Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению туляремии



Общие положения

 

1. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний» (далее – Санитарные правила) устанавливают требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение особо опасных инфекционных заболеваний.

2. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляют ведомства государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области ветеринарии.

3. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:

1) особо опасные инфекции – заболевания, способные передаваться от человека к человеку, вызывая среди населения массовые вспышки с большой смертностью и/или инвалидизацией, быстро распространяющиеся на обширные территории и поражающие большие количества людей (эпидемические вспышки и эпидемии);

2) резервуар возбудителя инфекционной болезни – биологические хозяева патогенных микроорганизмов;

3) носители инфекций– теплокровные животные, в первую очередь, грызуны и другие мелкие млекопитающие (реже птицы), являющиеся в природе резервуаром возбудителей болезней;

4) переносчики инфекции – преимущественно холоднокровные беспозвоночные животные, в частности кровососущие насекомые, клещи;

5) инсектоакарицидные свойства – способность средства (препарата) вызывать гибель не только насекомых, но и клещей;

6) импрегнация – обработка верхней одежды инсектицидами или репеллентами с целью недопущения попадания кровососов на человека;

7) контаминация (соприкосновение) – нахождение на предметах окружающей среды микроорганизмов;

8) стационарно-неблагополучный по сибирской язве пункт (СНП) –пункт, на территории которого зарегистрирован почвенный очаг или случай заболевания сибирской язвой человека или животного;

9) угрожаемая территория – территория, непосредственно граничащая с неблагополучным по сибирской язве населенным пунктом, или территория, на которой возможно заболевание людей или животных;

10) защитная зона – территория вокруг населенного пункта, на которой уничтожены переносчики и/или носители инфекции;

11) вынужденный убой – убой больных животных с целью недопущения их падежа или ввиду экономической нецелесообразности их лечения;

12) резистентность– устойчивость к воздействию пестицидов, ядохимикатов и других агентов;

13) природный очаг – участок земной поверхности, в пределах которого осуществляется циркуляция возбудителя болезни без заноса извне неопределенно долгое время;

14) почвенные очаги – места гибели, убоя, разделки и незаконного захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы;

15) физический метод борьбы – использование агротехнических мероприятий, механических устройств, липких масс и других способов уничтожения грызунов или членистоногих без применения пестицидов (ядохимикатов);

16) химический метод борьбы – уничтожение носителей и переносчиков возбудителей инфекционных болезней с использованием пестицидов и ядохимикатов;

17) эпидемический очаг – место пребывания больного человека;

18) эпизоотический очаг – ограниченная местность, где находится источник возбудителя инфекции, факторы передачи и восприимчивые животные.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению сибирской язвы

 

4. Требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) и противоэпизоотических мероприятий по предупреждениюсибирской язвы в СНП и на угрожаемых по сибирской язве территориях является выполнение подразделениями местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии (далее – ветеринарные подразделения МИО) следующих мер по:

1) выявлению и регистрации эпизоотических очагов сибирской язвы, СНП с обозначением координат и границ почвенных очагов сибирской язвы организацию противоэпизоотических мероприятий и контроль (надзор) за их выполнением;

2) ограждению почвенных очагов по всему периметру канавами и изгородью (металлическая или бетонная) высотой не менее 1,5 метра (далее – м.) и диаметром не менее 5 кв.м., выставление табличек с надписью «сибирская язва»;

3) осуществлению государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора на предмет соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии на объектах внутренней торговли, на объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения (за исключением связанных с импортом и экспортом);

4) контролю состояния почвенных очагов сибирской язвы, скотомогильников (биотермических ям), скотопрогонных трасс, животноводческих объектов;

5) проведению профилактической дезинфекции в СНП, животноводческих хозяйствах, в пунктах убоя скота, в местах заготовки и хранения сырья и продукции животного происхождения, транспортных средств, всех типов, занятых в его перевозках, в производственных помещениях на предприятиях, перерабатывающих животноводческую продукцию.

