Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК



Для справки:Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, выступающий средством общения нации. Главным признаком национального языка является наличие обработанной формы языка (литературного языка), которая выступает, помимо средства общения, в качестве объединяющей силы людей в государстве. Этот признак отличает национальный язык от языка народности, на основе которого он возник. Язык народности в своей основе диалектен, т.е. представляет собой совокупность разновидностей народного языка, отличающихся друг от друга на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях, и не имеет общей, единой для всех формы. Понятия «национальный язык» и «язык народности» соотносятся исторически с понятиями «нация» и «народность». Национальный язык формируется вместе с образованием нации, являясь одновременно предпосылкой и условием ее возникновения и существования, с одной стороны, а с другой – результатом этого процесса.

Упражнение 15. Определите, какая форма национального языка отражена в следующем отрывке. Найдите слова, отсутствующие в литературной форме национального языка, определите, в чем их отличие от литературных вариантов этих слов.

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают…Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюдова, на деревню, нету никакой моей возможности…Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюдова, а то помру».

(А.П. Чехов)

Упражнение 16.Определите, какая форма национального языка отражена в следующем отрывке. Найдите слова и сочетания слов, отсутствующие в литературной форме национального языка, определите, в чем их отличие от литературных вариантов этих слов.

В таку дальну пору это было, что не только моей памяти не хватит помнить, а и моей бабке с прабабками не припомнить году-времени. Дак вот жил большой богатой человек. Как-то задумал он отправить своих трех сынов с лесом-товаром в заграничи. Старшому (а был тот ледашшой, худяшшой, до чужого жадной, загребушшой), ему отеч кораб снарядил дубовой, паруса шелковы, лес нагрузил самолутчий, первосортной. Второй был раскоряка толстенной, скупяшшой-перескупяшшой. Про себя хвалился: «У скупа не у нета», а от его никто не видал ничего. Этому второму кораб был дан сосновой, паруса белополотняны, лес – товар второсортной. А третьему, развеселому, снарядил отеч посудину разваляшшу и таку дыряву, что из дыры в дыру светило, а вода как хотела, так и переливалась, рыбы всяки, как на постоялой двор, заходили, уходили.

(По С. Писахову)

Упражнение 17. Сравните предложения, проанализируйте, какие слова и выражения были заменены в правом столбце, определите, какой форме национального языка они принадлежат.

1. Перед ним возникал даже такой 1. Он не знал даже, как клеить

вопрос: на глянец или на мат пленку: на глянцевую или на

клеить пленку? матовую сторону.

2. Двигатель-пускач трактора 2. Пусковой двигатель трактора

следует заменить. следует заменить.

3.Здесь же во входном блоке УСО 3. Здесь же во входном блоке УСО

цифровая информация сравнивается цифровая информация

и масштабируется путем умножения сравнивается и приводится к

на специальные коэффициенты. определенному масштабу путем

умножения на специальные

коэффициенты.

Упражнение 18. Определите, к какому типу лексических единиц (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорно-просторечные слова) относятся выделенные слова.

Я – лох. Со мной в машине профессиональные кидалы, которые сейчас будут тащить меня в игру, в которой мне никогда не выиграть. За окном – лес и по-прежнему утренние сумерки. Я замечаю, что машина по полупустому шоссе идет на самой малой скорости. Заглядываю через плечо водителя – на спидометре пятьдесят. Все правильно, водитель в деле, и его задача тянуть резину, пока меня разводят на словах и затягивают в игру. О картежной мафии, подхватывающей клиентов в аэропортах, я давно знал – где-то читал, от кого-то слышал, а вот нос к носу встретиться не доводилось. Интересно, как они заставят меня играть?

(С. Киселев)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.