Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Программой по физиологии для высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІУ уровней аккредитации для специальностей “Лечебное дело” 7.110101 и “Педиатрия” 7.110104, направления подготовки 1101 “Медицина”, утвержденной приказом МОН Украины от 16.04.03 № 239 и учебным планом, разработанным на принципах Европейской кредитно-модульной системы (ЕСТS) и утвержденным приказом МЗ Украины от 31.01.2005. Пособие построено на модулях, тематических модулях, темах занятий в соответствии с требованиями “Рекомендаций относительно разработки учебных программ учебных дисциплин” (приказ МЗ Украины от 12.10.2004 г. № 492) и ориентировано на изучение курса нормальной физиологии в течение ІІІ-ІУ семестров 2-го года обучения.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для использования при проведении практических работы студентов медицинского факультета, изучающих физиологию, что позволит оптимизировать качество самоподготовки к дисциплине и сдаче тематических модульных блоков для присвоения зачетных кредитов.
Учебно-методическое пособие составлено под редакцией: заведующего кафедрой нормальной физиологии, профессора, доктора мед. наук В.И. Филимонова.
а) основывается на изучении студентами морфологических дисциплин, медицинской биологии, медицинской и биологической физики, медицинской химии, биологической и биоорганической химии, и интегрируется с этими дисциплинами;
б) закладывает основы изучения студентами патофизиологии и пропедевтики клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию преподавания с этими дисциплинами и формирует умение применять знания по физиологии в процессе дальнейшего обучения, в профессиональной деятельности, развивая клиническое мышление;
в) закладывает основы здорового образа жизни и профилактики нарушения функций в процессе жизнедеятельности.
Организация учебного процесса по курсу физиологии осуществляется по кредитно-модульной системе соответственно требованиям Болонского процесса.
Программа дисциплины построена на модулях, в состав которых входят блоки тематических модулей. Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ЕСТ - зачетных кредитах, которые зачисляются студентам при успешном усвоении соответствующего модуля (зачетного кредита).
Полный курс физиологии разделен на 2 модуля:
Модуль I. Общая физиология. Физиология нервной и гуморальной систем регуляции функций организма. Сенсорные функции организма. Интегративные функции ЦНС. Физиологические основы поведения.
Тематические модули:
1. Введение в физиологию. Физиология возбудимых тканей.
2. Нервная регуляция функций организма.
3.Роль центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции двигательных функций.
4. Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций.
5.Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций организма.
6. Физиология сенсорных систем
7. Физиологические основы поведения. Высшая нервная деятельность человека
15. Физиологические основы адаптации. Физиология труда и спорта.
Кредитно - модульная система организации учебного процесса побуждает студентов к систематической работе на протяжении учебного года.
Видами учебной деятельности студентов, согласно учебному плану являются:
а) лекции,
б) практические занятия,
в) самостоятельная работа студентов (СРС).
Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов физиологии.
Практические занятия по методике их организации являются лабораторными, так как предусматривают:
1) исследование студентами функций в экспериментах на животных, изолированных органах, клетках, моделях или на основании опытов, записанных в видеофильмах, кинофильмах, представленных в компьютерных программах и других учебных технологиях;
2) исследование функций здорового человека;
3) решение ситуационных задач (оценка показателей функций, параметров гомеостаза, механизмов регуляции и др.), которые имеют экспериментальное или клинико-физиологическое направление.
На практических занятиях студентам рекомендовано коротко записывать протоколы проведенных исследований, где отмечать цель исследования, ход работы или название метода, результаты исследования и выводы.
Текущая учебная деятельность студентов контролируется на практических занятиях и во время индивидуальной работы преподавателя со студентами.
Для оценки уровня подготовки студентов могут быть использованы: компьютерные тесты, решение ситуационных задач, проведение лабораторных исследований с последующей трактовкой и оценкой их результатов, анализ данных инструментальных и лабораторных исследований, а так же параметров, которые характеризуют функции организма человека, его систем и органов, контроль практических навыков и других видов работ.
Оценка успешности студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале, как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей, и определяется как по традиционной шкале, принятой в Украине, так и по системе ЕСТ.
Итоговый контроль усвоения модулей осуществляется по их завершению. Материал тем, вынесенных на самостоятельное изучение (СР), включены в заключительный тестовый контроль соответствующего модуля. Индивидуальная самостоятельная работа (ИСР) студентов учитывается при завершении учебного года при ранжировке студентов по системе ЕСТ.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ
Изучить как функционирует клетка, органы, системы и организм в целом.
Уметь анализировать физиологические параметры и строить заключения о механизмах нервной и гуморальной регуляции физиологических функций организма и его систем.
Анализировать состояние здоровья человека при разных условиях на основании физиологических критериев.
Интерпретировать механизмы и закономерности функционирования возбудимых структур организма.
Анализировать состояние сенсорных процессов в обеспечении жизнедеятельности человека.
Уметь объяснить физиологические основы методов исследования функций организма.
Объяснять механизмы, обеспечивающие интегративную деятельность организма.
Анализировать возрастные особенности функций организма и их регуляцию.