Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 20 страница



Сказано в Сифре (Шмини): "И за двери Соборного Шатра не выходите" - может быть, и в час служения, и не в час служения? Тора говорит: "И из Святилища нельзя ему выходить - и не осквернит он Святилище своего Б-га" - т.е. коэну запрещено прерывать служение, чтобы этим не осквернить Святилище. "...Ведь масло помазания Ашема на вас" - может быть, запрет касается только Аарона и его сыновей, которые были помазаны священным маслом, и только они, если покидают Святилище в час служения, подлежат смерти. Откуда известно, что запрет распространяется на всех коэнов во всех поколениях? Тора говорит: "Ведь масло помазания Ашема на вас" (т.е. помазание, совершенное для Аарона и его сыновей, остается в силе для всех его потомков, как сказано /Шмот 40:15/: "Стало помазание их правом вечного священства в роды их").

И знай, что для первосвященника существует дополнительный запрет: ему нельзя сопровождать похоронную процессию - и в этом прямой смысл стиха "И из Святилища нельзя ему выходить" (ведь написано: "И ни к какому умершему не должен он подходить... и из Святилища нельзя ему выходить - и не осквернит он Святилище своего Б-га"). И во второй главе трактата Санхедрин (18а) разъясняется, что если у первосвященника умер даже близкий родственник, то он в похоронной процессии не участвует. А выучили мудрецы этот закон как раз из стиха "...Из Святилища нельзя ему выходить".

И из этого же стиха можно сделать вывод, что первосвященнику разрешено продолжать служение даже в тот день, когда умер его близкий родственник.

Так сказали мудрецы в трактате Санхедрин (84а): "Из Святилища нельзя ему выходить - и не осквернит он Святилище своего Б-га", - речь идет именно о первосвященнике, тогда как обычный коэн оскверняет Святилище в том случае, если в день, когда умирает его близкий родственник, продолжает служение и не покидает Святилище", - т.е. обычному коэну, наоборот, запрещено нести служение в день смерти близкого родственника.

Этот закон разъяснен в конце трактата Орайот (126): обычному коэну запрещено нести служение в день смерти близкого родственника, а первосвященнику предписано продолжить служение даже в этот день скорби.

Из всего сказанного ясно, что слова "...и не осквернит он Святилище своего Б-га" - это не запрет, а констатация того, что служение первосвященника не оскверняет Святилище, даже в том случае, когда он совершает служение в день смерти своего близкого родственника. Т.е. Писание говорит "...и не осквернит он Святилище своего Б-га" с целью разъяснить причину запрета: "...Из Святилища нельзя ему выходить" - чтобы не прерывать служение и не осквернять Храм.

Таким образом, из речения "...и не осквернит он Святилище" невозможно извлечь никакой самостоятельной заповеди - ни в отношении обычного коэна, ни в отношении первосвященника, как это ясно тому, кто разобрался в "принципах", предпосланных данному сочинению (см. "8-ой принцип").

И мы видели, что все три вышеприведенных запрета - "Волос на голове своей пусть не распускает, и одежд своих пусть не раздирает... и из Святилища нельзя ему выходить" (Ваикра 21:10,12) - повторены относительно первосвященника только для того, чтобы прояснить определенные детали этих законов. Но это те же самые три заповеди "Не делай", что и запреты "Волос ваших не распускайте и одежд ваших не раздирайте... и за двери Соборного Шатра не выходите" (там же 10:6-7).

В час, когда Элазар и Итамар были потрясены смертью своих братьев, Надава и Авиу, наш учитель Моше известил их, что даже в таком великом горе им нельзя нарушать всех этих запретов: нельзя распускать волосы, разрывать на себе одежды и покидать Святилище, прерывая служение. А затем Писание повторяет запрет в отношении первосвященника - для того, чтобы разъяснить, что запрещено покидать Святилище именно в час служения. И то, что коэн подлежит смерти только в том случае, если он покинул Святилище именно в час служения, мы узнаем из стиха: "И из Святилища нельзя ему выходить - и не осквернит он Святилище своего Б-га", как мы разъясняли.

И несмотря на то, что речения, обращенные к первосвященнику, накладывают на него особые, дополнительные, запреты, только его касающиеся, - тем не менее, в соответствии с принципами, приведенными в предисловии (см."9-ый принцип"), они не являются отдельными заповедями: ведь основное содержание этих речений - ограничить запреты, за нарушение которых коэн подлежит смерти, именно часами его служения. Пойми это.

