Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СКЛОНЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ



 

Составное числительное – это сочетание двух или более простых. Поэтому, для того чтобы образовать нужную форму такого числительного, необходимо помнить все типы склонения, описанные выше. Однако особенности изменения составных числительных определяются не только этим, а зависят еще и от разряда по значению. Прежде всего необходимо помнить, что и простыми, и составными могут быть только порядковые и две группы количественных числительных: целые и дробные, а собирательные, неопределенно-количественные и два дробных – полтораи полтораста– могут быть только простыми и никогда не входят в составные.

Таким образом, здесь нас будут интересовать только три группы числительных: 1) порядковые; 2) целые количественные; 3) дробные количественные. Каждая из этих групп имеет самостоятельные особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, являющееся простым порядковым числительным, а остальные слова, являющиеся простыми количественными числительными, остаются неизменными и всегда стоят в форме им. п. Правда, последнее не всегда распространяется на слова тысяча, миллион, миллиарди т. п., обозначающие круглые количества больше тысячи. Данные слова в составе порядковых числительных употребляются в им. п. только в том случае, когда им не предшествует другое числительное (тысяча пятьдесят девятый; миллион восемьсот сорок третийи т. п.) или же предшествует числительное один (одна тысяча триста двадцать восьмой; один миллион шестьсот первыйи т. п.). В том же случае, когда перед рассматриваемыми словами находится какое-либо другое числительное (кроме один), они всегда употребляются в форме род. п. При этом после числительных два, три и четырерассматриваемые слова употребляются в форме род. п. ед. ч. (две тысячи семьсот девятый; три миллиона четыреста восьмойи т. п.), а после числительных пять, шесть, семь..., тринадцать..., тридцать... , сорок..., сто...и т. д. – в форме род. п. мн. ч. (семь тысяч двести пятый; сорок миллионов пятьсот второй и т. п.). В общем виде образец склонения составных порядковых числительных можно представить следующим образом:

 

  22944-й
Им. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четвертый
Род. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четвертого
Дат. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четвертому
Вин. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок как в им.
    или род. п.
Тв. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четвертым
Предл. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четвертом

 

Например: Тысяча девятьсот тридцать седьмой год навсегда останется в памяти русских людей (им. п.); И этот экземпляр книги оказался без сто сорок третьейстраницы (род. п.); Работу нужно было сдать к двадцать восьмомучислу (дат. п.); Сто раз с рук сойдет, а на сто первыйпопадешься (вин. п.); По свидетельствам археологов, Троянская война проходила где-то между тысяча двести шестидесятымтысяча двести пятидесятым годами до н. э. (тв. п.); Трехсотлетие Петербурга будет отмечаться в две тысячи третьемгоду (предл. п.).

Примечание.В последнее время (по всей видимости, под влиянием широкоупотребительного порядкового числительного двухтысячный) в средствах массовой информации стала встречаться форма: двух тысяча первый (второй, третий...) год. Подобное употребление считается недопустимым. Нормативная форма: две тысячи первый (второй, третий...) и т. п.

 

2. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово. Иначе говоря, для того чтобы правильно образовать падежные формы такого числительного, необходимо все входящие в его состав слова просклонять по отдельности, так, как это было показано выше. При этом слова тысяча, миллион, миллиарди т. д. в составе рассматриваемых числительных могут употребляться как в ед., так и во мн. ч. В форме ед. ч. эти числительные употребляются, если 1) они занимают начальную позицию (тысяча сорок семь, миллион двести десять и т. п.); 2) им предшествует числительное один (одна тысяча семнадцать, один миллион триста семьи т. п.); 3) им предшествует числительное два, триили четыре, а все составное числительное употреблено в форме им. или вин. п. (три тысячи, два миллиарда и т. п.). В форме мн. ч. эти слова употребляются в том случае, когда им предшествует какое-либо другое числительное (пять, шесть..., четырнадцать..., триста), а также числительное два, три или четыре в любом падеже, кроме им. и вин. п. (триста миллионов, семнадцать тысяч и т. п.; трех тысяч, четырем миллионами т. д.). Также необходимо обратить внимание и на то, что в тех случаях, когда все составное числительное употреблено в форме им. или вин. п., а словам тысяча, миллион, миллиарди т. п. предшествует какое-либо другое числительное (кроме числительного один), то после слов два, три, четыречислительные тысяча, миллион, милмиллиарди т. п.употребляются в форме род. п. ед. ч. (две тысячи; три миллиардаи т. п.), а после слов пять, шесть..., девяносто..., двести и т. д. – в форме род. п. мн. ч. (сорок тысяч; двести миллионов и т. п.). Образец склонения составных количественных числительных можно представить следующим образом:

 

  22944          
Им. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четыре
Род. п. двадцати двух тысяч девятисот сорока четырех
Дат. п. двадцати двум тысячам девятистам сорока четырем
Вин. п. двадцать две тысячи девятьсот сорок четыре
Тв. п. двадцатью двумя тысячами девятьюстами сорока четырьмя
Предл. п. о двадцати двух тысячах девятистах сорока четырех

 

Например: Девяносто девять лунных месяцев по количеству суток приближаются к восьми солнечным годам (им. п.); Чтобы перевести начало римского года на январь. Цезарь продлил предшествующий год до четырехсот сорока пятивместо трехсот пятидесяти пятисуток (род. п.); Високосный год равняется тремстам шестидесяти шестидням (дат. п.); В современном календаре расхождение в одни сутки образуется только за три тысячи триста двадцать тригода (вин. п.); Древний девятнадцатилетний календарный цикл измерялся шестью тысячами девятьюстами тридцатью шестьюсутками (тв. п.); В его работе речь шла о трехстах двадцати тысячах ста семидесяти четырехнеучтенных минутах (предл. п.).

Примечания

 

1. Практически у всех слов, входящих в составное количественное числительное, совпадают формы им. и вин. п. Однако у слова тысяча (если оно занимает начальную позицию или же ему предшествует числительное один) и одна(ж. р. числительного один) в вин. п. используется особая форма (тысячу, одну). У слова один (в м. р.) форма вин. п. может совпадать как с формой им., так и с формой род. п. Это зависит от того, с одушевленным или неодушевленным существительным сочетается данное числительное (увидел одногочеловека, но: один карандаш).

2. В разговорной речи нередко можно встретить «упрощенные» конструкции с составными количественными числительными, когда (как у порядковых) изменяется только последнее слово (без тысяча триста пятьдесят шести экземпляров) или же только первое и последнее слова (с тысячей семьсот двадцать тремя килограммами). Такие употребления считаются ненормативными и в современном русском языке недопустимы.

 

 

3. Все дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста) являются составными. Их первая часть, называющая числитель, – это количественное числительное, а вторая, называющая знаменатель, – порядковое (три четвертых; триста двадцать семь пятьсот сорок девятых и т. п.). Соответственно, при склонении первая часть (числитель) изменяется, как количественное числительное, а вторая (знаменатель) – как порядковое (и в том и в другом случае – или как простое, или как составное), т. е. в числителе изменяется каждое слово, а в знаменателе – только последнее. Практически у всех дробных числительных совпадают формы им. и вин. п., однако нужно обратить внимание на следующее: если дробное числительное стоит в формах этих падежей, то его последнее слово (порядковое числительное) употребляется в форме род. п. мн. ч. (три четвертых; семь девятых; двадцать четыре сорок седьмыхи т. п.), т. е. у последнего слова будут совпадать формы трех падежей: им., род. и вин. п. Этого не происходит лишь тогда, когда часть, называющая числитель, представлена словом один или же заканчивается этим словом. В этом случае формы названных падежей будут различаться (им. п. – одна шестая; тридцать одна сорок вторая; род. п. – одной восьмой; двадцать одной пятьдесят четвертой; вин. п. – одну пятую; сто одну двести тридцать четвертуюи т. п.). При этом слово один и последнее слово дробного числительного употребляются в форме ж. р. В общем виде образец склонения составных дробных числительных можно представить следующим образом:

 

 

Например: Пять девятых градуса по Цельсию равны одному градусу по Фаренгейту (им. п.); Из ста тринадцати двести восемьдесят пятыхнеобходимо вычесть семнадцать двадцать восьмых(род. п.); Чтобы перейти из шкалы Реомюра в шкалу Цельсия, нужно значение температуры умножить на пять четвертых(вин. п.); Полученную смесь разбавьте тремя четвертымистакана сливок или молока (тв. п.); Подбирая необходимый коэффициент, мы остановились на двухстах пятидесяти четырех семьсот двадцать третьих(предл. п.).