5. При организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждениюсибирской язвы в СНП и на угрожаемых по сибирской язве территориях необходимо соблюдение территориальными подразделениями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения следующих требований:

1) выявление и регистрация эпидемических очагов сибирской язвы, картографирование СНП с обозначением координат и границ почвенных очагов сибирской язвы;

2) организация противоэпидемических мероприятий в очагах сибирской язвы и контроль за их выполнением;

3) проведение санитарно-просветительной работы с населением, а также среди лиц, занятых заготовкой, сбором, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией сырья животного происхождения с указанием источников инфекции, факторов и путей ее передачи и мер профилактики сибирской язвы;

4) проведение профилактической, текущей и заключительной дезинфекции в эпидемических очагах.

6. В СНП и на угрожаемых территориях не допускается:

1) вынужденный убой животных без разрешения государственного ветеринарно-санитарного инспектора соответствующей административно-территориальной единицы;

2) проведение агромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, без санитарно-эпидемиологического заключения и согласования ветеринарными подразделениями МИО.

7. Реализация мяса и мясной продукции проводится в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» (далее – Закон РК «О ветеринарии»).

8. Размеры санитарно-защитных зон почвенных очагов устанавливаются в порядке, определяемом совместно ведомствами государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области ветеринарии.

9. В санитарно-защитной зоне не допускается отвод земельных участков для проведе­ния изыскательских, гидромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, затоплением, а также передача в аренду, продажа в личную собственность, выделение под сады, огороды или иное землепользование, за исключением случаев определяемых ведомствами государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области ветеринарии.

10. На угрожаемых территориях, государственными ветеринарными организациями, созданными МИО, проводится профилактическая вакцинация сельскохозяйственных животных, в порядке и в сроки, предусмотренные инструкцией (наставлением) по их применению. Наблюдение за вакцинированными животными проводится в течение 14 календарных дней после вакцинации.

11. Проведение вакцинации против сибирской язвы оформляется актом с указанием количества вакцинированных животных (по видам), полного наименования вакцины, предприятия-изготовителя, номеров серии и контроля, даты изготовления и количества из расходованной вакцины. К акту прилагается подписанная владельцами скота опись вакцинированных животных.

12. В течение 14 календарных дней после вакцинации не допускается убой вакцинированных против сибирской язвы животных на мясо и снятие шкур с животных, павших в период до истечения 14 календарных дней после вакцинации.

13. На объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения независимо от форм собственности необходимо соблюдение следующих требований:

1) проведение ветеринарного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы туш и внутренних органов животных, осуществление лабораторных исследований;

2) обеззараживание мяса и другой продукции животного происхождения, их утилизация при непригодности для употребления;

3) обеспечение хранения мяса и мясной продукции в специальных изолирован­ных и опечатанных камерах, холодильниках и сохранности подозрительного на зараженность возбудителем сибирской язвы мяса в период проведения лабораторных исследований.

14. На объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения ежегодно и при приеме на работу проводится обучение правилам профилактики сибирской язвы работников, производственная деятельность которых связана с уходом, содержанием и разведением животных, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией сырья и продукции животного происхождения.

15. Профилактическая (специфическая профилактика) вакцинация людей против сибирской язвы осуществляют местные исполнительные органы государственного управления здравоохранением в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2295 «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» (далее – Постановление № 2295).

16. Плановая вакцинация населения против сибирской язвы проводится медицинскими организациями следующему контингенту населения:

1) специалисты территориальных органов и организаций ведомств государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области ветеринарии, ветеринарные подразделения МИО, а также лабораторий, проводящие отбор проб, проводящих исследования на наличие возбудителя сибирской язвы;

2) работники мясоперерабатывающих предприятий, убойных пунктов, убойных площадок и объектов внутренней торговли;

3) лица, занятые убоем животных, сбором, хранением, транспортировкой и первичной переработкой продукции и сырья животного происхождения с территории СНП.

17. В случае возникновения подозрения на сибирскую язву в ходе вскрытия или разделки туши павшего животного работа прекращается.

18. При получении информации о регистрации случаев заболевания сибирской язвой животных или падежа животных с подозрением на сибирскую язву Государственный ветеринарно-санитарный инспектор и государственный ветеринарный врач соответствующей территории проводит осмотр больных и павших животных.

