Ровная, накатанная дорога, мягко серея в траве, бежала вдаль. Я шел в эту темную даль, и меня все полнее охватывала тишина. Теплый ветер слабо дул навстречу и шуршал в волосах; в нем слышался запах зреющей ржи и еще чего-то, что трудно было определить, но что всем своим существом говорило о ночи, о лете, о беспредельном просторе полей.
Все больше мною овладевало странное, но уже давно мне знакомое чувство какой-то тоскливой неудовлетворенности. Но в такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. Никогда еще это настроение не овладевало мною так сильно, как теперь.
Кругом лежали поля. Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками. Все дышало спокойствием и самоудовлетворением; каждый колебавшийся колос, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я один стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему. Я чувствую: эта красота недоступна мне, я не способен воспринять ее во всей целости; и то немногое, что она мне дает, заставляет только мучиться по остальному.
Меня потянуло в темную чащу лип и берез. Из людей я там никого не встречу: это усадьба помещицы Ярцевой, и с нею живет только ее сын-студент. Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель, профессор, сулит ему великую будущность.
Я прошел межою к саду, перебрался через заросшую крапивой канаву и покосившийся плетень.
Уставший, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. Вдруг где-то недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки. Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь неосвещенных окон.
14. Буквы ы вместо и после приставок: безыдейный, безызвестный, безынициативный, безыскусный, предыстория (но: контригра, межинститутский, сверхизысканный).
15. Правописание букв е и и в окончаниях существительных единственного числа: в инее,в музее,о произведении,на побережье,в счастье,о Марье,к Марии,в постели;по завершенииработы; по истечениисрока; по окончанииинститута; по приездев город; по причинеболезни.
20. Раздельное написание наречий: без ведома, без оглядки, без отказа, без толку, без устали, в общем, в рассрочку, в одиночку, в упор, во всеуслышание, в прах, до отказа, за границу, за полночь, из-за границы, из-под мышек, как раз, не даром (не бесплатно), не прочь, на редкость, на совесть, на цыпочках, один на один, от мала до велика, по преимуществу, под стать, под мышками, под мышки, с боку на бок, с начала до конца.
Синтаксис
Простое предложение
Тире между подлежащим и сказуемым
При отсутствии связки есть между подлежащим и сказуемым тире 1) ставится в следующих случаях:
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже (Грушницкий – юнкер);
б) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (В бою побывать – цену жизни узнать);
в) если подлежащее выражено существительным в именительном падеже, а сказуемое – неопределенной формой глагола (Великий удел – быть поэтом);
г) если подлежащее выражено неопределенной формой глагола, а сказуемое – существительным (Защищать родину – наш долг);
д) если подлежащее и сказуемое выражены числительными (Дважды два – четыре) и если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – именем числительным (Многоточие – три точки);
е) перед словами это, вот, значит, это значит; 2) обычно не ставится в следующих случаях:
а) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, все равно что, вроде как (Пруд как сталь);
б) если между подлежащим и сказуемым стоят вводные слова, союзы или частицы (Семенов только начинающий художник);
в) если перед сказуемым стоит отрицание не (Сердце не камень);
г) иногда при обратном порядке главных членов предложения (Неплохой игрок этот парень);
д) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным (Я учитель).
Задание 1.Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.
1. В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка.
2. Пушкин стал самым популярным певцом поколения, полного решимости ниспровергать режим деспотизма и рабства.
3. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила».
4. Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения.
5. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов.
6. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей.
7. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками.
8. Война есть продолжение политики иными средствами.
9. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности.
Задание 2.Восстановите пословицы, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения.
1. Человек без родины. соловей без песни.
2. Доброе слово человеку. дождь в засуху.
3. Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ… для души.