Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Роль прокуратуры в суде



 

§ 1. Участие прокурора в судах первой инстанции.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд в соответствии с правилами о подсудности (ст. 31-35 УПК РФ). В механизме защиты публичного интереса в уголовном судопроизводстве и, особенно на его судебных стадиях – прокурорский надзор является необходимым звеном. Ведь участие прокурора в суде является гарантией постановления судом справедливого и законного приговора. В соответствии с нормами УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

Особенностью участия прокурора в судебной стадии является то, что государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров: если в ходе судебного заседания выясниться, что прокурор не может продолжать участие в заседании, то он может быть заменён. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время ля ознакомления с материалами дела и подготовки к участию в заседании. Замена прокурора не влечёт за собой повторения судебного разбирательства сначала.

Одним же из приоритетных направлений прокурорской деятельности по надзору за точным и единообразным применением и исполнением законов в государстве – является поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам[6].

В своей деятельности в суде прокурор должен способствовать установлению истины, и тем самым – способствовать достижению целей правосудия при строгом соблюдении независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральным законам.[7]

Подготовка прокурора к участию в судебном заседании начинается с внимательного изучения материалов дела, что в дальнейшем позволяет прокурору определить своё отношение к решению вопросов, затрагивающихся в суде. Знание материалов дела – позволяет в ходе судебного разбирательства сопоставить полученные от участников процесса показания с теми, которые ими же были даны в ходе предварительного расследования. Знания материалов дела позволяют прокурору наметить тактику допросов участников в ходе судебного разбирательства.

Для наиболее чёткого представления обо всех обстоятельствах дела, - прокурору необходимо вести конспект судебного заседания, так как в суде первой инстанции показания участников процесса могут меняться как полностью, так и в деталях. А не имеющему под рукой конспектов своих прокурору сложно надеяться в дальнейшем на свою память. Кроме того, тщательное изучение материалов дела и их конспектирование позволяют прокурору более целенаправленно построить свой допрос для выяснения существенных обстоятельств, которые имеют важное значения для правильного разрешения уголовного дела. Такая деятельность прокурора способствует проведению наиболее полного судебного разбирательства.

Введение в УПК РФ проведения судьёй предварительного слушания с участием сторон, - расширяет принцип действия состязательности сторон. Так как предварительное слушание направлено на своевременное устранение препятствий по делу до разрешения его по существу, то основанием для принятия судьёй такого решения служит ходатайство, заявленное участниками процесса. Прокурор имеет право заявить такое ходатайство после ознакомления с материалами уголовного дела, либо после направления уголовного дела в суд (ч.3 ст. 229 УПК РФ).

В ходе предварительного слушания стороны могут заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств – любое из них, поэтому именно предварительное слушание способствует устранению из дела недопустимых доказательств, не имеющих юридической силы - данная процедура помогает прокурору проконтролировать соблюдение требований закона: законности и обоснованности. Ходатайство прокурора – это может быть и просьба о дополнении доказательственной базы, на основе которой суду предстоит вынести приговор. При этом, каждое своё ходатайство о дополнительных доказательствах или об исключении доказательств из материалов дела - прокурор должен обосновать.[8]

Важно заметить, что процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадиях досудебного производства. В судебных стадиях прокурор утрачивает как властные, так и распорядительные полномочия, и выступает в суде только как сторона процесса, а именно – государственный обвинитель[9].

Поддерживаемое прокурором обвинение является государственным, а сам прокурор - государственным обвинителем, так как прокурор осуществляет свою деятельность от имени и в интересах государства[10]. При равенстве сторон в процессе, прокурор, все-таки имеет принципиальные отличия от другой стороны – защиты. Он самостоятелен в выборе своей позиции по всем вопросам, разрешаемым в ходе судебного разбирательства; для него не действительны никакие указания на этот счёт со стороны его руководства. Процессуальная самостоятельность прокурора в суде – это важнейший принцип, который должен обязательно соблюдаться. Для прокурора важное и главное значение имеет только оценка обстоятельств дела и доказательств, рассмотренных в судебном разбирательстве. В противоположность прокурору – защитник, он должен отстаивать позицию подсудимого и не вправе проводить линию, идущую с ней в разрез.

В деятельности прокурора в суде самое главное – это то, что он, являясь государственным обвинителем, действует от имени государства, поэтому ОН должен принимать решения, основываясь исключительно на законе. Объективность и независимость прокурора в суде подчёркивает установленную законом возможность отказаться прокурору от поддержания обвинения[11]. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечёт за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или частично по основаниям, предусмотренным ст. 24 и ст. 27 УПК РФ. Для прокурора в равной степени важно добиться как осуждения виновного при доказанности его вины, так и оправдания невиновного, когда нет оснований для обвинительного приговора[12].

