Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические советы для самостоятельной работы студентов



Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольной работы приведена ниже и содержит ключевые проблемы культуры речи. Студент выбирает тему строго из приведённого списка самостоятельно, с учётом личного интереса и имеющейся литературы. Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы, причём рекомендуется использовать не только учебники, но также научную и популярную литературу по культуре речи. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ. Особое внимание следует уделить на оформление контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в отпечатанном виде. Формат бумаги А-4. Объём 12-15 страниц, шрифт 14, через полтора интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху, снизу – 2см. Студент должен обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдаётся методисту. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену (зачёту) не допускается. К контрольной работе должны быть приложены выполненные и оформленные тестовые задания, которые даны по вариантам. Каждый вариант состоит из 20 заданий. Номер варианта определяется по последней цифре номера студенческого билета. Образец:

Последняя цифра 1, 2 – вариант 1;

3, 4 – вариант 2;

5, 6 – вариант 3

7, 8 – вариант 4

9, 0 – вариант 5

Ответы на тесты должны быть в открытой форме, т.е. полным ответом. Например: Определите лексическое значение слова «аншлаг».

a) первое выступление артиста на сцене

b) повышенный интерес

c) реклама какого-либо зрелищного мероприятия

d) объявление о том, что все билеты проданы

Ответ: лексическое значение слова «аншлаг» - объявление о том, что все билеты проданы.

В конце работы рекомендуется написать свой вариант, и выписать буквами выбранные ответы. Образец: 1а, 2.б, 3 г и т.д.

Зачет проходит в тестовой форме, задания представлены ниже в параграфе 7, либо в устной форме по вопросам для самоконтроля, которые есть после каждой темы в параграфе 2.

 

Темы контрольных работ.

1. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

2. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).

3. Новые явления в русском языке 1990-2000 годов.

4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

5. Язык коммерческой и политической рекламы.

6. «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации.

7. Современная русская языковая личность: воздействия и взаимодействия.

8. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

9. Культура речи и эффективность общения.

10. Современная городская коммуникация.

11. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

12. Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.

13. Как стать гением переговоров.

14. Лингвистический анализ образцового текста.

15. История возникновения и развития произносительной (грамматической и т. д.) нормы русского литературного языка.

16. Особенности русского письма.

Тестовые задания

ВАРИАНТ 1

1. Русский литературный язык – это…

a) совокупность письменного, устного языка и диалектов

b) образцовая форма национального языка

c) книжно-письменный язык

d) язык литературных произведений

 

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) убедить, принести

b) победить, уходить

c) ощутить, беречь

d) пылесосить, чудить

 

3. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.

a) Сделайте одолжение, выполните мою просьбу …

b) Если вас это не затруднит …

c) Могу ли я попросить вас …

d) Настаиваю, чтобы вы приняли решение о …

 

4. Определите лексическое значение слова «экзальтация».

a) восторженное, возбужденное состояние

b) название болезни

c) жанр циркового искусства

d) музыкальное произведение

 

5. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Инженер Дивнич предложила новое решение этого проекта.

a) женский

b) мужской

c) средний

d) общий

6. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

a) завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть)

b) р-н. (район), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности)

c) проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)

d) г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело девяноста два суток.

b) Аршин – старая русская мера длины, равная одной третьей сажени или шестнадцати вершкам.

c) Смотрите, один, два, три … девять рыцарей убито.

d) На земле обитает полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений.

 

8. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) агония, револьвер, донельзя

b) мытарства, приданое, жалюзи

c) террор, феномен, жерло

d) жемчуг, танцовщица, кожух

 

9. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота

a) Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

b) По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды.

c) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

d) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

 

10. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

a) читать (не)интересно, но необходимо; (не)навидевший, (не)смотря на непогоду

b) (не)обладающий тактом, в описании (не)доставало красок, (не)надежность

c) (не)доумевающий взгляд, (не) рад встрече, (не)везение

d) (не)замужняя дама, перейти в (не)бытие; путь (не)близок, а далек

 

11. Для текстов научного стиля не характерно(-а) ...

a) широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д.

b) преобладание прямого порядка слов

c) использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов

d) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного (Волк – хищное животное из рода собак)

 

12. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

a) передовой форпост

b) ночная серенада

c) свободная вакансия

d) суета сует

13. Во вступлении оратор не должен...

a) устанавливать контакт с аудиторией

b) заинтересовывать слушателей

c) обосновывать постановку вопроса

d) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

 

14. Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...

a) научный стиль

b) разговорная речь

c) официально-деловой стиль

d) публицистический стиль

 

15. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Слово лето в древние времена означало «год».