Примечание.В тех случаях, когда нам нужно назвать количество, выражаемое смешанным числом (т. е. числом, содержащим целую и дробную части: 9 3/5; 7 13/8 и т. п.) или десятичной дробью (0,125; 4,18 и т. п.), мы пользуемся специальным сочетанием слов (шесть целых семь пятнадцатых; двадцать четыре целых и восемь сотых и т. п.). Первая часть этого выражения состоит из сочетания количественного числительного и слова целый. После числительного один слово целый изменяется как соответствующее прилагательное в форме ж. р. (одна целая; одной целой; одну целую и т. п.). После остальных числительных (два..., семь..., двадцать... и т. п.) данное слово изменяется как соответствующее прилагательное в форме мн. ч., но при этом в им. и вин. п. у него используется та же форма, что и в род. п. (им. и вин. п. – двадцать целых; род. п.двадцати целых; дат. п.двадцати целым и т. д.). Вторая часть рассматриваемого выражения является дробным числительным и, соответственно, изменяется так, как это было показано выше. Обратите внимание на то, что между этими частями может использоваться союз «и» (две целых и семь пятыхи т. п.).

 

Таким образом, для того чтобы правильно образовывать и употреблять падежные формы имен числительных, необходимо запомнить и усвоить 1) основные типы склонения простых числительных; 2) правила, которыми регулируется изменение составных количественных, составных порядковых и составных дробных числительных; 3) правила, определяющие употребления слова один, а также слов тысяча, миллион, миллиард и т. п., когда эти слова являются частью составных числительных. При этом необходимо помнить следующее: если в пределах составного числительного слово изменяется, то оно почти всегда изменяется точно так же, как и соответствующее простое числительное.

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В СОЧЕТАНИИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

 

Правильное употребление имен числительных не ограничивается только умением образовывать их падежные формы. Заслуживают внимания и особенности, проявляющиеся при сочетании числительных с именами существительными. Говоря о таких особенностях, необходимо отметить, что, во-первых, не каждое существительное может сочетаться с любым числительным: существует ряд ограничений, регулирующих такую сочетаемость, а во-вторых, словосочетание «числительное + существительное» у разных разрядов числительных может строиться на основе неодинаковых видов связи.

Большая часть ограничений, регулирующих сочетание числительных с существительными, носит смысловой характер.

Так, например, целые количественные и порядковые числительные обычно сочетаются только с существительными, называющими конкретные предметы и понятия, другими словами, сочетаются с существительными, которые называют то, что можно пересчитать, то, что может образовать единый однородный ряд (два дня, второй день; пять карандашей, пятый карандаш; три землетрясения, третье землетрясениеи т. п.). И, напротив, эти числительные не могут сочетаться с вещественными (молоко, крупа, песок и т. п.), собирательными (молодежь, родня, студенчество и т. д.) и абстрактными, отвлеченными (свечение, модернизм, желтизна и т. п.) существительными.

Так же, как количественные и порядковые, сочетается с существительными неопределенно-количественное числительное несколько (несколько книг, несколько явлений и т. п.), а вот остальные неопределенно-количественные (много, мало, немного, немало, столько, сколькои т. п.) сочетаются не только с конкретными (немало друзей, столько книг! и т. п.), но и с вещественными (много сливок, мало кофе, сколько воды! и т. д.) существительными, поскольку предметы, называемые этими существительными, хоть и не являются счетными, но могут подлежать измерению.

Все дробные числительные (кроме слова полтораста) могут сочетаться с конкретными существительными, но далеко не со всеми, а лишь со словами, обозначающими предметы, которые можно сосчитать как в целых, так и в дробных единицах (вспомните курьезный ответ – полтора землекопа, – к которому пришел, решая задачу, герой мультфильма «В стране невыученных уроков»), т. е. по частям, из которых они состоят или на которые могут быть разбиты (пять седьмых текста, полтора часа, две пятых ведра и т. п.), а также (но в этом случае – кроме слов полтора и полтораста) с собирательными существительными и словами, которые во мн. ч. могут приобретать значение собирательности (три четвертых нашей молодежи, четыре пятых привезенных сухофруктов, две третьих избирателей, девять десятых делегатов и т. д.).