Бывший Генеральный прокурор РФ - Ю.И. Скуратов, определяя задачи прокуроров как государственных обвинителей, - обращает внимание на необходимость соблюдения объективности, постоянное повышение профессионализма, и активности при осуществлении обвинительной функции. При этом, отмечает, что роль государственного обвинителя не ограничивается уголовным преследованием, а должна сочетаться с защитой прав и интересов граждан, - в первую очередь, - жертв преступлений.[13]

Поэтому, при допросе подсудимого прокурору необходим индивидуальный подход к нему. Государственный обвинитель должен видеть перед собой, прежде всего, человека со всеми его интересами и особенностями.[14] Кроме того, перед судебным заседанием прокурору необходимо поговорить со следователем об особенностях подсудимого, которые могут помочь в разрешении уголовного дела.

Важность участия прокурора в судебном разбирательстве определена ст. 273 УПК РФ, - судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения. Целью оглашения обвинительного заключения является публичное объявление о том, какое обвинение является предметом судебного разбирательства.

После опроса подсудимого о признании им своей вины или о не признании таковой, - суд выслушивает мнение и предложения обвинителя и других участников процесса. От предложений государственного обвинителя нередко зависит успех судебного следствия по делу и судебного разбирательства в целом. Так как имеющиеся в деле доказательства – это не просто сумма, состоящая из слагаемых элементов, перестановка которых не отражается в итоге, - ведь в уголовном деле такая перестановка может самым серьёзным образом отразиться на результатах рассмотрения дела. Поэтому, прокурор должен предложить более строгий последовательный порядок исследования доказательств.[15] В этом вопросе какого-то конкретного шаблона нет, в зависимости от характера дела прокурор может предложить исследование доказательств различными способами: как по отдельным эпизодам, так и по всем эпизодам дела; можно в хронологическом порядке, можно по лицам, можно по степени тяжести совершённого преступления.

Что касается речи прокурора в судебных прениях, то ни один опытный прокурор не готовит эту речь заранее. Так как невозможно предугадать, как повернётся дело в судебном следствии – здесь присутствует высокий динамизм ситуации. Поэтому, конспектирование всего судебного заседания поможет государственному обвинителю зафиксировать наиболее важные тезисы и выводы, основанные на анализе исследованных судом доказательств. Что даёт возможность наиболее точно дать характеристику доказательств, и на основании этого изложить свою позицию по данному обвинению.[16]

Независимо от того - поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление не доказанным, - он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующий вывод: Прокурор является представителем государства, поэтому он должен отдавать отчёт в своих действиях и в своей заключительной речи. Он должен быть мудрым и справедливым, проявлять обстоятельность в своих суждениях; всеми своими действиями способствовать созданию суде такой атмосферы, которая не допускала бы ни малейшего проявления беззакония. Поэтому, речи прокурора уделяется особое внимание.

 

§ 2. Участие прокурора в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;

 

Апелляционное производство в качестве важной гарантии правосудия не подвергалось сомнению. Как писал И.Я. Фойницкий – «апелляция повсеместно рассматривается как важная добавочная гарантия правосудия, существенно необходимая при отсутствии в суде первой инстанции народного элемента»[17].

Круг участников апелляционного производства аналогичен кругу участников стадии в судебном разбирательстве (ч.4 ст. 354 УПК РФ). Эта стадия начинается с подачи жалобы или представления и заканчивается вынесением приговора либо постановления об оставлении в силе решения мирового судьи или постановления о прекращении дела.

Государственный обвинитель, который участвовал в разбирательстве по уголовному делу в первой инстанции, и вышестоящий прокурор – не участвовавший в суде первой инстанции, - не только вправе, но и обязаны принести представление на любое незаконное или необоснованное решение мирового судьи, которое ещё не вступило в законную силу. Он вправе оспорить такого рода решение по всем вопросам, то есть, - в полном объёме. В УПК РФ ст.363 – указаны обязательные требования, которым должно отвечать апелляционное представление:

- наименование суда апелляционной инстанции, в который подается представление;

- данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

- указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

- доводы лица, подавшего жалобу или представление, и доказательства, обосновывающие его требования;

- перечень прилагаемых к представлению материалов;

- подпись лица, подавшего представление.

Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим содержания приговора, а так же апелляционного представления. После чего суд заслушивает подавшего протест государственного обвинителя, защитника. После выступления сторон суд переходит к проверке доказательств. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если их вызов суд признал необходимым.

На этой стадии судебного разбирательства стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы, об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.

В основном, - требования к участию прокурора на данной стадии – аналогичны участию в суде первой инстанции: прокурор обосновывает принесённое представление; принимает участие в допросе свидетелей, потерпевших; в исследовании доказательств и т.п. – то есть это новое рассмотрение уголовного дела судьёй другого звена. Участие государственного обвинителя в судебном заседании является обязательным.

