Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА: Насосная функция сердца. Фонокардиография



Механизмы регуляции сердечной деятельности

ЦЕЛЬ:Знать происхождение тонов сердца, места их звуковой проекции на грудной клетке. Уметь выслушивать тоны сердца. Уметь определять СО и МОК, используя реограммы. Изучить физиологические закономерности, лежащие в основе регуляции сердечной деятельности.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:

 

1. Анатомические особенности строения клапанного аппарата сердца.

2. Механизмы участия Са2+ в сокращении миокарда.

3. Энергообеспечение сокращения миокарда.

4. Какова функция автономной нервной системы?

5. В чем проявляется корригирующее действие автономных нервов?

6. Какие медиаторы выделяются симпатическими нервами?

7. Какие медиаторы выделяются парасимпатическими нервами?

8. Как называются и где находятся периферические ганглии симпатических нервов?

9. Как называется и где находятся периферические ганглии парасимпатических нервов сердца?

10. Где находится каротидный синус?

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ_______

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

I. Звуковые проявления деятельности сердца (тоны сердца).

1. Происхождение и компоненты І и ІІ тонов сердца, их звуковая характеристика.

2. Происхождение и характеристика 3 и 4 тонов сердца.

3. Места выслушивания клапанов сердца на грудной клетке.

4. Фонокардиография (ФКГ).

II. Систолический и минутный объемы сердца (СО и МОК).

1. Методы определения СО и МОК.

2. Объемы крови, находящиеся в желудочках сердца в различные периоды сердечного цикла.

3. Изменение СО и МОК в различных условиях жизнедеятельности организма у разных людей в зависимости от их тренированности.

III. Регуляция работы сердца.

1. Интракардиальные механизмы регуляции:

а) миогенные механизмы регуляции деятельности сердца (закон Франка–Старлинга, эффект Анрепа, лестница Боудича – их механизм);

б) внутрисердечные рефлексы как вид интракардиальной регуляции; строение рефлекторных дуг.

IV. Гуморальные механизмы регуляции деятельности сердца:

а) действие ионов Ca2+, K+ , Na+;

б) действие гормонов;

в) действие метаболитов.

V. Экстракардиальная нервно-рефлекторная регуляция сердечной деятельности

1. Центральные структуры регуляции деятельности сердца.

2. Эфференты.

3. Рецепторы.

4. Рефлекторная регуляция деятельности сердца из разных рефлексогенных зон:

а) рефлекс из полых вен (рефлекс Бейнбриджа);

б) рефлекс из каротидного синуса (рефлекс Геринга) и дуги аорты (рефлекс Циона);

5. Тонус центров сердечных нервов, его значение.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1: Аускультация тонов сердца у человека.

Ход работы:С помощью стетофонендоскопов студенты друг у друга выслушивают тоны сердца: двухстворчатый клапан – в 5-м межреберье слева на 1 см внутрь от среднеключичной линии, трехстворчатый клапан – в конце грудины у места прикрепления мечевидного отростка. Аортальный клапан – во втором межреберье у правого края грудины. Клапаны легочного ствола – во втором межреберье слева у края грудины. В протоколах дать характеристику тонов сердца и отметить места выслушивания клапанного аппарата сердца.

Результат:

 

1. Обозначить: в какой точке, какой тон выслушивается.

2. Сделать вывод о механизме происхождения каждого тона в соответствующей точке:

 

ЗАДАНИЕ 2: Регистрация фонокардиограммы.

Ход работы: Для регистрации ФКГ обследуемому на грудную клетку в области сердца ставится микрофон, сигналы с которого передаются на фонокардиограф. При анализе ФКГ определяется длительность тонов и расстояние между тонами в секундах, используя скорость записи ФКГ.

Результат:

Вывод:

ЗАДАНИЕ 2: Регистрация фонокардиограммы.

Ход работы: Для регистрации ФКГ обследуемому на область сердца ставят микрофон, сигналы от которого передаются на фонокардиограф. При анализе ФКГ определяется длительность тонов и расстояние между тонами в секундах, используя скорость записи ФКГ.

Результат:

Схема фонокардиограммы (заполнить характеристикой).

ЗАДАНИЕ 3: Кардиоинтервалография (КИГ).

Ход работы: у испытываемого регистрируется 100 циклов ЭКГ и определяется длительность всех RR – интервалов. Затем производится математический анализ сердечного ритма, который позволяет дать оценку состояния регуляторного аппарата сердца.

На основании полученного рядя интервалов (100 значений) определяют, сколько раз данное значение RR – интервала повторяется среди записанных 100 циклов (получают гистограмму распределения интервалов).

Далее вычисляют:

Мо (мода) – наиболее часто встречающееся значение RR – интервалов (в с). Показывает активность гуморального канала регуляции ритма сердца.

АМ (амплитуда моды) – вероятность моды в % т.е. сколько раз в данном ряду из 100 циклов встречается Мо. Показывает активность симпатической регуляции ритма сердца.

Х (вариационный размах) – разница между наибольшим и наименьшим значениями интервалов RR. Показывает активность вагусной регуляции ритма сердца.

ИН (индекс напряжения) – показывает степень напряжения регуляторных механизмов ритма сердца. Варьирует от нескольких десятков (у тренированных людей) до нескольких сотен (у нетренированных людей).

Результат:пользуясь указанной ниже формулой подсчитать ИН и сделать соответствующий вывод о конкретном испытуемом.

ИН = АМо

ХМо

Вывод:

 

 

ЗАДАНИЕ 5: Решение ситуационных задач.

1. Как изменится работа сердца при перерезке синокаротидного и аортального нервов?

 

 

2. При сильном ударе в живот можно вызвать остановку сердца. Почему?

 

 

3. Перед соревнованием у спортсменов часто увеличивается частота сердечных сокращений. Какова причина этого?

 

 

4. Почему реакция сердца, основанная на основе закона Франка–Старлинга и эффекта Анрепа, не приводит к значительному повышению артериального давления?

 

 

5. Изменится ли работа сердца при повышении активности паращитовидной железы? Почему?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.