Б. В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, то есть запись событий по годам, и летосчисление.

В. Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледельцев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивающие материальное благополучие на целый год.

Г. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в родительном падеже множественного числа в сочетании с числительными, начиная с пяти, а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет.

a) В, А, Г, Б, параллельная

b) А, Б, В, Г; параллельная

c) А, В, Б, Г; последовательная

d) А, Г, В, Б, последовательная

 

16. Речевая ошибка допущена в предложении...

a) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

b) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.

c) Застывший пруд блестел как зеркало.

d) Его язык остолбенел от страха.

17. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Заявление подано от…

a) Ирины Пресс (Пресс)

b) Андрея Шпака (Шпак)

c) Татьяны Нечипоренко (Нечипоренко)

d) Ивана Гуся (Гусь)

 

18. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

a) Это чепуха.

b) Думаю, что мы все от этого выиграем.

c) Я считаю…

d) Это абсурдно.

 

19. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

бокал, конечно, термос?

a) б[о]кал, коне[шн]о, [т’э]рмос

b) б[а]кал, коне[ч’н]о, [т’э]рмос

c) б[а]кал, коне[шн]о, [тэ]рмос

d) б[а]кал, коне[ч’н]о, [тэ]рмос

 

20. К официально-деловому стилю относится...

a) аннотация

b) заявление

c) письмо

d) научная статья

 

ВАРИАНТ 2

1. Укажите признаки, характеризующие литературный язык:

1) наличие письменности

2) традиционность

3) функциональная дифференциация

4) нормированность и кодификация

5) противопоставленность устной и письменной форм

a) 1,2,3,5

b) 1,2,4,5

c) 2,3,5

d) 1,2,3,4,5

 

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) дудеть, мыслить

b) переубедить, писать

c) смутить, идти

d) очутиться, дерзить

3. При отказе в речевом этикете используются определенные выражения. Укажите лишнее.

a) В настоящее время это сделать невозможно.

b) Я вынужден запретить …

c) Разрешите дать вам совет …

d) Простите, но мы не можем выполнить вашу просьбу.

 

4. Укажите разговорное слово в синонимическом ряду.

a) прекрасный

b) восхитительный

c) дивный

d) изумительный

 

5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Лес – один их основных типов растительности. Лес состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории. Леса, образованные одной древесной породой (например, сосной) называются чистыми, несколькими породами (например, березой и елью) – смешанными.

Различают леса листопадные, развивающие листву весной и сбрасывающие ее осенью, и вечнозеленые, сбрасывающие листву (хвою) постепенно.

a) разговорные

b) термины

c) диалектные

d) общеупотребительные

 

6. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Куда убежала эта забияка Катя?

a) общий

b) мужской

c) средний

d) женский

 

7. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

a) упал вниз

b) букинистическая книга

c) странный парадокс

d) будущая перспектива

 


8. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

терраса, скучно, эссенция?

a) те[р]аса, ску[чн]о, э[сэ]нция

b) те[р]а[сс]а, ску[шн]о, э[с’с’э]нция

c) те[р]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

d) те[рр]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

 

9. Во вступлении оратор не может использовать следующий прием...

a) начать образом, символом, аллегорией

b) начать с шутки или анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе

c) сделать комплимент слушателям

d) рассказать случай из своей жизни

 

10. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.

a) (по)лисьи, кто(то), (в)первые

b) (по)моему, где(нибудь), кто(либо)

c) (по)братски, буд(то), (в)двое

d) какой(то), черно(белый), (по)этому

 

11. Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, – это ___ подстиль официально-делового стиля.

a) дипломатический

b) юридический

c) политический

d) канцелярский

 

12. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

a) Вы понимаете, что это требует дополнительного обсуждения.

b) Сколько можно рассматривать этот вопрос?

c) Я хочу Вас переубедить…

d) Опять придется возвращаться к этому вопросу.

 

13. Выберите правильный вариант начала текста заявления.

a) Хотелось бы получить материальную помощь…

b) Я, Иванов А.С., студент первого курса физико-математического факультета, прошу выделить материальную помощь.

c) Прошу студенческий профком выделить мне материальную помощь…

d) Прошу, чтобы Вы выделили мне материальную помощь…

 

14. Определите, какое из перечисленных слов имеет значение «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности».

a) эгоизм

b) себялюбие

c) гордыня

d) цинизм

 

15. Найдите ряд слов с правильным сокращением.

a) проф. (профессор), гр. (гражданин), о. (озеро)

b) пер. (переулок), с.г. (сего года), ст. (станция)

c) млд. (миллиард), с-х. (сельскохозяйственный), смотр. (смотри)

d) зав. (заведующий), и т. п. (и тому подобное), об. (область)

 

16. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить.

a) проще пареной репы

b) как кошка с собакой

c) носить на руках

d) метать перуны

 

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Монета оказалась старой, стёртой с обоих сторон.

b) Здесь сэкономлено двадцать пять тысяч тонн авиационного керосина, что позволило спланировать выполнение шестисот дополнительных рейсов.

c) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре льготные путёвки.

d) Спиро опускался у Белых камней на глубину до сорока саженей.