Дробное числительное полторастаупотребляется так же, как и количественные числительные. Это связано с тем, что, с одной стороны, по своей внутренней форме данное слово называет дробное количество – 1½ от 100, что и позволяет включать его в состав дробных числительных. Но, с другой стороны, по своему лексическому значению, оно синонимично числительному сто пятьдесят, т. е. называет целое количество. Именно лексическое значение и оказывает влияние на употребление этого слова.

Однако наибольшее количество ошибок возникает при употреблении собирательных числительных, поскольку на их сочетаемость в современном русском языке накладывается больше всего ограничений. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятерои десятеро)могут употребляться только 1) с существительными м. и общ. р., обозначающими лиц (трое друзей, двое мальчиков, пятеро зануди т. п.); 2) с существительными, обозначающими детей человека или детенышей животных (семеро козлят, пятеро котят, трое детейи т. п.); 3) с существительными люди, лица, а также такими, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (двое людей, трое подозрительных лиц, четверо знакомых, шестеро неизвестных, семеро отдыхающихи т. п.); 4) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. ч. (двое брюк, трое саней, пятеро сутоки т. п.); а также 5) с личными местоимениями мы, вы и они (нас было трое, двое из них, трое из вас и т. п.). Здесь же необходимо отметить, что, хотя в современном русском языке существует девять собирательных числительных (от двоедо десятеро), в речи (как письменной, так и устной) активно употребляется только шесть из них (от двоедо семеро).

Примечание.Так как целые количественные числительные не имеют столь жестких ограничений на сочетаемость с существительными, то в ситуациях, когда можно использовать собирательное числительное, возникают равноправные варианты употребления: шестеро подростков шесть подростков, пятеро щенят пять щенят и т. п. Однако в некоторых случаях предпочтение отдается только одному из этих вариантов. Так, например, предпочтительнее употреблять собирательное числительное а) с существительными м. р., имеющими в им. п. окончание -а: трое мужчин, четверо юношей); б) с существительными м. р., обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий: семеро играющих, трое конвойных и т. п.); в) с одушевленными существительными в косвенных падежах: хозяйка четверых котят, мать троих детей и т. п. (нежелательно: три мужчины, семь играющих, хозяйка четырех котят и т. д.). С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное а) с некоторыми существительными м. р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т. п.: три профессора, два инженера, пять майоров и т. д.; б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: около пяти суток, на шести санях и т. п. (нежелательно: трое профессоров, на шестерых санях и т. д.). Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов не хватает шести часов).

 

Имена существительные и числительные – изменяемые части речи; в составе словосочетаний они могут объединяться или на основе согласования, или на основе управления. При этом среди числительных выделяются такие, которые 1) всегда согласуются с существительным; 2) всегда управляют существительным; 3) допускают оба вида синтаксической связи.

1. Всегда согласуются с существительными, т. е. зависят от них и стоят в форме того же рода, числа и падежа, что и существительное, все порядковые числительные (первый дождь; первого окна; о первой зиме и т. п.) и числительное один (один килограмм; одну книгу; одним веслом и т. п.).

2. Всегда управляют существительными, т. е. являются главными в словосочетании и «требуют», чтобы существительное стояло в определенной форме, все дробные числительные (кроме слов полтораи полтораста), слова тысяча, миллион, миллиарди т. п., а также четыре неопределенно-количественных числительных: много, мало, немногои немало. Что касается этих последних слов, то они (см. выше) употребляются только в им. и вин. п. Существительное, сочетаясь с этими неопределенно-количественными числительными, всегда стоит в форме род. п. При этом, если существительное употребляется только (или преимущественно) во мн. ч. (например, некоторые вещественные: отходы, дрожжи, сласти и т. п.; конкретные, обычно обозначающие парные предметы: часы, брюки, гольфы, туфли и т. п.; конкретные, изменяющиеся по числам: стена стены, волк волки, день дни и т. п.), то это будет форма род. п. мн. ч. (много повреждений, малоденег, немногосливок, немалопроблем и т. п.). В том же случае, когда существительное употребляется только в форме ед. ч. (обычно вещественное: сахар, песок, вода и т. п.), это будет форма род. п. ед. ч. (много снега, маломолока, немногокислоты и т. п.). Дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста) также управляют формой род. п. ед. или мн. ч. существительных, но в этом случае выбор формы числа имеет иную обусловленность. В таких сочетаниях одно и то же существительное может стоять и в форме ед., и в форме мн. ч., и это зависит от того смысла, который мы хотим передать (ср.: три четверти ведра три четверти ведер; две третьихдома две третьих домов и т. д.). Как видно из приведенных примеров, в том случае, когда дробное числительное называет количество частей, которые составляют сам предмет, называемый существительным, это последнее употребляется в форме ед. ч. (четыре пятых пути, одна восьмаяработы, три десятыхкилометра и т. п.). В том же случае, когда предмет, называемый именем существительным, является одним из составляющих некоторую совокупность, а числительное называет дробное количество таких предметов относительно их общего числа, существительное употребляется в форме мн. ч. (восемь девятых голосующих, пять восьмыхквартир и т. п.). Слова тысяча, миллион, миллиард и т. п. всегда управляют формой род. п. мн. ч. существительных тысячепроектов, с миллионамижителей и т. п.).