Неявка государственного обвинителя по уважительным причинам расценивается судом как невозможность рассмотрения представления, так как при этом затрагиваются интересы подавшего представление прокурора, который в свою очередь, является представителем государства. Если же судья сочтёт причины неявки прокурора неуважительными, то неявка расценивается как отказ от обвинения, - и выносится постановление о прекращении уголовного преследования.[18]

Вынесенные судом апелляционной инстанции приговоры и постановления могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, в том числе и государственным обвинителем и вышестоящим прокурором.

При подготовке кассационного представления прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Прокурор вправе приобщить к представлению дополнительные материалы – в подтверждение или обоснование приведённых в нём доводов. Государственный обвинитель или вышестоящий прокурор вправе и обязан при наличии к тому оснований внести представление об отмене или изменении каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора. При этом прокурор может внести представление по уголовному делу, в котором он не участвовал.

При рассмотрении дела в кассационном порядке неявка кого либо, даже государственного обвинителя – не препятствует его рассмотрению (ч.4 ст.376 УПК РФ).

Отличительной чертой кассационного производства является сочетание проверки законности – проверка выводов, соответствующих нормам материального права; обоснованности – проверка соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; и справедливости судебных решений.

Проверка в кассационном порядке законности приговора осуществляется только лишь по материалам дела – рассмотрение новых доказательств уже не допускается.

Таким образом, участие прокурора в апелляционной и кассационной производствах – является как проявлением дополнительно гарантией принятия судом законного и обоснованного решения, так и проявлением функции уголовного преследования – чтобы наказание, определённое судом соответствовало совершённому деянию.

Так как ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде – не всегда устраняются в ходе апелляционного и кассационного производств, то законом предусмотрен ещё один – исключительный – надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда. Он применяется тогда, если не достигнуто правильное разрешение дела в основных стадиях судебного производства и участники процесса считают что решение суда неправосудно.

В этом случае, прокурор имеет право ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу решений суда в порядке надзора, такое ходатайство именуется надзорным представлением (ст. 404 УПК РФ).

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает внесённое им надзорное представление:

- прокурор субъекта РФ делает это в президиуме суда субъекта РФ;

- прокурор Генеральной прокуратуры РФ – в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ;

- Генеральный прокурор РФ или его заместитель – в Президиуме Верховного Суда РФ.

В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательны и обжалованию в уголовно-процессуальном порядке не подлежат.

Таким образом, особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции является тот факт, что он может подавать представление на уже вступившие в законную силу решения суда.

Тем не менее, нельзя отдавать предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора в одной стадии перед другой, ведь надзор одинаково важен на каждом этапе рассмотрения уголовного дела.

 

 

Заключение.

 

Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ, и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделённые соответствующими полномочиями ФЗ «О прокуратуре».

Пункт 6 ст. 5 УПК РФ закрепляет следующее: «государственный обвинитель – это поддерживающее от имени государства в суде по уголовному делу обвинение, должностное лицо органа прокуратуры, а по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель, либо следователь».

Таким образом, чёткого определения прокурора как участника уголовного процесса на сегодня в законодательстве отсутствует. Но, не смотря на это, роль прокуратуры в уголовном процессе умалять нельзя, и давая оценку деятельности прокуратуры в уголовном процессе в целом, - мы обращаемся к термину «Прокурор».

Давая общую характеристику участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, можно выделить следующее:

1. Сущность участия прокурора – право и обязанность вынесения представлений на незаконные, необоснованные и несправедливые приговоры.

2. Участвуя в судебном процессе, прокурор реализует такие задачи как:

- обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства; вынесение законного и обоснованного, справедливого приговора; гарантирование прав и законных интересов всем участникам судебного процесса.

3. Формы участия прокурора в уголовном процессе:

- поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции;

- принесение представлений на приговоры, определения и постановления судов, не вступившие и вступившие в законную силу.

4. Особенный статус:

Во-первых, прокурор представляет государство; которым он уполномочен осуществлять контроль за соблюдением законов всеми органами государства, а, следовательно, он наделён властными полномочиями. Что в свою очередь, выделяет его из других участников уголовного процесса.

Во-вторых, так же как и суд, - прокурор является независимым участником, то есть, он должен принимать решения, руководствуясь только законами.

В - третьих, прокурор имеет право подавать представления на решения судов разных инстанций, если он считает, что решение является незаконным, необоснованным. На этих стадиях предусмотрена возможность замены одного прокурора другим, ранее не участвующим в рассмотрении дела.