19. При подозрении на сибирскую язву от трупа животного забирают и направляют в ветеринарную лабораторию следующие образцы патологического материала:

1) кровь из надреза уха, периферических сосудов или отрезают и посылают ушную раковину (предварительно наложив две лигатуры, со стороны, на который лежит труп, края разреза прижигают);

2) смывы из ротовой и носовой полости при наличии кровянистых выделений.

20. Ветеринарные подразделения МИО совместно с подразделением ведомства уполномоченного органа в области ветеринарии соответствующей территории до получения результатов экспертизы трупы животных подозрительных на наличие сибиреязвенной инфекции организуют мероприятия по их уничтожению с соблюдением необходимых мер биобезопасности согласно требованиям настоящих Санитарных правил.

21. Патологический материал с соблюдением мер биобезопасности направляется с нарочным в ветеринарную лабораторию. В ветеринарной лаборатории материал исследуется микроскопическим (в день поступления материала), бактериологическим (в течение трех суток), биологическим (в течение 10 суток) методами.

22. При получении предварительного положительного результата микроскопических исследований ветеринарная лаборатория информирует главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора соответствующей территории.

23. Главный государственный ветеринарно-санитарный инспектор соответствующей территории направляет экстренное извещение в соответствующеетерриториальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения и совместно с государственным ветеринарным врачом и представителем ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят эпизоотолого-эпидемиологическое обследование, не допускают реализацию и вывоз продукции (молоко, мясо, шкуры), подозреваемой на зараженность возбудителями сибирской язвы.

24. При подтверждении ветеринарной лабораторией окончательного положительного результата местным исполнительным органом по представлению главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора соответствующей территории устанавливается карантин, при котором запрещается:

1) ввоз, вывоз животных всех видов;

2) заготовка и вывоз животноводческого сырья и продукции, перегоны животных внутри хозяйства;

3) использование молока от больных животных;

4) убой животных на мясо;

5) вскрытие трупов и снятие шкур с павших животных;

6) проведение ветеринарных хирургических операций, кроме неотложных;

7) вход на территорию СНП посторонним лицам, въезд на его территорию транспорта, не связанного с обслуживанием объекта;

8) водопой животных из естественных водоемов;

9) торговля животными и продукцией и сырьем животного происхождения, проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других общественных мероприятий, связанных со скоплением людей и животных.

25. Ветеринарные подразделения МИО совместно с подразделением ведомства уполномоченного органа в области ветеринарии соответствующей территории и территориальными подразделениями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляют план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага.

26. В эпизоотическом очаге сибирской язвы ветеринарными специалистами проводится ветеринарный осмотр всего поголовья с обязательной термометрией, кроме свиней, которых исследуют кожно-аллергической пробой с сибиреязвенным аллергеном.

27. Ветеринарные мероприятия по ликвидации сибирской язвы проводятся государственной ветеринарной организацией, созданной согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 11 Закона РК «О ветеринарии» с дезинфекцией территории и помещений, где находились больные или павшие от сибирской язвы животные, обработку животных проводят инсектицидами и дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению на территории Республики Казахстан и государств-участников Таможенного союза.

28. Зерно, грубые и сочные корма с участков, на которых находились больные или павшие от сибирской язвы животные, не подлежат вывозу, их уничтожают или скармливают на месте животным, вакцинированным против сибирской язвы.

29. При обнаружении неблагополучных по сибирской язве сырья и продукции животного происхождения на объектах производства, осуществляющих заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных продукции и сырья животного происхождения на объекте вводится карантин в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 10 Закона РК «О ветеринарии». Продукция и сырье животного происхождения уничтожаются.

30. В помещениях, где осуществлялась заготовка, хранение и обработка контаминированного сибиреязвенными бациллами сырья и продукции животного происхождения проводятся дезинфекционные мероприятия средствами, разрешенными к применению на территории Республики Казахстан и государств-участников Таможенного союза.

31. Карантин снимается по истечению 15 календарных дней со дня регистрации последнего случая падежа и проведения дезинфекций.

