного языка. - М., 1989.

20. Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак: рассказы о невер­бальной коммуникации /И.Н, Горелов, В.Ф. Енгалычев. - М., 1991.

21. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивиду­альности. - М., 1994.

22. Джей Э. Эффективная презентация. - Минск, 1996.

23. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М., 1988.

24. Зигерт В. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланч. -М., 1990.

25. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика коммуникации. - М., 1999.

26. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

27. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. - М., 1999. - 496 с.

28. Карнеги Дэйл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Прогресс, 1989.

29. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 1998. - 224 с.

30.Крорнелиус X. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / X. Крорнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Стрингер, 1992.

31.Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, ритори­ка, этикет. - М., 2000.

32.Культура парламентской речи. - М., 1994.

33.Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.

34. Крысин Л.П. Социальные аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.

35.Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1996.

36.Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-н/Д, 1995.

37. Колесов В.В. Культура речи, культура поведения. - М., 1994.

38.Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М., 1996.

39.Как правильно слушать // Скотт Л.Г. Конфликты и их пре­одоление. - Киев, 1991. - с. 105-111.

40.Леонтьев А.А. Мир человека и мир его языка. - М., 1984.

41.Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для уч-ся 10-11 клас­сов. -М., 1995.

42.Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М., 1990.

43.Мучнин Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. - М., 1996,

44.Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.

45.Михайлова О.А. Шаги к искусной речи / О.А. Михайлова, М.В. Голомидова. - Пермь, 1995.

46.Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

47.Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретиче­ские основания. - М. 1992.

48.Моисеев A.M. Богатство языка и культура речи. - СПб., 1995. - 87 с.

49. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. - М.: Междуна­родные отношения, 1989.

50.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

51.Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. - М., 1995.

52.Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

53. Отто Э. Слово предоставляется вам: практические реко­мендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.

54. Основы культуры речи. - Пенза, 1999.

55. Отургашева Н.В. Культура речи в таблицах и схемах: учеб. - метод. пособие. - Новосибирск, 1998.

56. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина. - М., 2000.

57. Пиз А. Язык телодвижений. - М., 1995.

58. Правила хорошего тона. - М., 1991.

59. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М, 1999.

60. Разговорная речь, в системе функциональных стилей совре­менного литературного языка. - Саратов, 1992.

61. Секреты хороших манер и поведения. - Харьков, 1995.

62. Стешов А.В. Как победить в споре: культура полемики. - Л., 1991.

63. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Курск, 1991.

64. Смелкова З.С. Деловой человек — культура речевого обще­ния. - М., 1.997.

65. Соловьев В.И. Становление и редактирование рефератов. - М., 1975. ....

66. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения - М., 1989.

67. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. - М., 1982.


Составитель: Нуртазинова Елена Николаевна

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.