Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ



Запорожский медицинский университет

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

По курсу физиологии ЧЕЛОВЕКА

для студентов медицинского факультета,

обучающихся в рамках программы ЕСТS

 

 

_____________________________________________________________

 

______________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

 

Запорожье 2012


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Программой по физиологии для высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІУ уровней аккредитации для специальностей “Лечебное дело” 7.110101 и “Педиатрия” 7.110104, направления подготовки 1101 “Медицина”, утвержденной приказом МОН Украины от 16.04.03 № 239 и учебным планом, разработанным на принципах Европейской кредитно-модульной системы (ЕСТS) и утвержденным приказом МЗ Украины от 31.01.2005. Пособие построено на модулях, тематических модулях, темах занятий в соответствии с требованиями “Рекомендаций относительно разработки учебных программ учебных дисциплин” (приказ МЗ Украины от 12.10.2004 г. № 492) и ориентировано на изучение курса нормальной физиологии в течение ІІІ-ІУ семестров 2-го года обучения.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для использования при проведении практических работы студентов медицинского факультета, изучающих физиологию, что позволит оптимизировать качество самоподготовки к дисциплине и сдаче тематических модульных блоков для присвоения зачетных кредитов.

 

 

Учебно-методическое пособие составлено под редакцией: заведующего кафедрой нормальной физиологии, профессора, доктора мед. наук В.И. Филимонова.

Авторы:доценты Г.И. Бессараб, Н.Г. Гончарова, А.И. Мирная, Н.Д. Сокуренко, Н.В. Степанова; ст. преподаватель к.м.н Ю.П. Дубинский; ассистенты кафедры: к.м.н. О.В. Морозова, к.м.н. И.Е. Сухомлинова; .к.м.н. М.А. Тихоновская, к.м.н. С.В. Чернышева.

 

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор А.В. Абрамов,

Доктор биологических наук, профессор И.Ф. Беленичев.

Учебно-методическое пособие утверджено Центральным методическим советом ЗГМУ 15.05.2009 г., протокол № 4.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Физиология как учебная дисциплина:

а) основывается на изучении студентами морфологических дисциплин, медицинской биологии, медицинской и биологической физики, медицинской химии, биологической и биоорганической химии, и интегрируется с этими дисциплинами;

б) закладывает основы изучения студентами патофизиологии и пропедевтики клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию преподавания с этими дисциплинами и формирует умение применять знания по физиологии в процессе дальнейшего обучения, в профессиональной деятельности, развивая клиническое мышление;

в) закладывает основы здорового образа жизни и профилактики нарушения функций в процессе жизнедеятельности.

Организация учебного процесса по курсу физиологии осуществляется по кредитно-модульной системе соответственно требованиям Болонского процесса.

Программа дисциплины построена на модулях, в состав которых входят блоки тематических модулей. Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ЕСТ - зачетных кредитах, которые зачисляются студентам при успешном усвоении соответствующего модуля (зачетного кредита).

 

Полный курс физиологии разделен на 2 модуля:

Модуль I. Общая физиология. Физиология нервной и гуморальной систем регуляции функций организма. Сенсорные функции организма. Интегративные функции ЦНС. Физиологические основы поведения.

Тематические модули:

1. Введение в физиологию. Физиология возбудимых тканей.

2. Нервная регуляция функций организма.

3. Роль центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции двигательных функций.

4. Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций.

5. Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций организма.

6. Физиология сенсорных систем

7. Физиологические основы поведения. Высшая нервная деятельность человека

Модуль II.Физиология висцеральных систем: крови, дыхания, кровообращения, энергетического обмена, терморегуляции, пищеварения, выделения.

Тематические модули:

8. Система крови.

9. Система дыхания.

10. Система кровообращения.

11. Система пищеварения.

12. Энергетический обмен.

13. Терморегуляция.

14. Система выделения.

15. Физиологические основы адаптации. Физиология труда и спорта.

 

 

Кредитно - модульная система организации учебного процесса побуждает студентов к систематической работе на протяжении учебного года.

Видами учебной деятельности студентов, согласно учебному плану являются:

а) лекции,

б) практические занятия,

в) самостоятельная работа студентов (СРС).

 

Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов физиологии.

Практические занятия по методике их организации являются лабораторными, так как предусматривают:

1) исследование студентами функций в экспериментах на животных, изолированных органах, клетках, моделях или на основании опытов, записанных в видеофильмах, кинофильмах, представленных в компьютерных программах и других учебных технологиях;

2) исследование функций здорового человека;

3) решение ситуационных задач (оценка показателей функций, параметров гомеостаза, механизмов регуляции и др.), которые имеют экспериментальное или клинико-физиологическое направление.

На практических занятиях студентам рекомендовано коротко записывать протоколы проведенных исследований, где отмечать цель исследования, ход работы или название метода, результаты исследования и выводы.

Текущая учебная деятельность студентов контролируется на практических занятиях и во время индивидуальной работы преподавателя со студентами.

Для оценки уровня подготовки студентов могут быть использованы: компьютерные тесты, решение ситуационных задач, проведение лабораторных исследований с последующей трактовкой и оценкой их результатов, анализ данных инструментальных и лабораторных исследований, а так же параметров, которые характеризуют функции организма человека, его систем и органов, контроль практических навыков и других видов работ.

Оценка успешности студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале, как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей, и определяется как по традиционной шкале, принятой в Украине, так и по системе ЕСТ.

Итоговый контроль усвоения модулей осуществляется по их завершению. Материал тем, вынесенных на самостоятельное изучение (СР), включены в заключительный тестовый контроль соответствующего модуля. Индивидуальная самостоятельная работа (ИСР) студентов учитывается при завершении учебного года при ранжировке студентов по системе ЕСТ.

 

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ

  • Изучить как функционирует клетка, органы, системы и организм в целом.
  • Уметь анализировать физиологические параметры и строить заключения о механизмах нервной и гуморальной регуляции физиологических функций организма и его систем.
  • Анализировать состояние здоровья человека при разных условиях на основании физиологических критериев.
  • Интерпретировать механизмы и закономерности функционирования возбудимых структур организма.
  • Анализировать состояние сенсорных процессов в обеспечении жизнедеятельности человека.
  • Уметь объяснить физиологические основы методов исследования функций организма.
  • Объяснять механизмы, обеспечивающие интегративную деятельность организма.
  • Анализировать возрастные особенности функций организма и их регуляцию.

СОДЕРЖАНИЕ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.