32. Медицинские организации государственного и негосударственного сектора здравоохранения, выявившие больного или пациента с подозрением на заболевание сибирской язвой, госпитализируют его в инфекционный стационар, при его отсутствии – в изолированную отдельную терапевтическую палату (бокс), где ему оказывают квалифицированную терапевтическую помощь с соблюдением правил биологической безопасности.

33. При выявлении больного или подозрении на сибирскую язву медицинские организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, немедленно по телефону и в течение 3 часов направляют экстренное извещение в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

34. Медицинская организация, уточнившая или изменившая диагноз, также немедленно по телефону и в течение 12 часов направляет новое экстренное извещение в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту обнаружения заболевания, указав измененный диагноз, дату его установления и первоначальный диагноз.

35. При выявлении больного или подозрения на сибирскую язву территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения извещают территориальное подразделение уполномоченного органа в области ветеринарии и ветеринарное подразделение МИО.

36. Специалисты ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения совместно с представителем территориального подразделения уполномоченного органа в области ветеринарии и ветеринарного подразделения МИО проводят эпизоотолого-эпидемиологическое расследование.

37. Специалисты органов и организаций ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в эпидемическом очаге сибирской язвы обеспечивают:

1) выявление и госпитализацию больных;

2) проведение заключительной дезинфекции;

3) составление плана мероприятий по локализации и ликвидации очага.

38. Медицинские организации в эпидемическом очаге проводят подворные обходы, наблюдение за контактными лицами с источником инфекции, экстренную профилактику и санитарно-разъяснительную работу.

39. Лабораториями центров санитарно-эпидемиологической экспертизы и инфекционного стационара, где госпитализирован больной, и противочумных организаций проводится забор и исследование материала от больных или лиц с подозрением на заболевание сибирской язвой.

40. Территориальные центры санитарно-эпидемиологической экспертизы и государственные ветеринарно-санитарные инспектора при выявлении больного или подозрительного на сибирскую язву проводят отбор и исследование проб мяса и мясной продукции, из объектов внешней среды (почва, смывы с предметов и др.).

 

 

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению туляремии

41. Требованием к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждениютуляремии является проведение территориальными органами и организациями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения эпизоотологического обследования мобильными зоолого-паразитологическими группами не менее двух раз в год (марте-июне и сентябре-октябре) в зависимости от ландшафтных типов природных очагов (начиная с районов, где в прошлом возникали вспышки и были изолированы культуры возбудителя туляремии).

42. Мобильные зоолого-паразитологические группы формируются из профильных специалистов территориальных органов и организаций ведомства государственных санитарно-эпидемиологической службы и при необходимости с привлечением противочумных организаций.

43. Мобильная зоолого-паразитологическая группа осуществляет:

1) учет численности (определение индексов обилия, доминирования и встречаемости) клещей по видам и биотопам;

2) сбор клещей с сельскохозяйственных животных для оценки уровня их пораженности путем осмотра 5-10 голов в контрольных стадах;

3) определение видового состава клещей;

4) определение основных и второстепенных прокормителей клещей на разных стадиях их развития;

5) анализ влияния природных, антропогенных и хозяйственных факторов на численность популяций клещей;

6) фенологические наблюдения за циклом жизнедеятельности клещей;

7) сбор клещей на разных стадиях их развития в открытой местности и в местах выплода (помещения, норы) для лабораторного исследования;

8) обследование подворий при массовом появлении клещей и активном нападении их на людей;

9) обследование населенных пунктов при регистрации больных туляремией;

10) оценку степени оздоровления территории природного очага и эффективности после проведения противоклещевых мероприятий;

11) учет численности грызунов – переносчиков возбудителя туляремии по видам и биотопам;

12) оценку интенсивности размножения грызунов и кратковременный прогноз изменений их численности;

13) вылов грызунов для лабораторного исследования на наличие возбудителя туляремии;

14) определение уровня инфицированности туляремией мелких млекопитающих – переносчиков туляремии и источника заражения людей;

15) ландшафтно-географическое районирование очаговой территории и выявление активных природных очагов туляремии.