166-я заповедь -запрещение коэну становиться ритуально нечистым, участвуя в погребении кого-либо, кроме ближайших родственников, перечисленных в Писании. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Скажи коэнам, сынам Аарона...: никто из них пусть не оскверняется прикосновением к умершим из своего народа.Только ближайшими родственниками: матерью, отцом, сыном и дочерью, братом и сестрой... не бывшей замужем, можно ему оскверняться" (Ваикра 21:1-3).

И коэн, который, нарушив этот запрет, "осквернился" другими умершими, кроме шести, заповеданных ему Торой, - карается бичеванием.

Эта заповедь не распространяется на женщин. Устная традиция разъясняет (Сифра, Эмор): "...Сынам Аарона", но не дочерям Аарона".

167-я заповедь -запрещение первосвященнику находиться под одной крышей с умершим, и даже с умершим из ближайших родственников, в погребении которых обычным коэнам заповедано участвовать. И об этом речение Ашема: "И ни к какому умершему не должен он подходить"(Ваикра 21: 11).

И если первосвященник "осквернил себя" даже умершим отцом или матерью, он карается бичеванием.

168-я заповедь -запрещение первосвященнику, принимать ритуальную нечистоту от любого умершего и любым образом: прикасаясь к нему или поднимая ложе, на котором находиться тело умершего. И об этом речение Ашема: "...И отцом и матерью пусть не оскверняет себя"(там же).

Ты можешь подумать, что запрет, выраженный в этом речении, представляет собой ту же заповедь, что и предыдущий (НД 167), а слова "...отцом и матерью пусть не оскверняет себя" только поясняют и конкретизируют более общий запрет "Ни к какому умершему не должен он подходить". Но это не так - это две самостоятельных заповеди: первая - "не должен он подходить" (запрет находиться с умершим под одной крышей), а вторая - "пусть не оскверняет себя" (запрет принимать ритуальную нечистоту, прикасаясь к умершему или поднимая ложе, на котором он находится). И сказано в Сифре (Эмор): "Первосвященник карается за нарушение запретов "не должен он подходить" и "пусть не оскверняет себя" - за нарушение каждого по отдельности".

И еще установили мудрецы с помощью метода гзера шава, что обычному коэну так же запрещено преступать запрет "не должен он подходить". Сказано (Сифра, Эмор): "Первосвященнику запрещено становиться ритуально нечистым от умерших, и к нему обращены два запрета Торы: "не должен он подходить" и "пусть не оскверняет себя". И поскольку обычному коэну тоже запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, действие запрета "не должен он подходить" распространяется на него (ведь, согласно закону Торы, пребывающий с умершим под одной крышей становится ритуально нечистым, даже не прикасаясь к его телу и не приподнимая его ложа).

По причине, разъясненной во "2-ом принципе", мы не выделяем запрет обычному коэну находиться под одной крышей с умершим в качестве самостоятельной заповеди (поскольку этот запрет не выражен в Торе прямо, но выводится с помощью одного из "13 методов толкования"). Однако в отношении первосвященника это две самостоятельные заповеди, так как каждый из запретов выражен в отдельном речении — "не должен он подходить" и "пусть не оскверняет себя"; и речение "не должен он подходить" запрещает первосвященнику иные действия, чем речение "пусть не оскверняет себя", как нам разъяснили носители традиции, сказав: "Первосвященник карается за нарушение запретов "не должен он подходить" и "пусть не оскверняет себя" - за нарушение каждого по отдельности".

169-я заповедь -запрещение колену Леви брать надел в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не будет у .коэнов и левитов, у всего колена Леви,доли и надела среди Израиля"(Дварим 18:1).

Сто семидесятая заповедь -запрещение всему колену Леви принимать участие в дележе добычи, полученной при завоевании Земли Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, долии надела среди Израиля"(там же). И сказано в Сифри (Шофтим): "Доли" - при разделе добычи, "надела" - при разделе земли".

И возможно, ты возразишь мне, сказав: почему ты учитываешь эти запреты - запрет брать надел в Земле Израиля и запрет брать долю в добыче - в качестве двух самостоятельных заповедей, ведь оба они выражены в одном речении, и это - лав шебихлапут (обобщающий запрет Торы), который, как разъяснено в предисловии (9-ый принцип), учитывается в качестве одной заповеди?!

