1. К какой ветви славянских языков относится русский язык?
А. южнославянской;
Б. восточнославянской;
В. западнославянской.
2.Выберите правильный вариант:
А. русский литературный язык – форма национального языка;
Б. русский литературный язык и русский национальный язык – это тождественные понятия;
В. русский национальный язык – это форма русского литературного языка.
3.К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит?
А. территориальный диалект;
Б. жаргон;
В. просторечие.
4.Какой из признаков не характерен литературному языку?
А. нормированность;
Б. кодифицированность;
В. факультативность употребления.
5.Что такое старославянский язык?
А. предок славянских языков;
Б. первый письменный язык славян;
В. древнерусский язык.
6.Какой из факторов не является стилеобразующим для разговорного стиля?
А. объективность речи;
Б. экспрессивность;
В. спонтанность речи.
7.Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму.
Если бы президент захотел внести Зубкова, он бы сразу бы это сделал, но, как говорится, «всякому овощу…».
8.Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение общаться и добиваться своей цели с помощью средств языка.
А. нормативный;
Б. коммуникативный;
В. этический.
9.Правильность произношения регулирует…норма:
А. орфоэпическая;
Б. орфографическая;
В. лексическая.
10.К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить значение слова?
А. толковый;
Б. орфографический;
В. энциклопедический.
11. Неверным является произношение:
А. ср`едства;
Б. `отраслей;
В. пр`иняла.
12.Верным является произношение:
А. афёра;
Б. т[э]рмин;
В. осуждённый.
13.Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова жилищный:
А. предназначенный для жилья, обитаемый;
Б. относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилья.
14.Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке?
А. период времени;
Б. свободная вакансия;
В. букинистическая книга.
15. Какое значение имеет слово габариты?
А. предельные внешние очертания предметов, размер;
Б. большие, громоздкие предметы.
16.Выберите правильный вариант:
А. одеть пальто;
Б. надеть пальто.
17.Укажите неправильное употребление глагола.
А. кушать подано;
Б. по утрам я обычно не кушаю;
В. скушай, малыш, яблочко.
18.Какое значение имеет фразеологизм Тришкин кафтан?
А. нечто, при исправлении которого происходит нарушение в чем-то другом;
Б. документ, который не имеет юридической силы.
19.Укажите правильную грамматическую форму.
А. (горжусь) Ириной Вараввой;
Б. (горжусь) Ириной Варавва.
20.Выберите правильную грамматическую форму.
А. килограмм помидор;
Б. килограмм помидоров.
21.Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами.
В 2 483 (километр) от Москвы находится город Изборск.
22.Какую из форм глагола нужно вставить вместо многоточия:
У него … две семьи: одна законная, другая тайная.
А) были;
Б) было.
23. Запишите, раскрыв скобки:
На планете (Венера), в городе (Москва), супруги (Ткачук), с республикой (Индия), подготовка и руководство (специалисты), манкировать (обязанности), согласно (указ).
24.Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка?
А. отзыв научного руководителя на работу студента И.А. Петрова;
Б. отзыв научного руководителя о работе студента И.А. Петрова.
25.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов.
А. Для правительственного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение их применять.
Б. Конфликт можно было разрешить, прибегнув к обычным дипломатическим, а не провокационным методам.
26.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
А. Рассмотрев данный вопрос, наша фракция решила его не поддерживать.
Б. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение.
27.Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант.
Использующаяся лексика за рамками литературного языка не может быть использована в текстах официальных документов.
28.Определите вид ошибки в построении данного тезиса.
Реформы в России лишь привели к ухудшению жизни: около пяти миллионов человек живут в ветхом, аварийном жилье. Около 40 миллионов россиян имеют доход менее прожиточного минимума. Особо нужно сказать о наших российских женщинах – нет движения по улучшению условий труда, по облегчению ухода за ребенком. Многим депутатам дан наказ – улучшить медицинское обслуживание. Образование тоже испытывает большие трудности.
А) потеря тезиса;
Б) «лоскутное одеяло»;
В) «утопленный» тезис;
Г) ассоциативный тип построения тезиса.;
Д) подмена тезиса.
29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка все чаще оказываются несвежими – их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
А. метафора;
Б. перифраз;
В. оксюморон.
30.Запишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы:
(В) случа… принятия решения; необходимо иметь (в) виду; исполнять (в) соответстви… с договором.
Вариант 2.
1.К какой языковой семье относится русский язык?