44. На основании эпизоотологического обследования природных очагов туляремии территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения совместно с местными исполнительными органами составляют комплексную программу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающую:

1) оздоровление природных очагов туляремии (дезинфекция, дератизация, уничтожение клещей) с обоснованием объема и сроков проведения мероприятий с последующей оценкой эффективности;

2) предупреждение завоза инфекции на новые территории;

3) подготовку медицинских работников;

4) проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

45. Территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяют необходимость и объемы проведения профилактической вакцинации населения против туляремии.

46. Планирование и отбор контингентов, подлежащих вакцинации осуществляется дифференцированно, с учетом степени эпидемической активности природных очагов.

47. Профилактическая (специфическая профилактика) вакцинация людей против туляремии осуществляют местные исполнительные органы государственного управления здравоохранением в соответствии с Постановлением № 2295.

48. В природных очагах пойменно-болотного, предгорно-ручьевого типов и на территории зоны постоянной резервации планово вакцинируют все население, за исключением детей до 7 лет, лиц старше 55 лет и лиц, имеющих противопоказания в соответствии с прилагаемой к вакцине инструкцией по применению.

49. В природном очаге на территории зоны локальных очагов плановые прививки проводятся в населенных пунктах, размещенных на территории отдельных районов с локальными, четко ограниченными очагами туляремии.

50. В природных очагах тугайного, степного типов и на территории зон риска, выноса и благополучия вакцинируют лиц, входящих в группы риска: охотников, рыбаков, членов их семей, пастухов, полеводов, мелиораторов, а также лиц, работающих сезонно или вахтовым методом.

51. Ревакцинация населения проводится каждые 5 лет.

52. Иммунный статус населения на туляремию определяется путем выборочной проверки взрослого работоспособного населения с помощью накожной пробы с тулярином или серологических методов не реже одного раза в 5 лет. Общее число проверямых людей в конкретном административном районе должно составлять не менее 1 процента (далее – %) к общему числу проживающих (или не менее 10% в отдельно взятом населенном пункте).

53. Контроль своевременности и качества проведения вакцинации против туляремии осуществляют территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

54. При выявлении больного или подозрении на туляремию медицинские организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, немедленно по телефону и в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

55. Медицинская организация, уточнившая или изменившая диагноз, также немедленно по телефону и в течение 12 часов направляет новое экстренное извещение в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту обнаружения заболевания, указав измененный диагноз, дату его установления и первоначальный диагноз.

56. В эндемичных районах проводятся серологические исследования на туляремию сывороток крови больных с лихорадкой более пяти дней, больных с лимфаденитами, конъюнктивитами, паротитами и ангинами неясной этиологии.

57. Больных с абдоминальной, легочной, конъюнктивально-бубонной, ангинозно-бубонной, язвенно-бубонной и бубонной формами туляремии при среднетяжелом или тяжелом течении госпитализируют в инфекционные отделения стационаров.

58. При кожно-бубонной и бубонной формах заболевания с легким течением, умеренно выраженным лимфаденитом и лихорадочной реакцией, не превышающей 37,5ºС, допускается лечение в амбулаторных условиях.

59. Лицам, находившимся в контакте с больным туляремией, проводится профилактика антибиотиками и медицинское наблюдение.

60. Случаи заболевания человека туляремией подлежат эпидемиологическому расследованию территориальным подразделением ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

61. Экстренное эпизоотологическое обследование и с участием местных исполнительных органов мероприятий по уничтожению носителей и переносчиков возбудителя туляремии проводится по эпидемиологическим показаниям.

62. При возникновении массовых заболеваний туляремией территориальные медицинские организации организуют и проводят медицинское наблюдение за населением.

63. В зависимости от типа вспышки или случая заболевания территориальными центрами санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится бактериологическое исследование:

1) воды, заготовленных шкурок, тушек добытых животных (при промысловом типе заболеваемости);

2) кровососущих членистоногих (при трансмиссивном типе);

3) сена, зерна и других продуктов, от которых могло произойти заражение (при сельскохозяйственном типе);

4) пищевых продуктов, питьевой воды, грызунов, обитающих в жилье (при бытовом типе);

5) сырья, клещей снятых со скота (при производственном типе).

64. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся совместно с местными исполнительными органами в зависимости от типа заболеваемости:

1) при водных вспышках туляремии – ревизия, очистка и дезинфекция источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, запрещается использование зараженных водоемов для купания, для питья используется только кипяченая вода;

2) при трансмиссивных вспышках – ограничивается доступ не привитых против туляремии лиц на неблагополучные территории, мероприятия по снижению численности и уничтожению насекомых, в том числе клещей (дезинсекция), используется защитная одежда и репелленты;

3) при вспышках, связанных с работами в сельском хозяйстве, – дератизация, обеззараживание зерна и грубых кормов,уничтожение иксодовых клещей на животных (обрабатывать заклещеванных животных (планово, экстренно), предупреждение инфицирования сельскохозяйственных продуктов и сырья;

4) при бытовых вспышках – истребление грызунов, очистка дворов, улиц, пустырей от мусора, соломы, хозяйственных отбросов. В жилых зданиях и помещениях обеспечивается грызунонепроницаемость, влажная уборка проводится с применением дезинфицирующих средств;

5) при производственных заражениях – обеззараживание инфицированного сырья и продуктов термическим путем, на мясокомбинатах уничтожаются клещи на животных, поступивших для переработки;

6) на охоте – дезинфекция рук после снятии шкурок и потрошения тушек зайцев, ондатр, кротов и водяных крыс, обеззараживание снятых шкурок.

65. Плановые дератизационные мероприятия на эндемичной по туляремии территории проводятся ежегодно не менее двух раз в год (весна, осень) и противоклещевые один раз в период их активности (весна).

66. Противоклещевые и дератизационные мероприятия проводятся в следующих направлениях:

1) уничтожение клещей и грызунов в частных подворьях, жилых домах, объектах населенных пунктов, включая противоклещевую обработку надворных построек и содержащихся здесь животных – проводят владельцы подворий и животных, домов, объектов;

2) барьерные обработки (создание защитных зон вокруг постоянных или временных населенных пунктов) методом глубинной дустации или аэрозоляции нор грызунов – проводят территориальные органы и организаций ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) агротехнические и общесанитарные мероприятия (механическая очистка помещений и территории от навоза и мусора, кустарников, ремонт и заделка щелей, трещин, нор с предварительной заливкой их мазутом, автолом, креолином или глиной, пропитанной указанными веществами) осуществляют домовладельцы и хозяйствующие субъекты.

67. После завершения дезинсекционных и дератизационных мероприятий, мобильной зоолого-паразитологической группой по утвержденной ведомством государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения методике осуществляется оценка эффективности проведенных мероприятий.

 

 

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению Конго-Крымской геморрагической лихорадки

68. Требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждениюКонго-Крымской геморрагической лихорадки (далее – ККГЛ) является обеспечение на эндемичной по ККГЛ территории зоолого-паразито­логического обследования мобильными группами не менее двух раз в год (апреле-июне и сентябре-октябре), в годы с ранней и теплой весной обследование начинается в марте.

69. Мобильные зоолого-паразитологические группы формируются из профильных специалистов территориальных органов и организаций ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и противочумные организаций.

70. Мобильная зоолого-паразитологическая группа осуществляет:

1) учет численности (определение индексов обилия, доминирования и встречаемости) клещей по видам и биотопам;

2) сбор клещей с сельскохозяйственных животных для оценки уровня их пораженности путем осмотра 5-10 голов в контрольных стадах;

3) определение видового состава клещей;

4) определение основных и второстепенных прокормителей клещей на разных стадиях их развития;

5) анализ влияния природных, антропогенных и хозяйственных факторов на численность популяций клещей;

6) фенологические наблюдения за циклом жизнедеятельности клещей;

7) сбор клещей на разных стадиях их развития в открытой местности и в местах выплода (помещения, норы) для лабораторного исследования;

8) обследование подворий при массовом появлении клещей и активном нападении их на людей;

9) обследование населенных пунктов при регистрации больных ККГЛ;

10) обследование на наличие клещей животноводческих помещений, загонов и временных стоянок при переходе на летние выпасы (не реже 1 раза в месяц);

11) оценку степени оздоровления территории природного очага и эффективности после проведения противоклещевых мероприятий.