 

18. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог?

a) овен, дзюдо, завидно

b) банты, красивее, приняла

c) древко, ишиас, иконопись

d) апостроф, девиз, декольте

 

19. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота.

a) Лежащее большое дерево на земле загородило путь.

b) Через некоторое время его можно было видеть подъезжающим к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма.

c) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, поросшая изжелта-бурой травой.

d) Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними.

 


20. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

 

Цветы переданы для…

a) Дмитрия Черных (Черных)

b) Виталия Ремня (Ремень)

c) Натальи Шабинаго (Шабинаго)

d) Антонины Шевчук (Шевчук)

 

ВАРИАНТ 3

1. Нормы литературного языка…

a) существуют неизменно в течение последних 300 лет

b) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора

c) складываются стихийно

d) произвольно выбираются учеными и законодателями

2. Укажите разговорное слово в синонимическом ряду.

a) высокомерный

b) надменный

c) надутый

d) спесивый

 

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Синергетика, по определению ее создателя Г. Хакена, занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем, самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы животных и даже люди … Это наука о самоорганизации простых систем, о превращении хаоса в порядок.

В синергетике возникновение упорядоченных сложных систем обусловлено рождением коллективных типов поведения под воздействием флуктуаций, их конкуренцией и отбором того типа поведения, который оказывается способным выжить в условиях конкуренции.

(А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая)

a) общеупотребительные

b) профессиональные

c) разговорные

d) термины

 

4. Укажите, в каких случаях паронимы поступок – проступок употреблены правильно:

a) За поступок благородный все его благодарят.

b) Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка.

c) Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои.

d) За этот небольшой поступок можно было и не наказывать, но отец рассуждал по-другому.

 

5. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

В витрине были выставлены банки с иваси.

a) средний

b) общий

c) женский

d) мужской

 

6. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

a) преобладающее большинство

b) очевидное – невероятное

c) ночная серенада

d) первая премьера

 

7. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

роман, пустячный, шинель?

a) р[о]ман, пустя[ч’н]ый, ши[н’э]ль

b) р[а]ман, пустя[ч’н]ый, ши[нэ]ль

c) р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[нэ]ль

d) р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[н’э]ль

 

8. В заключительной части выступления нельзя...

a) говорить фразы: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все».

b) использовать шутку

c) прочесть наизусть стихи

d) закончить призывом к действию, пожеланием

 

9. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

a) прил..пить, об..щающий, обог..щение

b) прав..льный, объед..нение, нач..нать

c) знам..нитый, зв..неть, гал..рея

d) в..ликолепный, м..лькать, през..дент

 

10. К числу основных стилевых черт официально-делового стиля не относится...

a) неличный характер общения и речи

b) отвлеченно-обобщенный характер

c) предписующе-долженствующий характер

d) стандартизированность

 

11. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы:

a) Доброжелательность, уважительное отношение к другим людям.

b) Аутентичность – умение быть естественным, не скрываясь за масками и ролями.

c) Готовность поддержать другого человека.

d) Пассивность, неспособность устанавливать контакты, поддерживать разговор.

 

12. Вас заинтересовало объявление в газете о подборе сотрудников фирмой N. Вы направите в эту фирму...

a) заявление

b) характеристику

c) автобиографию

d) резюме

 

13. Определите лексическое значение слова «брифинг».

a) инструктаж

b) спектакль в честь одного из артистов

c) первое выступление на сцене

d) пресс-конференция

 

14. Найдите ряд слов с правильным сокращением.

a) обл. (область), напр. (например), и т. д. (и так далее)

b) дерев. (деревня), коп. (копеек), руб. (рублей)

c) в (век), г-н. (гражданин), профес. (профессор)

d) ун-т. (университет), мн.ч. (множественное число), устарев. (устаревшее)

 

15. Укажите фразеологизм-синоним к словам угождать, льстить.

a) рассыпаться мелким бесом

b) невзирая на лица

c) переворачиваться вверх тормашками

d) играть в кошки-мышки

 

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) За два года урожайность возросла с девяноста шести до ста тридцати пяти центнеров.

b) У кузницы стояло двое саней и трое телег.

c) Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам, или двум целым ста тридцати четырём тысячным метра.

d) Семеро одного не ждут.

17. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

a) воткнутый, торты, дефис

b) донизу, вкралась, айвовый

c) кухонный, замкнутый, звонит

d) искоса, августовский, форзац

 

18. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

a) Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.

b) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше.

c) Употребив спиртное, у них возник умысел.

d) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.

 

19.Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

a) читать (не)громко, но выразительно; (не)пользуясь льготами, (не)правда

b) (не)военнообязанный, (не)брежно, в кассе (не)достает пяти рублей

c) шел, (не)смотря под ноги; (не)выдуманная история, (не)вкусный

d) ни за что (не)пойду, (не)доверил, (не)распечатанное письмо

 

20. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Квартира продана…

a) Валентине Шевченко (Шевченко)

b) Сергею Чутких (Чутких)

c) Павлу Дубяге (Дубяго)

d) Светлане Дивнич (Дивнич)

 

ВАРИАНТ 4

1. Кодификация норм литературного языка – это…

a) следование им всех образованных людей

b) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях

c) обучение им в специальных учебных заведениях

d) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных

 

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

a) в виску болит

b) заглянув в комнату

c) самый прилежный.

d) курортный Сочи

3. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.

a) Спасибо.

b) Вы мне делаете комплимент.

c) Вы тоже хорошо выглядите.

d) Спасибо за комплимент.

 

4. Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

a) упование

b) надежда

c) мечта

d) чаяние

 

5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.

Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

(М.Р. Львов)

a) диалектные

b) общеупотребительные

c) термины

d) разговорные

6. Укажите, в каких случаях паронимы шутливый – шуточный употреблены правильно:

a) А в последнем, как будто шуточном, письме он просил прислать ему в конверте самый драгоценный для него подарок – засушенный лист киевского каштана.

b) Народ зашевелился, закашлял, закурил, раздались сонные, но шутливые голоса.

c) Пелись здесь уже не строевые, а русские народные песни – и шуточные и грустные.

d) Я писал на уроках всякого рода шутливые стихи.

 

7. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Новый концертмейстер – это протеже нашего директора.

a) общий

b) средний

c) женский

d) мужской

 

8. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

a) временной цейтнот

b) демобилизация из армии

c) очень маленький

d) монументальный памятник

 

9. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

прачечная, тезис, грубошёрстный?

a) праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[э]рстный

b) праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный

c) праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[о]рстный

d) праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный

 

10. В заключении оратор не должен...

a) способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых во вступлении

b) суммировать сказанное, обобщить информацию

c) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

d) использовать дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи

 

11. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН.

a) ране..ый, серебря..ый, причеса..ый

b) утре..ий, несчаст..ый, оловя..ый

c) да..ый, иллюстрирова..ый, деревя..ый

d) журавли..ый, мужестве..ый, выкраше..ый

 

12. Канцеляризмами являются слова...

А) нижеподписавшиеся

Б) взимать

В) потребовать

Г) агрессия

a) В, Г

b) А, Б

c) Б, В

d) А, Г

 

13. К публицистическому стилю не относится жанр:

a) репортаж

b) рекламная статья

c) научная статья

d) фельетон

 

14. В понятие «невербальные средства общения» входят...

a) мимика, жесты и позы

b) только мимика

c) только позы

d) только жесты

 

15. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы:

a) Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека.

b) Инициативность, склонность к активной деятельности.

c) Конкретность, отказ от общих рассуждений.

d) Нежелание говорить и действовать напрямую, открыто.

 

16. Студент написал заявление. Укажите, сколько ошибок он допустил.

 

Декану гуманитарного факультета

от студентки 1 курса группы к/р

Михайловой Д.П.

Удалову А.М.

 

заявление.

 

Прошу Вас оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка.

 

12.04.06

подпись

a) две

b) три

c) четыре

d) одну

 

17. Определите лексическое значение слова «импровизация».

a) первое выступление на каком-либо поприще

b) воспроизведение с возможной точностью

c) первое удачное публичное выступление

d) музыкальное произведение, сочиненное во время исполнения

 

18. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

a) рубл. (рублей), проф. (профессор), млд. (миллиард)

b) ул. (улица), р-н. (район), с. (село)

c) доц. (доцент), пом. (помощник), зав. (заведующий)

d) с-х. (сельскохозяйственный), обл. (область), т.е. (то есть)

19. Укажите фразеологизм-синоним к словам угождать, льстить.

a) рассыпаться мелким бесом

b) невзирая на лица

c) переворачиваться вверх тормашками

d) играть в кошки-мышки

 

20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Четверо ножниц лежало на столе.

b) Нас у матери шестеро, а у соседа трое детей.

c) Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги и в двадцать пять верстах от большого торгового села.

d) Он вспомнил и описал сто сорок три человека.