Знай, что, поскольку один из этих запретов выражен также и в отдельном речении - "Надела не будет у него среди его братьев" (Дварим 18:2), мы видим: это две самостоятельные заповеди. Одна из них - запрет получать долю от добычи, выраженный в речении "Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли... среди Израиля", а другая - запрет брать надел в Земле Израиля, выраженный также и в речении "Надела не будет у него среди его братьев".

И оба эти запрета повторены в отношении коэнов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аарону: "В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них - Я - твоя доля и твой надел среди сынов Израиля" (Бемидбар 18:20). И объяснено (Сифри, Корах): "В земле их не получишь надела" - в час раздела земли; "...и доли не будет у тебя среди них" - при разделе военной добычи".

И возможно, тебе покажется, что два эти запрета, обращенные к коэнам, так же должны учитываться в качестве двух самостоятельных заповедей.

Знай, что поскольку более широкий запрет обращен ко "всему колену Леви", он распространяется также и на коэнов. А повторен запрет в отношении коэнов только для усиления. И подобно этому, в большинстве случаев, когда тот или иной запрет повторен в Писании в отношении некой частности, которая уже включена в более общий запрет, - это сделано для того, чтобы усилить общий запрет или дополнить его, если закон не постигается полностью из одного речения.

И если бы мы учитывали запрет, обращенный к Аарону, - "В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них" - в качестве самостоятельной заповеди, наряду с заповедями "Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви...", - то тогда мы должны были бы учитывать и запрет брать в жены разведенную, профанированную и блудницу, обращенный к первосвященнику (НД 161), в качестве трех самостоятельных заповедей, помимо трех аналогичных заповедей, обращенных ко всем коэнам (НД 158-160), и, следовательно, включающих также первосвященника. А если кто-то скажет, что так, действительно, и следует вести счет, заметим ему: в таком случае, мы вынуждены будем признать, что первосвященник, взявший в жены разведенную, карается бичеванием дважды - один раз за то, что он нарушил запрет, обращенный ко всем коэнам, а он тоже коэн; второй раз за то, что он нарушил дополнительный запрет, обращенный только к первосвященнику. Однако в трактате Кидушин (77а) уже разъяснено, что коэн, взявший в жены разведенную, наказывается лишь однократно (т.е. получает 39 ударов). Из этого следует, что в расчет принимается только более широкий запрет, а все прочие, более узкие, запреты лишь добавляют какие-либо нюансы к закону и дополняют его, как мы разъясняли, комментируя 161-ю и 165-ю запрещающие заповеди.

И к этому же разряду относятся запреты , обращенные к коэнам: "Да не делают они плеши на голове своей и краев бороды пусть не обривают, и на теле не делают надрезов" (Ваикра 21:5), - ведь все три этих запрета обращены в других речениях ко всему народу Израиля (НД 171,44-45). Ашем сказал: "Не порть края своей бороды" (Ваикра 19:27), "Плеши не делайте над глазами своими по умершим" (Дварим 14:1), "Царапин по умершим не делайте на своем теле" (Ваикра 19:28). И эти запреты повторены в отношении коэнов только для того, чтобы дополнить соответствующие законы, как разъяснено в конце трактата Макот (20а), где подвергнуты анализу три эти заповеди.

И если запреты, обращенные к коэнам, были бы самостоятельными заповедями, а не просто дополняли бы более общие запреты, - то тогда коэн, нарушивший какой-либо из этих запретов, карался бы бичеванием дважды: один раз в качестве еврея и еще раз в качестве коэна, - но это не так: за нарушение каждого из этих запретов коэн наказывается лишь однократно, подобно любому еврею, как разъяснено в соответствующем месте.

Пойми этот принцип и следуй ему.

171-я заповедь -запрещение, скорбя по умершим, рвать волосы на голове, как это делают неразумные. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Плеши не делайте над глазами своими по умершим"(Дварим 14:1).

Этот запрет повторен в Торе по отношению к коэнам - "Да не делают они плеши на голове своей" (Ваикра 21:5), - для того чтобы дополнить понимание закона. Ведь если бы было написано только "над глазами своими", мы бы сделали заключение, что запрещено рвать волосы только надо лбом. Поэтому Писание разъясняет: "на голове своей" - т.е. запрещено рвать волосы по всей голове так же, как "над глазами".

Но если бы было сказано только "Да не делают они плеши на голове своей", мы бы решили, что тот, кто вырывает волос на голове, подлежит наказанию не только, когда он совершает это, скорбя по умершему, но и в любом другом случае. Поэтому Писание разъясняет: "по умершим".

