Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы практических занятий



РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор,

 
 

директор кампуса КазГАСА

_____________Шапрова Г.Г.

_____________2015 г.

 

 
 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Fil 2102 «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов всех специальностей

 

 
Алматы 2015

Рабочая программа составлена на основе типового учебного плана, утверженного приказом МОН РК от 16.08.2013 г. № 343 и введенного в действие приказом МОН РК от 03.11.2014 г. №03-3/529 и с рабочими планами специальностей КазГАСА, утвержденными Ученым Советом от 23.01.2015 г., протокол №6

 

Рабочая программа обсуждена и рекомендована:

1) Методическим советом факультета общей гуманитарной подготовки

от 21.08.2015 г., протокол № 1

 

Председатель МС ФОГП______________Г.А. Карыбаева

 

Декан ФОГП _______________________Н.С. Шынтаева

 

 

 

2) Методическим Советом КАЗГАСА

 

от 24.08. 2015 г., протокол №1

 

Председатель МС_______________Г.И. Баймахамбетова

 

 

 
1. Назначение дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Философия» предназначена для студентов не философских специальностей, разработана в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом и содержит перечень тем и вопросов, отражающих требования к уровню профессиональной подготовки специалистов.

Цельпреподавания дисциплины «Философия»:

-формирование у студентов базовых представлений о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;

- ознакомление студентов с философскими текстами выдающихся мыслителей и формирование навыков их критического осмысления;

- развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести философскую дискуссию и аргументированно отстаивать свои собственные позиции по актуальным проблемам современности;

- формирование казахстанского патриотизма;

- способствование обретению будущим специалистом мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и быстроменяющемся мире.

 

Данные о преподавателе

Жусупов Серик Хасанович, кандидат философских наук, ассоцированный профессор ФОГП

Кабинет № 426, моб.тел. 8 701 764 03 10

Консультационные часы: по расписанию консультаций СРСП

 

Данные о дисциплине

Время: занятия проводятся согласно расписанию.

Кредиты: 3 (2 ауд. часа лекционных, 1 ауд. час семинарских), второй или третий семестр.

Дисциплина изучается в одном семестре (осеннем или весеннем)

 

Распределение часов, согласно рабочих учебных планов (РУП)

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в часах Контактные часы СРС (час)
Всего в том числе Всего в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия (студийные)
3-4 -
1* 2* 15* 10* 5* - 120* 3,75

* - сведения для студентов заочной формы обучения

4. Основные компетенции:

Изучение дисциплины «Философия» позволит студенту:

Знать

-предмет, функции, основные разделы философии и направления

- место и роль философии в жизни общества и человека

- основные этапы развития мировой и казахской философской мысли

- основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества

- актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии

Уметь

-оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии

- творчески и критически работать над оригинальными философскими системами

- логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам

- анализировать особенности генезиса и развития философского знания

- ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации

Владеть навыками

-приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии

- публичной речи и письменного аргументированного изложения и отставания соей точки зрения

- применение философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений

Пререквизиты:

Для усвоения курса необходимо знакомство с дисциплинами: «История Казахстана», «Обществознание».

Постреквизиты:

Философия тесно связана с культурологией, социологией, политологией, религиоведением, педагогикой, некоторыми историческими и правовыми дисциплинами, с искусствоведением, с концепциями современного естествознания.

Силлабус

Содержание лекционных (Л) занятий

Модуль I

Л. 1*:Предмет, назначение и функции философии.(1 ч.)

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры.

Типы философствования. Многообразие философских направлений и систем. Этнокультурные особенности форм философии. Функции философии.

Л. 2*, 3, 4, 5:Философия древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия.(4 ч.)

Статус религии в древнеиндийской культуре и ее влияние в формирование и развитие философии. Основные мировоззренческие идеи традиции Вед.

Своеобразие восточного мышления. Особенности кармического стиля мышления. Учения о карме, реинкарнации. Фундаментальные идеи буддизма. Буддистская стратегия ненасилия, ее влияние на историческую судьбу восточного человека.

Основное содержание китайской предфилософии. Практическая направленность конфуцианской философии. Даоская философия и место человека в картине мироздания. Космический характер принципа справедливости.

Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.

Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии. Генезис философии. Эпистемологический поворот философских поисков. Постановка этико-политических вопросов.

Философия Платона – как форма поиска установления приоритета Разума над природой и обществом.

Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. Проблематизация путей получения знания и компетентности. Логика как основа взвешенного мышления. «Полития» как разумная жизнь в обществе-цель человеческого существования.

Эпикуреизм – как философия личного благополучия. Рационализация путей достижения гедонизма. Стоицизм как философия достижения личного счастья, как духовный путь напряженного поиска между аскезой и политическим долгом.

Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру, на стратегию рационального господства человека над природой и социальным миром.

Л. 6, 7: Философия средних веков Востока и Запада.(2 ч.)