 

ВАРИАНТ 5

1. Определите стиль и тип речи.

Поэзия творчества.

У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.

Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.

Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).

Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.

Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственные всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни казалось.

(К. Паустовский)

a) публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

b) публицистический стиль, описание

c) научный стиль, рассуждение

d) художественный стиль, повествование

 

2. Найдите предложение без речевой ошибки.

a) Стёкла были все отмороженные.

b) В магазин завезли импортные моющие обои.

c) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи.

d) Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

 

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

– Ой, Александр Павлович, да что вы… Да я…

– Ну подумай, подумай… Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть… Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше… Деньги-то небось нужны, семью кормить…

– Да нужны, конечно… Но страшновато…

–А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе – что, договорились?

– Да я…

– Я понимаю… Но в принципе, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника!

– Как, прямо с понедельника?

– Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь! Не подведи!

a) разговорные

b) устаревшие

c) диалектные

d) общеупотребительные

 

4. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Посылка для…

a) Марины Колбаса (Колбаса)

b) Михаила Иващенко (Иващенко)

c) Натальи Сигле (Сигле)

d) Александра Хват (Хват)

 

5. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

a) (не)зрелый плод, скрытая (не)приязнь, афишы (не)расклеены

b) (не)приступная крепость, возможны всякие (не)ожиданности, (не)вдомёк

c) (не)спрягаемый глагол, знак (не)равенства, (не)намерен молчать

d) устал с (не)привычки, (не)слышно шума городского, ничего (не)понимающий

 

6. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) прибылей, бела, лаптей

b) столяр, арахис, нужда

c) афиняне, отраслей, ведомостей

d) ферзи, скатертей, стопы (мн.ч.)

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Все двадцать две бригады, обслуживающие тысячу триста гектаров виноградников, на подряде.

b) Вершок – старая русская мера длины, равная одной шестнадцатой аршина, приблизительно четырём целым сорока четырём сотым сантиметра.

c) Прошло полторы недели.

d) Семеро бед, один ответ.

 

8. Укажите синоним к фразеологизму выжить из ума.

a) поминай как звали

b) впадать в детство

c) сесть в лужу

d) душа болит

 

9. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы.

a) поволжье, российский государственный педагогический институт

b) Садовое кольцо, улица Подольских курсантов

c) Эпоха возрождения, знаки зодиака

d) Карловы вары, эзопов язык

 

10. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

a) ностальгия – тоска по родине

b) декрет – постановление верховной власти

c) семестр – учебное полугодие в высших учебных заведениях

d) гражданство – население государства, жители страны

 

11. К официально-деловому стилю не относится ...

a) доверенность

b) аннотация

c) заявление

d) резюме

 

12. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Шимпанзе – это представитель рода человекообразных обезьян, обитающих в тропической части Африки.

a) средний

b) женский

c) мужской

d) категория рода не определяется

 

13. Нормы русского литературного языка…

a) подергаются реформе каждые 40 лет

b) динамичны, подвижны

c) категоричны, не знают исключений

d) статичны, неизменны

 

14. Логический барьер в деловом общении возникает, когда…

a) собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, то есть «говорят на разных языках»

b) у собеседника неправильное произношение, речь невнятна, в ней много слов-паразитов

c) каждый из собеседников видит проблему только со своей позиции и не хочет понять точку зрения оппонента

d) один из собеседников не очень свободно говорит на языке, на котором ведется беседа

 

15. Страдательные обороты (вопрос решен) широко употребляются...

a) в официально-деловом стиле

b) в разговорной речи

c) в частной переписке

d) в языке художественной литературы

 

16. Укажите, в каком ряду все слова пишутся слитно.

a) (себя)любие, (северо)кавказский, (киловатт)час

b) голубо(глазый), (свеже)вскопанный, (фото)камера

c) (выше)названный, (борт)механик, (бюджетно)финансовый

d) (по)братски, (социально)опасный, (бетоно)мешалка

 

17. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:

Изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов).

a) индуктивный способ

b) ступенчатый способ

c) метод аналогии

d) дедуктивный способ

18. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

аббревиатура, кларнет, тире?

a) а[б]ревиатура, клар [нэ]т, ти[рэ]

b) а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[р’э]

c) а[бб]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ]

d) а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ]

 

19. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

a) три единственные дочери

b) зайтись лёгким детским смехом

c) пернатые птицы

d) обыкновенное чудо

 

20. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:

a) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

b) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.

c) Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.

d) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.