И тот, кто, вырывая волосы, обнажает на голове плешь размером с крупинку, карается бичеванием, но только в том случае, если он совершает это, скорбя по умершему. И первосвященник, и простой еврей караются бичеванием за каждую плешь указанного размера в отдельности.

И другие запреты - "...И краев бороды пусть не обривают, и на теле не делают надрезов" (там же) - повторены по отношению к коэнам тоже для того, чтобы дополнить понимание этих законов, как разъяснено в конце трактата Макот (20а).

172-я заповедь -запрещение есть мясо нечистого скота и нечистых диких животных. И об этом Его речение, да будет Он благословлен: "Только этих не ешьтеиз отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенное копыто с глубоким разрезом: верблюда, и зайца, и дамана, так как жвачку они отрыгивают, но копыта у них не раздвоены, - нечисты они для вас - и свинью, потому что, хотя копыта у нее раздвоены, но жвачки она не жует - нечиста она для вас" (Дварим 14:7-8).

Однако относительно других нечистых животных в Торе не содержится прямого запрета. И только из того, что сказано:

"Всякое животное с раздвоенным копытом и с разрезом на копыте, делящим его надвое, из скота, отрыгивающего жвачку, - это можете есть" (там же 14:6), мы делаем вывод: все животные, у которых нет обоих этих признаков вместе, запрещены в пищу. Но мы уже разъясняли, что запрет, логически вытекающий из заповеди "Делай", остается в статусе заповеди "Делай"; и у нас принят принцип: запрет, вытекающий из предписывающей заповеди - та же предписывающая заповедь, и за нарушение такого запрета бичеванием не наказывают.

И тем не менее, тот, кто ел мясо других видов нечистого скота или диких животных, все же подлежит наказанию бичеванием, поскольку его действия подпадают под запрет, выводимый из слов Торы с помощью метода каль вахомер ("тем более": т.е. закон, заповеданный Торой для определенного случая, может быть распространен на иную ситуацию, которая дает еще большие основания для применения данного закона). Мы делаем следующее заключение: если уж тот, кто ел мясо верблюда или свиньи, карается бичеванием, несмотря на то, что у этих животных есть один из признаков чистоты, то тот, кто ел мясо животных, не имеющих никаких признаков чистоты, тем более - каль вахомер - подлежит наказанию бичеванием.

И послушай, что об этом сказано в Сифре (Шмини): "Всякое животное с раздвоенным копытом и с разрезом на копыте, делящим его надвое, из скота, отрыгивающего жвачку, - это можете есть" - т.е. этих вам разрешено есть, а нечистые животные запрещены в пищу. Но ведь запрет, вытекающий из повеления, - это та же заповедь "Делай"! А в каком речении содержится заповедь "Не делай"? Тора говорит: "Только этих не ешьте...: верблюда, и зайца, и дамана - нечисты они для вас; и свинью - ... нечиста она для вас". Запрет Торы касается только этих животных - откуда же известно, что и остальные нечистые животные запрещены в пищу? Мы учим это с помощью метода коль вахомер: если уж Тора заповедью "Не делай" запрещает есть животных, имеющих один из признаков чистоты, то тем более - каль вахомер - запрещено той же заповедью "Не делай" есть животных, не имеющих ни одного из признаков чистоты".

Итак, верблюд, заяц, даман и свинья запрещены нам речением Ашема, а запрет относительно других нечистых животных выводится из этого речения методом коль вахомер. Получается, что, с одной стороны, этот запрет выводится логическим путем из заповеди "Делай", содержащейся в речении "...Это можете есть", и в таком случае он остается в статусе заповеди "Делай"; с другой стороны - он выводится методом каль вахомер из заповеди "Не делай", содержащейся в речении "Только этих не ешьте...", и в таком случае он приобретает статус заповеди "Не делай".

Но в данном случае каль вахомер служит только для того, чтобы показать: в данном речении - "Только этих не ешьте..." - содержится запрет, уже известный нам из другого речения - "...Это можете есть". И подобную же функцию выполняет каль вахомер в законе, запрещающем близость с дочерью (НД 336), как разъясняется в соответствующем месте (Санхедрин 76а).

Из всего вышесказанного следует, что тот, кто ел мясо какого-либо вида нечистого скота или нечистых диких животных - и съел кусок размером не меньше, чем кезайт (30 мл.), согласно закону Торы, карается бичеванием. Знай это.

