Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История возникновения и эволюция теории предпринимательства

Теория предпринимательства как научная дисциплина имеет общие корни с экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения.

В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с публикаций автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история бизнеса приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в. экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название - предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.

США стали мировым лидером в длительном процессе становления новой отрасли знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History Review", на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и производственной деятельности бизнесменов в обществе.

В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца Р.Коуза "Природа фирмы" (The Nature of the Firm), которой суждено было сыграть важную роль в разработке теории фирм. Автор существенно изменил господствующие представления о ней и о мультинациональных корпорациях, поскольку провел четкую границу между рынком и фирмой. Р.Коуз рассматривал их как альтернативные структуры. В конечном итоге он определил, как наилучшим образом экономить на том, что позже войдет в науку под названием "трансакционные издержки".

Другой еще более заметной вехой в развитии теоретико-методологической базы является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить. Знаменитая "концепция Новатора" поставила в свое время теорию эволюции предпринимательства на прочный фундамент. Суть ее заключалась в том, что в модель экономической системы, главной чертой которой являлось достижение и поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию.

Хотелось бы подчеркнуть, что современная эволюционная теория фирмы во многом базируется на представлениях, высказанных в середине XX в. такими учеными, как Й.Шумпетер и Э.Пенроуз. Их работы послужили своеобразным мостиком между первоначальным периодом становления дисциплины и 60-70-ми гг., когда по обе стороны Атлантического океана велись оживленные дискуссии о предмете, методологии и судьбе теории предпринимательства.

В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А.Чандлера "Видимая рука" (The Visible Hand). Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный им эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации. Его теория оказалась отличным инструментом для познания предпринимательской деятельности в историческую эпоху свободной конкуренции (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). Несмотря на довольно жесткую и продолжающуюся критику в его адрес, книга А.Чандлера открыла новые направления исследований, поскольку ориентировала историков на изучение эволюционного процесса в предпринимательстве. И в этом заключалась ее главная сила. Открытие, сделанное американским историком, в последние десятилетия XX в. определило развитие теории эволюции предпринимательства не только в США, но и в Европе и Японии. Он также внес существенный вклад в дело соединения таких дисциплин, как история предпринимательства и история технологии.

По мере своего развития история предпринимательства все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной экономики, получившей окончательное оформление на рубеже 70-80-х гг.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.