Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Культура речи как наука. Виды и единицы речевого общения



Русский язык и культура речи

 

Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения

 

 

Составитель:

Е.А. Торохова

 

 

Ижевск 2009

 

 


УДК 811.161.1

ББК 81.2-7

Р89

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 16 июня 2000г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № от «_»_______ 2009г.

 

Рецензент: д.ф.н., профессор кафедры теории языка и речевой коммуникации

ГОУ ВПО «Удмуртский госуниверситет» С.Г. Шейдаева

Составитель:

Торохова Е.А. – канд. филолог. н., доцент кафедры философии

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

Р89 Русский язык и культура речи:Тесты для контроля знаний студентов: учебно-методическое пособие/сост. Е.А. Торохова– Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.– 55 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов нефилологических специальностей. Его задача – помочь овладеть нормами русского литературного языка. Задания по русскому языку и культуре речи составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к итоговой аттестации и экзаменам.

 

УДК 811.161.1

ББК 81.2-7

 

©Торохова Е.А., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

 

 


Введение.

Цели и задачи курса

Цели курса

В соответствии с гуманитаризацией высшего образования курс “Русский язык и культура речи ” изучается студентами всех специальностей и всех форм обучения. Он нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования языка письменной и устной его разновидностях.

1.2. Задачи курса

Задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков, которыми должен владеть каждый человек в обществе для успешной работы и коммуникации в различных сферах жизни: бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

1. Продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения.

2. Участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками студент заочной формы обучения как носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме.

Лекционный курс рассчитан на 6- 8 часов, поэтому он не может содержать систематического изложения всего материала программы. Практические занятия в количестве 6- 8 часов, прежде всего, опираются на теоретические сведения о нормах литературного языка во всех его разновидностях; нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи. В целях контроля навыков анализа речевого материала рекомендуется проводить письменные контрольные работы (от одной до двух) как одну из форм, которая позволит выявить не только умение студента работать с научной и справочной литературой, но и владение оформлением письменного высказывания. Формой итогового контроля является зачет.Зачет проходит в форме тестирования, задания на которое представлены ниже.

 

Содержание курса и методические указания по его изучению.

 

Тема 1. Культура речи как наука. Виды и единицы речевого общения

Культура речи – особый раздел лингвистики (языкознания). Язык и мышление. Язык и общество. Язык и речь. Язык как система передачи информации. Функции языка. Речь как форма существования языка. Правильность, точность, выразительность речи. Логичность речи как характеристика структуры высказывания. Чистота, богатство и уместность речи. Литературная норма речи: орфоэпическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая, орфографическая, пунктуационная, стилистическая.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Фатическая и информативная речь. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

 

Методические указания

Приступая к изучению культуры речи как науки, необходимо помнить, что это особый раздел лингвистики (языкознания). Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает язык. Как и все науки, она сложилась в результате потребности людей в осмыслении такого явления как язык. Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни считают его наподобие растениям биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие рассматривают язык как психическое явление, как проявление “духа божьего и человеческого”, третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении. Необходимо кратко остановиться на отношении языка и мышления, которые возникли исторически одновременно в процессе трудовой деятельности.

Основными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная (познавательная), эмоциональная.

Рассматривая вопрос, язык как система передачи информации, надо акцентировать внимание и на знаковость, и на системность его.

Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком.

Важно знать, что культура речи – часть общей культуры человека. Под культурой речи понимается умение, во-первых, правильно говорить и писать, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения. Речь культурного человека должна быть, прежде всего содержательной, выразительной, точной, правильной.

Одним из вопросов культуры речевого общения является нормированность языка, т. е. наличие норм. Языковая норма – это образец того, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют взгляды по поводу природы языка?

2. Каково отношение языка и мышления?

3. Каковы основные функции языка?

4. Что такое язык?

5. Что такое речь?

6. Докажите при помощи данных словосочетаний, что термины “язык” и “речь” не являются тождественными:

– долгая речь, тихая речь, быстрая речь;

– мировой язык;

– русский язык, русская речь.

7. Какой должна быть речь культурного человека?

8. Какие языковые нормы вы знаете?

 

Литература

Основная: [1, с. 67-81], [4, с. 1-51].

Дополнительная: [4, с. 4-15].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.