173-я заповедь -запрещение есть от нечистых рыб. И об этом Его речение о подобных видах рыб: "Все же, у которых нет плавников и чешуи... мерзостью будут они для вас - мяса их не ешьте"(Ваикра 11:10-11).

И съевший от их мяса кусок размером не меньше, чем кезайт, карается бичеванием.

174-я заповедь -запрещение есть мясо нечистых птиц. И об этом Его речение о подобных видах птиц: "А этих птиц должны вы гнушаться, нельзя их употреблять в пищу..."

(там же 11:13). И съевший от их мяса кусок размером не меньше, чем кезайт, также карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди - а также двух предыдущих, разъяснены в третьей главе трактата Хулин (59а-66б).

175-я заповедь -запрещение есть летающих насекомых, например, мух, пчел, ос и подобные им виды. И об этом речение Ашема, приведенное во Второзаконии: "И всякие летающие насекомыенечисты для вас, не следует их есть"

(Дварим 14:19).

И сказано в Сифри: "И всякие летающие насекомые... не следует их есть" - заповедь "Не делай". И тот, кто ест таких насекомых, карается бичеванием.

176-я заповедь -запрещение есть ползающих насекомых, например, червей, нелетающих жучков и подобные виды, называемые шерец аарец (земляные насекомые). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякое насекомое, копошащееся в земле, -мерзость, не следует есть его"(Ваикра 11:41).

И тот, кто ел даже мельчайшую часть от такого насекомого, карается бичеванием.

177-я заповедь -запрещение есть насекомых, размножающихся неполовым путем в плесени. И об этом Его речение: "И не оскверняйте душ ваших никакими насекомыми, кишащими на земле"(там же 11:44).

И сказано в Сифре (Шмини): "Насекомые, кишащие на земле" - размножающиеся неполовым путем.

И в этом заключается различие между словами Торы "насекомое, копошащееся в земле" и словами "насекомые, кишащие на земле". Насекомые, "копошащиеся в земле", размножаются половым путем, а "кишащие на земле" - неполовым путем в плесени.

И тот, кто ел таких насекомых, карается бичеванием.

178-я заповедь -запрещение есть насекомых, которые рождаются внутри семян или внутри плодов, а затем, развившись, выбираются на поверхность семени или плода. И если уже развившееся насекомое было обнаружено внутри семени или плода, есть его так же запрещено; и тот, кто ел от него, карается бичеванием.

И об этом речение Ашема: "Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте -мерзость они" (там же 11:42). И объясняется в Сифре (Шмини): "В этом речении Тора запрещает есть насекомых, которые, зародившись и развившись в семени или плоде, выползли из него "на землю", а потом возвратились внутрь семени или плода".

179-я заповедь -запрещение есть любых пресмыкающихся и насекомых: летающих, плавающих или ползающих. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым..."(там же 11:43).

Это самостоятельная заповедь "Не делай", и нарушивший ее карается бичеванием.

И есть полагающие, что, поскольку этот широкий запрет включает в себя другие запреты, то съевший "земляное насекомое" (НД 176), карается бичеванием дважды: (39 ударов) за нарушение запрета "И всякое насекомое, копошащееся в земле... не следует есть его" (там же 11:41) и (39 ударов) за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...".

И тот, кто ел летающее насекомое, наказывается дважды: за нарушение запрета "И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть" (Дварим 14:19) и за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...".

А тот, кто съел одно насекомое, которое и летает, и ползает по земле, - поскольку оно одновременно "земляное" насекомое и летающее - наказывается за него четырежды, а если это насекомое еще и плавает - то съевший его получает 6 раз по 39 ударов: пятый раз за нарушение запрета о нечистых водоплавающих (НД 173): "Все же, у которых нет плавников и чешуи... мяса их не ешьте" (Ваикра 11:10-11), а шестой - за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...", так как этот запрет включает в себя также водяных насекомых, пресмыкающихся и моллюсков. Ведь нет другого, особого, речения, запрещающего в пищу водяных насекомых и пресмыкающихся, кроме этого -

"Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...".

Руководствуясь подобной точкой зрения, часто пытаются объяснить изречение мудрецов, приведенное в трактате Макот (16б): "Тот, кто съел потиту (вид водяного насекомого), наказывается бичеванием четырежды, муравья - пять раз, осу - шесть".