Примечания

1. Выше уже упоминалось, что для того, чтобы назвать количество, выражаемое смешанным числом или десятичной дробью, мы используем в речи особое сочетание слов (сорок две целых пять десятыхи т. п.). Обратите внимание на то, что существительное, употребленное с таким сочетанием, синтаксически будет связано лишь с его последней частью, т. е. дробным числительным. Соответственно, в таких сочетаниях, как тринадцать целых три десятых процента, четыре и двадцать три сотыхкилометра и т. п., существительное употребляется в форме род. п. ед. ч.

2. Слово тысячав тв. п. имеет две формы (см. выше). Форма тысячейвсегда управляет род. п. мн. ч. существительных (тысячей игрушек,стысячейизвинений и т. п.), а форма тысячью, наряду с управлением тысячьюдрузей,стысячьюрублей и т. д.), допускает в разговорной речи и согласование с существительным тысячьюдрузьями,стысячьюрублями и т. п.).

3. Остальные числительные – все количественные (кроме слова один и слов тысяча, миллион, миллиард и т. д.), все собирательные, два дробных (полтора и полтораста), неопределенно-количественные столько, сколько и несколько (а также все образованные от них: столько-то, сколько-нибудь и т. п.) – в пределах одного словосочетания допускают оба вида названной синтаксической связи. При этом, если все предметно-количественное сочетание стоит в им. или вин. п., главным словом является числительное, которое управляет формой род. п. существительного (три самолета, четверо исключенных, полторастаизбирателей, несколько поворотов и т. п.). В остальных формах такого словосочетания (в род., дат., тв. и предл. п.) главным словом является существительное, а числительное согласуется с ним в падеже десяти заповедях, троиминеизвестными, к полутора единицам, без стольких-токниг и т. д.). В этом последнем случае, т. е. при согласовании, как это видно из приведенных примеров, существительное всегда употребляется в форме мн. ч., а при управлении форма числа существительного зависит от того, какое числительное им управляет. Так, например, всегда управляют формой род. п. ед. ч. целые количественные числительные два, три, четыреи составные количественные, которые заканчиваются на одно из этих слов (три диска, сорок четыречижа, сто тридцать двапримера и т. п.), а также дробное числительное полтора (полтора гектара) и неопределенно-количественные столько и сколько, если они сочетаются с вещественными существительными, не имеющими форм мн. ч. (Выпало столькоснега, сколькоу нашей коровы молока!). Остальные рассматриваемые здесь числительные – все целые количественные, начиная с пяти (но кроме тысяча, миллион, миллиард и т. п.), все собирательные, слово полтораста и неопределенно-количественные несколько, столько, сколько (два последних – в сочетании с конкретными существительными) – всегда управляют формой род. п. мн. ч. (пять огурцов, тридцать семьподзатыльников; троемедвежат, семеро смелых; полтораста штук; несколько тарелок, столько противоречий и т. п.).

Примечание.В форме тв. п. числительные, обозначающие круглые сотни от двухсот до девятисот, могут как согласовываться с существительным, так и управлять им пятьюстамирублями с пятьюстамирублей; с двумястамидетьми с двумястамидетей и т. п.). Оба этих варианта являются нормативными, но первый из них (с согласованием) преимущественно употребляется в книжной речи, а второй (с управлением) – в разговорной.