Влияние средневековой, религиозной философии на формирование приоритетности духовных ценностей, моральности сознания западного человека

Исламская культура и формирование основных направлении философии. Энциклопедизм, универсализм арабоязычного перипатетизма: аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, ибн Рушд.

Концепция знания в «Коране». Исламская модель мира. Место человека и основные максимы его жизнеустройства.

Место и роль суффизма в исламской культуре. Учение о мире, Боге и человеке в суффизме. Основные духовные ценноси суфизма. Вклад ибн Араби, аль-Газали в развитие философии суффизма.

Становление тюркоязычной философии. Философия Ю. Баласагуни. Проблемы этики, политики. Философские искания М. Кашикари. Основополагающие идеи принципы суфийского учения А. Яссауи.

Социокультурный контекст формирования западноевропейской средневековой философии. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Основные духовные ценности христианской религии. Христианство и античная философия.

Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования.

Новые положения, привнесенные христианством в философию и интеллектуальную сферы культурной жизни средневекового человека. Роль Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневекового человека.

Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую средневековую философскую мысль. Синтез христианства и аристотелизма. Феномен схоластики. Томизм как философия римской католической церкви. Проблема соотношения веры и знания.

Л. 8:Философия эпохи Возрождения.(1 ч.)

Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека. Мировоззренческие вопросы и философские поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм, неоплатонизм и аристотелизм. Ренессансный скептицизм и эпикуреизм.

Философия Реформации. Феномен веры. Разум и вера. Волюнтаристский характер лютеровской теологии.

Политическая философия Н. Макиавелли и ее значение для становления модели сильного государства. Философия и социальная утопия. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации.

Л. 9:Философия Нового времени.(1 ч.)

Основные духовные ориентиры в культуре Нового Времени. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта. Борьба рационализма и эмпиризма.

Л.10:Философия европейского Просвещения ХVIII века. (1 ч.)

Общность различных типов Просвещения в истории человечества. Ш. Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. Ф. Вольтер: равенство есть равенство перед законом. Теория общественного договора Ж. Руссо. Философия Д. Дидро. Материализм К. Гельвеция, Ж. Ламетри и П. Гольбаха. Просвещение как путь к социальному прогрессу.

Л. 11, 12:Классическая немецкая философия.(2 ч.)

Кантовская трансцендентальная философия как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества.

Учение Гегеля о диалектике. Основные категории и принципы диалектики. Законы диалектического развития. Диалектика как метод познания. Философия права и философия политики Гегеля.

Антропологическое учение Л. Фейербаха. Феномен религиозного отчуждения. Критика христианской религии. Концепция любви Л. Фейербаха.

Формирование социально-политической философии. Учение К. Маркса о предметной деятельности. Учение об отчуждении и его преодоления. Понятие превращенной формы. Влияние идей Маркса на социально-политические концепции западного общества.

Влияние немецкой философии на формирование активной деятельности западного человека.

Л. 13*, 14*: Философия конца 19 – начала 21 века.(2 ч.)

Рационализм и оптимизм, вера в безграничный прогресс. Технический прогресс как главная ценность индустриального общества.

Повышение интереса к социогуманитарному знанию. О. Конт как отец позитивной социологии. Философия и сциентизм. Интерес к методологии научного исследования.

Философия «жизни» А. Шопенгауэра. Философия Ницще. Европейский нигилизм. Критика христианства и метафизики. Влияние западноевропейской философии на формирование эпистемологической уверенности человека в развитии активных изменений в научно-технической деятельности.

Критическое переосмысление цивилизационных достижений и потерь в развитии европейских стран. Э. Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. М. Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире.

Философские поиски экзистенциалистов ХХ в. А. Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (К. Ясперс).

Философско-религиозные поиски философии персонализма.

Коллизии и драматизм существования человека, формирование «несчастного сознания» (психоанализ).

Философский анализ состояния «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). Философский анализ феномена отчуждения в философии Франкфуртской школы.

Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических, лингвистических позитивистов. Аналитическая философия. Философия критического рационализма.

Философские идей структурализма и постструктуралистов. Проблема контаминации власти и знания М. Фуко.

Формирование философии постмодернизма. Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры.

Л. 15, 16: Казахская философия.(2 ч.)

Традиционное мировоззрение казахов. Философские аспекты творчества жырау. Суфийская традиция, ее влияние на становление казахской философии.

Социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства ХVІІ-ХVІІІ вв. Философский контекст «Жеті - Жарғы». Космологические и антропософские учения (Доспамбет, Дулати).

Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч. Валиханова и И. Алтынсарина.

А. Кунанбаев о соотношении человека и Бога, веры и знания, о смысле человеческого существования. Нравственная философия Абая.

Философское творчество Ш.Кудайбердиева. Философская тематика в трудах казахской интеллигенции конца ХІХ и первой половины ХХ в. (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгыров, М.Шокая, Ж.Акпаева и др.).

Влияние философских идей и учений казахских мыслителей на становление национального самосознания казахского народа, на осознание своего этнической общности.

Содержание лекционных занятий

Модуль II

Л. 17, 18:Бытие как центральная категория онтологии.(2 ч.)