Но это совершенно неверный подход, противоречащий истинным принципам, разъясненным в Талмуде. Ведь, если ты вдумаешься в приведенные выше рассуждения, ты обнаружишь, что, следуя изложенному мнению, за нарушение одной заповеди - "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым..." - наказывали бы трижды. А мы уже указывали, что так не должно быть - ни при каких обстоятельствах не карают бичеванием дважды за нарушение одной заповеди, как разъяснено в трактате Хулин (102б). И мы уже неоднократно упоминали об этом правиле ("9-ый принцип", НД 26,60,94,98,143,161,170), и еще будем возвращаться к нему (НД 195,318-319).

Верный подход, который не оставит места для сомнений и путаницы, заключается в следующем.

Тот, кто съел насекомое, которое является и летающим, и ползающим, и плавающим, карается бичеванием не более трех раз (3 раза по 39 ударов): раз - за нарушение запрета о летающих насекомых (НД 175), второй - за нарушение запрета о "земляных насекомых" (НД 176), и третий - за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...", поскольку водяные насекомые тоже включаются в определение "никаких... насекомых" и, следовательно, подпадают под этот запрет.

А тот, кто съел "земляное насекомое", карается бичеванием только один раз (получает 39 ударов) - за нарушение запрета употреблять в пищу "земляных насекомых". И тот, кто съел обычное летающее насекомое, карается бичеванием лишь один раз - только за нарушение запрета о летающих насекомых. И точно так же, тот, кто съел водяное насекомое, карается однократно - за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...".

И хотя под этот запрет подпадают "земляные насекомые" тоже, тем не менее съевшего "земляное насекомое" не наказывают дважды за одно преступление. И даже если бы в Торе содержалась тысяча ясно выраженных запретов, повелевающих не употреблять "земляных насекомых" в пищу, преступивший все их подлежал бы только одному наказанию, поскольку все эти речения были бы только разными выражениями одной заповеди. И даже если бы в Торе было сказано: "Не ешьте земляных насекомых" - тысячу раз в различных местах, тем не менее, нарушитель подлежал бы только однократному бичеванию.

И видел ли ты, чтобы сторонники приведенных выше путанных взглядов взялись утверждать, что тот, кто облачается в одежду с шаатнезом (НД 42), карается бичеванием дважды, поскольку запрет облачаться в такие одежды повторен в Торе дважды (Ваикра 19:19, Дварим 22:11)? Я никогда не слышал, что бы они придерживались подобного взгляда, да и если бы кто-нибудь другой взялся утверждать подобное, его точка зрения показались бы им нелепой.

Почему же им не кажется нелепым утверждение, что того, кто съел "земляное насекомое" или летающее насекомое, наказывают дважды за одно преступление: и за нарушение соответствующего запрета, и за нарушение "более широкого" запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым..."?!

Все это совершенно ясно и доступно даже неразумным младенцам.

А теперь я возвращаюсь к уже затронутой нами теме, чтобы завершить анализ рассматриваемой проблемы.

Комментируя предыдущую заповедь, мы уже разъясняли, что, если насекомое развивается внутри какого-либо семени или плода, а затем выползет наружу, то, съевший его, карается бичеванием за нарушение особого запрета Торы: "Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте" (Ваикра 11:42) – и даже в том случае, если насекомое еще не прикасалось к поверхности земли (НД 178).

Но если это насекомое уже переселилось на землю, съевший его карается бичеванием дважды: первый раз - за нарушения запрета "Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте" (НД 178) и второй раз - за нарушение запрета по поводу "земляных насекомых" (НД 176): "И всякое насекомое, копошащееся в земле, - мерзость, не следует есть его" (Ваикра 11:41).

Но если случится, что это насекомое еще и размножается неполовым путем, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием три раза: два раза за уже упомянутые нарушения, а третий раз - за нарушение запрета есть насекомых, размножающихся неполовым путем (НД 177): "И не оскверняйте душ ваших никакими насекомыми, кишащими на земле" (там же 11:44).

А если к тому же это насекомое способно летать, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием и в четвертый раз - за нарушение запрета относительно летающих насекомых (НД 175): "И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть" (Дварим 14:19).

А если то же насекомое способно не только летать, но и плавать, как мы наблюдаем у многих видов, то тогда съевший его карается бичеванием в пятый раз - за нарушение запрета "Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...", включающего в себя и запрет относительно водяных насекомых.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.