71. В зоне природной очаговости ККГЛ местными исполнительными органами ежегодно осуществляются:

1) проведение мероприятий по организации закупок дезинсекционных средств (препаратов) для противоклещевых обработок не позднее января;

2) координация проведения противоклещевых мероприятий организациями здравоохранения, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственных ветеринарных организации созданных МИО (далее – госветорганизации МИО) и иных организаций;

3) организация очистки (от навоза, мусора) животноводческих помещений, частных подворий в населенных пунктах, дислоцированных в зоне природной очаговости ККГЛ, до начала противоклещевых обработок;

4) организация очистки временных стоянок, загонов и окружающей территории при выгоне скота на летние пастбища до начала противоклещевых обработок.

72. Плановые противоклещевые мероприятия на эндемичной по ККГЛ территории проводятся ежегодно не менее двух раз в год (весна, осень). Все противоклещевые мероприятия проводятся в специальном защитном костюме (комбинезон с капюшоном и маска) (далее – защитный костюм), специальной обуви (сапоги или высокие ботинки) и плотных резиновых или нитриловых перчатках с еженедельной и после каждой стирки импрегнацией одежды акарорепеллентами или инсектоакарицидными средствами.

73. Противоклещевые мероприятия проводят по типу заблаговременной или экстренной профилактики.

74. Заблаговременные профилактические работы намечают заранее, в предшествующем обработкам году и выполняют в плановом порядке, в местах регистрации больных, в течение трех лет с момента регистрации последнего заболевания, в местах выявления клещей с положительными результатами за последние два года и при высокой численности клещей переносчиков ККГЛ в предшествующем обработкам году.

75. Мероприятия по типу экстренной профилактики проводят на незапланированных под обработки участках:

1) в случаях регистрации заболеваний человека ККГЛ;

2) при положительных результатах исследования клещей на наличие вируса ККГЛ;

3) при высокой численности укушенных лиц, клещами в эндемичной по ККГЛ территории;

4) при высокой численности клещей.

76. Противоклещевые мероприятия проводятся в следующих направлениях:

1) уничтожение клещей, переносчиков энзоотических болезней животных, на сельскохозяйственных животных и в животноводческих помещениях – организуют ветеринарные подразделения МИО;

2) уничтожение клещей в частных подворьях населенных пунктов, включая противоклещевую обработку надворных построек и содержащихся здесь животных, в том числе домашней птицы – проводят владельцы подворий и животных;

3) барьерные обработки (создание защитных зон вокруг постоянных или временных населенных пунктов, а также в местах отдыха населения, оздоровительных учреждений) методом глубинной дустации или аэрозоляции нор грызунов – проводят территориальные органы и организации ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и противочумные организации;

4) создание буферных зон инсектоакарицидными препаратами кустарников, водопоев и других мест нахождения домашних животных в окрестностях постоянных или временных населенных пунктов – организуют местные исполнительные органы соответствующих территории;

5) агротехнические и общесанитарные мероприятия (механическая очистка помещений и территории от навоза и мусора, кустарников, ремонт и заделка щелей, трещин, нор с предварительной заливкой их мазутом, автолом, креолином или глиной, пропитанной указанными веществами) осуществляют домовладельцы и хозяйствующие субъекты.

Все указанные мероприятия проводятся одновременно.

77. Для проведения противоклещевых мероприятий используют инсектоакарицидные средства, разрешенные к применению на территории Республики Казахстан и государств-участников Таможенного союза. Используются формы препаратов, обеспечивающие эффективность и безопасность при применении.

78. Противоклещевые мероприятия в районах доминирования клещей Hyalomma asiaticum проводят марте-июле и сентябре-октябре, в местах преобладания клещей Hyalomma anatolicum – в июле-августе. При наличии в паразитарной системе очага, помимо названных видов, клещей Dermacentor niveus противоклещевые мероприятия проводят на протяжении всего теплого периода года.

79. Начало противоклещевых мероприятий при ранней активности клещей сдвигают на месяц: первый тур профилактических противоклещевых мероприятий начинают в марте и заканчивают не позднее начала апреля. Одну из обработок проводят за 1 – 2 недели перед стрижкой животных.