Онтология как учение о бытии. Основные типы онтологии. Проблема бытия и небытия. Основные способы ее решения и основные стратегии бытия человека. Интегрированность бытия человека в мир вещей (М. Хайдеггер).

Феномен небытия. Постоянная обращенность человеческого бытия в небытие. Феномен смерти. Христианство и ислам о смерти. Отношение к смерти в восточной философии. Феномен бессмертия.

Экзистенциалы человеческого бытия. Феномен страха. Футурошок. Феномен страдания. Жизнь как страдание. Несчастье как жизненное правило (А. Шопенгауэр).

Л. 19, 20:Принцип развития: диалектика и синергетика.(2 ч.)

Исторические типы диалектики. Основные варианты диалектики в ХХ в. Основные принципы и законы диалектики. Единство объективной и субъективной диалектики. Сущность категорий диалектики. Категориальный аппарат диалектики.

Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.

Синергетика как новый метод познания современной науки.

Л. 21*, 22*: Возможности и границы познания. Специфика научного познания.(2 ч.)

Специфика познавательного отношения человека к миру. Знание и познание. Знание и вера. Чувственное и рациональное познание. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Истина и заблуждение. Теория истины.

Специфика научного познания. Архитектоника научного знания.

Проблема метода. Методы научного познания. Философские методы. Перспективы развития науки.

Л. 23, 24:Философская антропология.(2 ч.)

Основные образы человека в философии. Микрокосм и макрокосм. Феномен антропоцентризма.

Гармония телесности и духовности. Формы поиска согласования тела и духа. Жизнь как ценность. Смысл жизни. Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии. Феномен счастья.

Свобода как ценность. Свобода как нравственный императив. Идея личной свободы. Конформизм. Деспотизм.

Л. 25*, 26, 27, 28:Социальная философия.(4 ч.)

Предмет социальной философии. Генезис общества, усложнение жизни общества. Идея общественного договора. Гражданское общество. Идея разделения властей. Разделение государства и общества. Социальная структура. Социальный детерминизм.

Открытое и закрытое общество. Индустриальное и постиндустриальное общество. Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества.

Понятие культуры. Предмет философии культуры. Основные сферы культуры. Проблема типологии культуры. Культура и этнос.

Сущность инвективы. Происхождение оппозиции «пристойное-непристойное. Ненормативная лексика как социокультурный феномен.

Культура и цивилизация. Культура в условиях глобализации. Формирование экологической культуры. Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане: культурфилософские аспекты.

Философия религии и теология. Философия религии и религиоведение. Социокультурные предпосылки возникновения религии. Концепции происхождения религии. Нравственное содержание религии.

Религиозное чувство. Священные предметы. Священные книги. Священные места. Феномен чуда в религии. Рай и ад.

Проблемы диалога конфессии и религиозная толерантность. Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. Связь религии и политики: история и современность.

Л. 29, 30:Философское осмысление глобальных вызовов современности.(2 ч.)

Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. Глобальные проблемы и причины их появления. Основные направления исследований глобальных проблем. Угроза экологической катастрофы и ее преодоление. Философские поиски «Римского клуба».

Феномен власти. Власть и мораль. Проблема цели и средства. Связь политики и экономики. Политика и идеология. Политика и массовая психология. Стереотипное мышление масс.

Проблема формирования глобального сознания.

 

Темы практических занятий

Модуль І

П 1*:Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук. (1 ч.)

1. Формы дофилософского мировоззрения.

2. Философия как мировоззренческое знание.

3. Специфика философского мировоззрения и его функции.

П. 2:Основные категории казахского миропонимания. (1 ч.)

1. Традиционное мировоззрение казахов.

2. Суфийская традиция, ее влияние на становление казахской философии.

3. Космологические и антропософские учения.

4. Антропоцентризм и гуманизм философии протоказахов.

П. 3: Философская мысль древнего Востока. (1 ч.)

1. Религия в древнеиндийской культуре и ее влияние на развитие философии.

2. Основные мировоззренческие идеи традиции Вед.

3. Основное содержание китайской предфилософии.

П. 4: Этапы развития Античной философии. Основные философские школы. (1 ч.)

1. Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии.

2. Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру.

3. Философия Платона и Аристотеля.

П 5: Философия мусульманского и христианского средневековья. (1 ч.)

1. Специфика нового теоцентрического способа философствования.

2. Феномен схоластики. Томизм как философия римской католической церкви.

3. Исламская культура и формирование основных направлении арабоязычной философии.

4. Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую средневековую философскую мысль.

П 6:Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. (1 ч.)

1. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека.

2. Ренессансный гуманизм, неоплатонизм и аристотелизм. Ренессансный скептицизм и эпикуреизм.

3. Феномен веры. Разум и вера.

П. 7:Философия Нового времени. (1 ч.)

1. Основные духовные ориентиры в культуре Нового Времени.

2. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма.

3. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта.

П. 8*:Немецкая классическая философия. (1 ч.)

1. Этика И. Канта.

2. Логика Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.