А. уральской;
Б. индоевропейской;
В. алтайской.
2. Выберите правильный вариант:
А. русский литературный язык – это язык художественной литературы;
Б. русский литературный язык – это обработанная форма национального языка;
В. русский литературный язык – это русский национальный язык.
3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: А мой-то вчера с работы какую-то фигнюприволок! Весь калидор завалил!
А. территориальный диалект;
Б. жаргон;
В. просторечие.
4. Какой из признаков не характерен литературному языку?
А. устойчивость;
Б. историческая изменчивость;
В. нестрогая обязательность употребления.
5.Каким алфавитом не пользовались славяне?
А) кириллицей;
Б) глаголицей;
В) мефодьицей.
6. Какой из факторов не является стилеобразующим для официально-делового стиля?
А. объективность речи;
Б. стандартизованность;
В. спонтанность речи.
7.Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму.
И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.
8.Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение говорить в соответствии с правилами русского литературного языка.
А. нормативный;
Б. коммуникативный;
В. этический.
9. Правильность и точность употребления слов регулирует…норма:
А. орфоэпическая;
Б. орфографическая;
В. лексическая.
10. К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить произношение слова?
А. орфоэпический;
Б. орфографический;
В. энциклопедический.
11.Неверным является произношение:
А. кат'алог;
Б. эксп'ерт;
В. крас'ивее.
12.Верным является произношение:
А. свёкла;
Б. новор’ожденный;
В. скурпулёзный.
13.Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова демократичный:
А. основанный на демократии, осуществляющий демократию;
Б. свойственный широким слоям народа, простой.
14.Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке?
А. народный фольклор;
Б. народная демократия;
В. памятный сувенир.
15.Какое значение имеет слово занять?
А. дать взаймы;
Б. взять взаймы.
16.Какое значение имеет фразеологизм Притча во языцех?
А. небольшой рассказ, в котором есть назидание;
Б. предмет всеобщего обсуждения.
17. Укажите правильную грамматическую форму.
А. (вынесено обвинение) Сергею Аванесяну;
Б. (вынесено обвинение) Сергею Аванесян.
18.Выберите правильную грамматическую форму.
А. нет туфлей;
Б. нет туфель.
19.Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами.
Предложение одобрено 1876 (депутат).
20.Какое из словосочетаний можно вставить вместо многоточия?
К декану обратились….
А. трое студенток;
Б. три студентки.
21.Выберите правильный вариант:
А. станьте в очередь;
Б. встаньте в очередь.
22.Укажите неправильное употребление глагола.
А. пожалуйста, не ложите эти вещи на стол;
Б. эти вещи нужно класть на одно и то же место;
В. обязательно положите эти вещи на место.
23. Запишите, раскрыв скобки:
В Республике (Карелия), над городом (Москва), муж и жена (Майер), разобраться (проблема), памятник (Пушкин), упрекать (бездеятельность), понять и смириться (трудности переходного периода).
24.Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка?
А. по приезде в город он отправился в гостиницу;
Б. по приезду в город он отправился в гостиницу.
25.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов.
А. В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, печений, кондитерских изделий, фруктов и вин.
Б. Большой недостаток испытывали колхозы и в машинах, и в инвентаре, а главное – в специалистах.
26.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
А. Уезжая из родного города, мне стало грустно.
Б. Уехав из родного городка, он неожиданно загрустил о нем.
27.Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант.
Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться, что больной не перенесет очередной операции.
28.Определите вид ошибки в построении данного тезиса.
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения великого гуманиста Андрея Дмитриевича Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. И он доказал это всей своей жизнью. Мне представляется безнравственным поведение Государственной Думы, которая, по сути дела, заняла позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Грузии и Южной Осетии.
А) потеря тезиса;
Б) «лоскутное одеяло»;
В) «утопленный» тезис;
Г) ассоциативный тип построения тезиса.;
Д) подмена тезиса.
29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: И не дискуссия это никакая, а так, болтовня, треп, ерунда, чушь!
А. олицетворение;
Б. градация;
В. эпитет.
30.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Во) избежани… недоразумений; (в)последстви…выяснилось; (за) счет дополнительных средств.
31. Определите стиль и функциональный тип речи в данном тексте. Озаглавьте его. Определите способ изложения материала (индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, хронологический, ступенчатый). Определите и выпишите средства связи в тексте.
Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII вв. до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большом количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество. Первый же банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были приём вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учётом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.