80. Кратность обработок определяют в зависимости от длительности остаточного действия применяемых акарицидов, в связи с этим частота обработок меняется от 2 – 3 раз в месяц до 2 – 3 раз за весь теплый период года.

81. Нормы расхода любых инсектоакаридных средств для борьбы с клещами рода Hyalomma увеличивают в 2,5-3 раза по сравнению с рекомендуемыми для клещей рода Ixodes.

82. Не допускается проведение обработки пастбищ инсектоакарицидными средствами в местах активного выпаса животных. В эндемичной зоне применяют их регулируемое использование (исключение из оборота очаговых участков на 1 – 2 года, следующих за годом выявления возбудителя ККГЛ).

83. Выявление больных людей осуществляются медицинскими работниками организаций здравоохранения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также медицинскими работниками, занимающимися частной практикой.

84. Всем лицам, пострадавшим от укусов клещей устанавливаются медицинское наблюдение с термометрией, осмотром кожных покровов в течение 14 календарных дней и при необходимости назначают профилактическую терапию противовирусными препаратами или госпитализируются в медицинскую организацию.

85. За всеми контактными с больными ККГЛ, проводится медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней с термометрией, осмотром кожных покровов и по показаниям назначают профилактическую терапию противовирусными препаратами с провизорной госпитализацией его в медицинскую организацию с соблюдением правил биологической безопасности.

86. При обращении за медицинской помощью человека с симптомами ККГЛ медицинские работники с соблюдением правил биологической безопасности (в отношении самого медицинского работника, больного и всех окружающих) немедленно госпитализируют в инфекционное отделение и собирают эпидемиологический анамнез.

87. Все лица, действия которых связаны с осмотром, или любой медицинской манипуляцией, транспортировкой, работой в очаге, госпитализацией, лечением и обслуживанием больных с подозрением на ККГЛ, должны использовать защитные костюмы I-типа с дополнительным включением фартука, второй пары резиновых перчаток, нарукавников, экрана (для защиты лица). Рекомендуется использование масок или респираторов высокой степени защиты (не менее 2 класса).

88. Территориальные органы и организации ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в эпидемическом очаге ККГЛ обеспечивают:

1) выявление и госпитализацию больных;

2) проведение заключительной дезинфекции;

3) составление плана мероприятий по локализации и ликвидации очага.

89. Больных, находящихся на амбулаторном лечении по поводу лихорадок неясной этиологии, в случае присоединения геморрагического синдрома экстренно госпитализируют в инфекционное отделение вне зависимости от тяжести заболевания на момент первичного осмотра с соблюдением правил биологической безопасности.

90. При подозрении на ККГЛ или выявлении больного медицинская организация немедленно по телефону и в течение 3 часов направляет экстренное извещение в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

91. В случае заболевания ККГЛ приезжего, территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту регистрации больного в течение 3 часов извещает территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту его проживания.

92. На эндемичной территории эпидемическим очагом ККГЛ считается весь населенный пункт, где есть хотя бы один больной, в городах и поселках, дислоцированных вне эндемичной зоны, эпидемическим очагом считаются места пребывания больного (отдельное домовладение, квартира или медицинское учреждение).

93. Все работы в очагах ККГЛ проводятся в специальном защитном костюме, специальной обуви (сапоги или высокие ботинки) и резиновых перчатках.

94. При отсутствии защитных костюмов используются комбинезоны или другая защитная одежда, при этом ее верхняя часть заправляется в брюки, а брюки заправляются в носки.

95. Через каждый час работы в очагах ККГЛ необходимо проводить само осмотры и взаимо осмотры для своевременного обнаружения попавших на одежду клещей.

96. Персонал мобильных зоолого-паразитологических групп использует аэрозольные акарорепелленты или порошковидные инсектоакарицидные средства для импрегнации защитной одежды. Импрегнацию производят не реже одного раза в неделю и после каждой стирки.

97. Стрижка сельскохозяйственных животных и обработку шерсти выполняется в защитной одежде и перчатках.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.