 

Завершая разговор о сочетаемости числительных с существительными, рассмотрим еще три случая, не лишенных некоторой курьезности, но тем не менее довольно важных, поскольку они часто встречаются в повседневном общении. Речь пойдет о сочетании числительных с такими словами, как человек, суткии год.

Существительное человекв современном русском языке употребляется только в ед. ч., а в тех случаях, когда нам нужно употребить форму мн. ч., мы используем слово люди. Однако в сочетаниях с целыми количественными числительными слово человекможет употребляться как в форме ед. ч. (с одним человеком, три человека и т. п.), так и в форме мн. ч. (восемь человек, десяти человекам, с двадцатью человеками и т. д.), а слово людивообще не используется. В форме мн. ч. слово человекупотребляется и с неопределенно-количественным числительным несколько (несколько человек), с которым также не используется слово люди. А с собирательными и неопределенно-количественными много, мало, столько, сколько и т. п., напротив, употребляется слово люди (трое людей, много людей, столькими людьми и т. д.) и не может быть использовано слово человек.

Существительное суткиупотребляется только во мн. ч. и по правилам должно сочетаться с собирательными числительными (см. выше). Однако собирательных числительных только девять (от двоедо десятеро), а в жизни нам часто приходится иметь дело с большим количеством предметов, называемых данным существительным. Соответственно, для обозначения этого большего количества мы пользуемся целыми количественными числительными (пятнадцать суток, сорок суток и т. п.). Более того, обычно со словом суткиупотребляются только собирательные числительные двое, трое и четверо, апри количестве от 5 до 10 допустимы два варианта употребления: с собирательным (пятеро, шестеро суток) и с целым количественным (пять, шесть суток) числительными. При этом второй вариант (с целым количественным) является предпочтительным и более частотным. С другой стороны, так как собирательные числительные не могут быть частью составных, а целые количественные два, три и четырене употребляются со словом суткив им. и вин. п. (в этих формах они управляют род. п. ед. ч существительного), возникает серьезное затруднение, когда количество данных предметов равно 23, 52, 164 и т. д., то есть выражается составным числительным, последнее слово в котором два, три или четыре. Соответственно, если нам необходимо указать на такое количество, мы должны использовать синонимичную конструкцию (сорок три дня, тридцать четвертые сутки и т. п.) или переделать предложение так, чтобы интересующее нас сочетание стояло в форме любого падежа, кроме им. и вин. п.

Для того чтобы назвать чей-либо возраст или обозначить длительный срок, мы используем в речи сочетание количественного числительного с существительным год. Однако при сочетании с числительными два, три и четырев род. п., а также с числительными пять, шесть... , тридцать..., сто... и т. д. в им., род. и вин. п. используется другая форма – лет. То есть падежные формы данного сочетания выглядят следующим образом:

 

  2, 3 и 4 5... , 40... , 200... и т. д.
Им. п. два, три, четыре года пять... , сорок... , двести... , лет
Род. п. двух, трех, четырех лет пяти... , сорока... , двухсот... ,
    лет
Дат. п. двум, трем, четырем годам пяти... , сорока... , двумстам... ,
    годам
Вин. п. как в им. п.
Тв. п. двумя, тремя, четырьмя пятью... , сорока... , двумяста-
  годами ми... , годами
Предл. п. двух, трех, четырех годах пяти... , сорока... , двухстах... ,
    годах

 

Например: Эти два года пролетели как одна минута; Сорок летбабий век (им. п.); Они прожили около шестидесяти лет,не считая двух летразлуки, когда он служил в армии (род. п.); К четырем годамон уже научился читать, а к пяти годамуже писал по-французски; (дат. п.); Обещанного три годаждут, а доведется и тридцать лет(вин. п.); В этой экспедиции мы пожертвовали четырьмя годамикомфортной жизни; Ваня был семью годамистарше Пети (тв. п.); О трех годах,проведенных на Сахалине, он вспоминал всю жизнь; Тихон испугался: а вдруг в этих семи годах,которые нагадала кукушка, и заключена вся его оставшаяся жизнь? (предл. п.).

Примечания

 

1. Неопределенно-количественные числительные много, мало, немного, немало употребляются только с формой лет, а числительный столько, сколько и несколько ведут себя так же, как и числительные пять, шесть, семь... и т. д. (сколько лет, к нескольким годам, столькими годами и т. п.).

