Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический эволюционизм



Психологический эволюционизм попытался дополнить социал-дарвинистскую эволюционистскую схему изучением психологических механизмов развития и функционирования общества.

Л. Уорд (1841−1913) − американский социолог, первый президент Американского социологического общества. Основополагающим общественным запросом, по Л. Уорду, является стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания. Желание быть счастливым − основной стимул всех социальных движений, основа общественных систем. В основании действий личности лежат первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.) и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные, эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой жизни. Обман − разновидность труда: сначала человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем начинает обманывать других людей.

Инстинктивизм

 

Психологический эволюционизм оказался малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов» появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по образу и подобию индивида, т.е. из попытки выявить такие психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только индивидуальное, но и групповое поведение. Так, психологи Вюрцбургской школы ввели в научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния сознания, которое плохо поддается логическому анализу, но регулирует отбор и динамику умственных операций. Стержень инстинктивизма – теория инстинктов социального поведения. Все представители инстинктивизма выделяли «базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У.Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38).

Инстинктивизм оказал влияние на развитие социологии тем, что привлёк внимание к неосознаваемым компонентам человеческой психики, а также своей конфронтацией с методологией бихевиоризма. Ограниченность инстинктивизма состоит в том, что он подменяет социальные закономерности психическими факторами, а последним пытается придать исключительно биологический характер.

Психоанализ

З. Фрейд (1856−1939) – австрийский врач, психолог. Духовное развитие индивида вкратце повторяет ход развития человечества, отсюда каждый несёт бремя переживаний своих отдалённых предков. Начало и основа психической жизни человека – инстинкты, влечения и желания. Существуют два главных, «космических»инстинкта: 1. Эрос – инстинкт жизни, самосохранения, секса. Носитель полового инстинкта – всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо, половой голод). Энергия сексуального влечения может сублимироваться: преобразовываться и переноситься на различныеобъекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом (от физиологического акта до поэзии научной мысли). У З. Фрейда государство, религия, мораль и т.п. – всё есть сублимация сексуальной энергии. 2. Танатос – инстинкт смерти, агрессии, разрушения. Человеческая жизнь – результат борьбы этих двух сил. Психоаналитическая техника направлена на выявление бессознательных импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов и восстановления душевного равновесия.

Природа человека изначально конфликтна, так как представляет собой противоречивое единство трёх сфер, трёх основных компонентов структуры личности:

«Оно» (Ид) – вместилище бессознательных, иррациональных реакций. В нём идёт бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса. Это поставщик энергии для других сфер личности. Удовлетворение потребностей наталкивается на сопротивление других людей, поэтому они вытесняются, образуя область бессознательного в структуре личности.

«Я» (Эго) – это организованное начало личности. «Я» как носитель запретов и морали, с одной стороны, вынуждено служить требованиям Ид, а с другой – учитывать внешние условия.

«Сверх-Я» (Суперэго) – возникает на основе «Я», продукт культуры. Благодаря Суперэго, «Я» контролирует «Оно»: как только «Я» качнётся в сторону Ид, тотчас заговорит Суперэго (укоры совести и т.д.).

Психоанализ подчеркнул роль бессознательного в психической и общественной жизни, показал, что психика и сознание – это разные вещи: сознание решает вопросы, не только связанные с отношением к миру, но и свои, внутренние проблемы. Недостатками психоанализа являются: пансексуализм, т.е. чрезмерное внимание к либидо; антиисторизм, т.е. личность и общество по структуре неизменны во все времена; личность и общество находятся в конфликте и противопоставляются друг другу; личность саморазвивается лишь за счёт собственных своих потенций.

Теория подражания

Ещё Аристотель отводил подражанию важнейшую роль в формировании человека. Основная идея теории подражания состоит в следующем: социальное поведение невозможно объяснить без идеи подражания.

Г. де Тард(1843−1904) – французский криминалист и социолог. С точки зрения Г. Тарда, беда социологии как раз в том и состоит, что она смешивает «законы общества »(законы воспроизведения явлений) и «законы истории» (законы развития явлений). Одна из главных задач социологии – изучение социального взаимодействия. Существует три формы подражания: подражание другому человеку, подражание современному (мода), подражание привычному образцу (обычай).

Существует три основных социальных процесса:

1) повторение (подражание) − главнейший акт общественной жизни, который совершается на основе примера (взаимное подражание, подражание обычаям, идеалу и т.п.);

2) противоположение (оппозиция) − приватная, частная форма социального конфликта;

3) приспособление (адаптация) − преодоление социального конфликта.

В обществе появляются и распространяются нововведения, которые являются продуктом индивидуального творчества. Любое новшество распространяется путём подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. В обществе действует закон всемирного повторения. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наткнётся на встречную волну другой новации. Встречные потоки подражания вступают в конфликт, а подражание сменяется оппозицией.

Теория подражания позволила проследить один из механизмов поведения человека (подражание как форма социализации, приобщения индивида к социальному опыту; подражание как механизм влияния и др.). Однако она не учитывает другие социально-психологические механизмы воздействия и взаимодействия. Здесь социальный процесс ограничен рамками психологического взаимодействия, поэтому возникает логический круг в объяснении поведения человека: индивид следует внешним образцам-новшествам, а последние являются продуктом творческой активности индивидов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.