5. Особенности участия на разных стадиях уголовного процесса: Наиболее серьёзная и ответственна работа предстоит прокурору на начальных стадиях уголовного дела:

- на стадии возбуждения, так как от его действий во многом зависит исход уголовного дела;

- на стадии предварительного заседания, когда он может ходатайствовать об исключении из материалов дела каких-либо доказательств, например, полученных незаконным путём; либо может запросить предоставить новые доказательства, которые помогут установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании вышеизложенного, - особая роль прокурора в уголовном процессе - предельно ясна. Также понятны функции и задачи прокуратуры на данном этапе деятельности: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общество и государства.

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009,. – ст. 120.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ// «Российская газета» от 22 декабря 2001 г. N 249

3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», N 39, 18.02.1992,«Российской газете» - 30.12.2008. – Ст. – 1.

 

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 05.03.2004 года О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса РФ//«Российская газета», N 60, 25.03.2004.

5. Приказ Генерального прокурора РФ от 18.06.1997 года № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» - п.1.3.// Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации

6. (с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39)// http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=9110

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 24.11.1998 года № 31 «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел// http://infopravo.by.ru/fed1998/ch02/akt12113.shtm

8. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации/ Л.Н. Башкатов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 664 с.

9. Прокурорский надзор за законностью рассмотрения в судах уголовных дел/ Под ред. А.Н. Мишутина. М.: Проспект, 1963 года. – 624 с.

10. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Книжный мир», 1968. т.1. – 729 с.

11. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т.II. – 826 с.

12. Алексеева Л.Б. Судебное следствие. Прения сторон // Защитник в суде присяжных. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1997. С. 46-71.

13. Амербеков К. Правовой статус прокурора в судебных стадиях уголовного процесса // Законность. 2002. № 8. С.7 -9.

14. Бабищев А. Проблемы государственного обвинения// Законность. 2001. № 11. С. 24-26.

15. Багаутдинов Ф. Изучение личности обвиняемого // Законность. 2001. № 1. С.33-34

16. Воронцов В. Участие прокурора в суде присяжных//Законность. 1997. № 3. С.38-40.

17. Демидов Н. Отказ прокурора от обвинения// Российская юстиция. 2002. № 8. С. 25-27.

18. Ульянов В. Нужна ли специализации в государственном обвинении // Законность. 2002. № 7. С. 35-37.

19. Химичева Г.П.Возбуждение уголовного дела: проблемы правовой регламентации и совершенствования деятельности//http://www.k-press.ru/bh/2003/2/himicheva/himicheva.asp

 

20. Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры Вологодской области за 9 месяцев 2011 года// http://10.troj.z8.ru/statistic/1773/

21. Чернов Р.П. «О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе»// Зона закона. http://www.zonazakona.ru/law/comments/5/

 

 

 


[1] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», N 39, 18.02.1992,«Российской газете» - 30.12.2008. – Ст. – 1.

 

[2] Химичева Г.П.Возбуждение уголовного дела: проблемы правовой регламентации и совершенствования деятельности//http://www.k-press.ru/bh/2003/2/himicheva/himicheva.asp

 

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 05.03.2004 года О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса РФ//«Российская газета», N 60, 25.03.2004.

[4] Приказ Генерального прокурора РФ от 18.06.1997 года № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» - п.1.3.// Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации (с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39)// http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=9110

[5] Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры области за 9 месяцев 2011 года// http://10.troj.z8.ru/statistic/1773/

 

[6] Бабищев А. Проблемы государственного обвинения// Законность. 2001. № 11. С. 24-26.

[7] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009,. – ст. 120.

 

 

[8] Воронцов В. Участие прокурора в суде присяжных//Законность. 1997. № 3. С.38-40.

[9] Ульянов В. Нужна ли специализации в государственном обвинении // Законность. 2002. № 7. С. 35-37.

[10] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Книжный мир», 1968. т.1. – С. 570.

[11] Демидов Н. Отказ прокурора от обвинения// Российская юстиция. 2002. № 8. С. 25-27.

[12] Амербеков К. Правовой статус прокурора в судебных стадих уголовного процесса // Законность. 2002. № 8. С.7 -9.

[13] Приказ Генерального прокурора РФ от 24.11.1998 года № 31 «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел// http://infopravo.by.ru/fed1998/ch02/akt12113.shtm

[14] Багаутдинов Ф. Изучение личности обвиняемого // Законность. 2001. № 1. С.33-34

[15] Прокурорский надзор за законностью рассмотрения в судах уголовных дел/ Под ред. А.Н. Мишутина. М.: Проспект, 1963 года. – С. 214.

[16] Алексеева Л.Б. Судебное следствие. Прения сторон // Защитник в суде присяжных. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1997. С. 46-71.

[17] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т.II. – С.533

[18] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации/ Л.Н. Башкатов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - Стр.535.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.