2. Слова тысяча, миллион, миллиард и т. п. во всех падежах употребляются с формой лет (тысячи лет, миллиону лет, миллиардом лет и т. п.).

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд найденных числительных (количественные или порядковые). Количественные числительные разбейте на группы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопределенно-количественные. Определите, к какой части речи относятся слова, не являющиеся числительными.

 

пара три единица сорок
единство сороковой трое несколько
много первый сорок сороков десяток
две с половиной в-третьих один сотня
тройка пятерка третий тройной
половина трешница полтора двойной
раз немало тройственный треть
четверть пять и одна треть триллион десятичный
двойня четырежды сорок второй в-шестых
сто восемь полтораста столько четыре пятых
восемь сотых ноль две четверти семеро

 

2. В следующих детских стихотворениях и переводах из английской народной поэзии найдите имена числительные и определите, в форме какого падежа они употреблены.

 

(1) Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали на весь дом

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали.

(Пер. с англ. К. Чуковского)

 

(2) Однажды Две Двенадцатых

Позвали Трех Тринадцатых:

– Давайте, Три Тринадцатых,

Пройдемтесь вечерком!

– Ах, что вы, Две Двенадцатых,

– Смутились Три Тринадцатых,

– Увидят Пять Пятнадцатых,

Что вы со мной вдвоем!

(С. Погореловский)

 

(3) А на площадь повернули,

а на площади стоит

не компания, не рота,

не толпа, не батальон,

и не сорок, и не сотня,

а почти что миллион!

Раз, два, три, четыре,

и четырежды четыре,

сто четыре на четыре,

полтораста на четыре,

двести тысяч на четыре!

И еще потом четыре!

(Д. Хармс)

 

(4) В зверинце трое негритят

Забрались в клетку льва.

Растерзан насмерть третий брат,

И братьев стало два.

(Пер. с англ. С. Маршака)

 

(5) Шел Кондрат В Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

(К. Чуковский)

 

(6) Один – это мало,

А два – кое-что,

Три – целая куча,

А больше всех – Сто!

(Пер. с англ. Г. Кружкова)

 

(7) Школьник, школьник,

Что так рано

Ты спешишь

Сегодня в класс?

Ты всегда

Приходишь в восемь,

А теперь

Десятый час!

(Пер. с англ. С. Маршака)

 

3. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.

 

 

4. Проанализируйте употребление слова один. Определите, в каких случаях оно является числительным, а в каких нет. Свой ответ поясните.

 

1. Мы провели в этом городе один день. 2. Тихон часто ходил на медведя один на один. 3. Андрей во всем замечает одни недостатки. 4. Один в поле не воин. 5. Когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни. 6. Порой ему казалось, что Растропович и виолончель – одно неразделимое и могучее существо. 7. Вдали послышался паровозный гудок, один, затем другой, третий... 8. По этому вопросу мы с ним придерживались одного мнения. 9. Одно время мне очень нравилось приходить в этот сад. 10. Одна бабушка заботилась о его воспитании. 11. Он купил только один карандаш. 12. После войны Григорий остался совсем один. 13. Мы были одни в этом огромном парке. 14. Один за всех, и все за одного!

 

5. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

 

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

6. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

 

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

 

7. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.

 

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

 

8. Когда мы говорим о знаменательных датах, событиях и т. п., то часто пользуемся сложными прилагательными и существительными, содержащими компонент -летний или -летие (сорокалетний, столетие и т. п.). В составе таких слов количественные числительные стоят в форме род. п., а после числительных один и тысяча используется соединительный гласный (однолетний, тысячелетие). В следующих предложениях раскройте скобки и употребите соответствующее сложное прилагательное или существительное.

 

1. В этом году мы праздновали (30 лет) юбилей нашей школы. 2. Скоро мы будем отмечать (300 лет) нашего города. 3. Этот город, известный с VI века до нашей эры, несмотря свой (2600 лет) возраст, так и не стал мегаполисом. 4. Праздник, посвященный (276 лет) годовщине университета, будет проходить в новом клубе. 5. Мой дедушка собирался дожить до своего (95 лет).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

БрусенскаяЛ. А. Служит ли категория числа для создания точности речи? // Русский язык в школе. 1995. № 4.

Немченко В. Н. Ноль и нуль в современной русской речи // Русская речь. 1991. №6.

Ширшов И. А. Два и пара // Русская речь. 1999. № 5.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.