Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы и агенты социализации



Понятие о социализации

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путём вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счёт его активной социальной деятельности, личностной переработки и видового изменения социального опыта.

Формы социализации

Различают две основные формы социализации − направлен­ная и ненаправленная.

Ненаправленная социализация − это стихий­ное, как бы «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении − в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на рынке и т.д.

Направленная социализация − это специально разработанная обществом, его институтами и организациями систе­ма средств воздействия на личность с целью сформировать её в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе цен­ностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определённых обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняю­щей и затрудняющей процесс социализации.

Существенным средством социализации личности яв­ляется её идентификация. Чело­века формирует не столько окружающая среда сама по себе, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит. Каждый индивид идентифицирует себя, свое «Я» с определённой социальной группой − семейной, профессио­нальной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопреде­ляющий отпечаток на процесс её социализации. Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определённой социальной роли и вхождение её в определённую социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь­ко принимая установки определённого сообщества («обобщенного другого», по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою ин­дивидуальность.

Этапы социализации

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этап − младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребёнка. Основной канал социализации на данном этапе − эмоциональное общение ребёнка со взрослыми.

Второй этап социализации − ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребёнка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками.

Третий этап социализации − дошкольное детство (6−7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра

Четвёртый этап − младший школьный возраст (7–12 лет). Здесь определяющей становится учебная деятельность.

Пятый этап социализации − подростковый возраст (12−14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса − юношеский воз­раст (14−18 лет). Этот этап имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом − завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке смысло-жизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап − поздняя юность (18−25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков.

Восьмой этап социализации − это этап человеческой зрелости (25−60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации − послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов.

Факторы и агенты социализации

Важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

−биологические (в частности, наследственность индивидов);

−психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера,способностей трансформирующейся личности и т.п.);

−социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют агенты социализации. Таковыми являются:

семья − первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

школа − социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

группа сверстников ,которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализацию формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и смысложизненныхустановок, на формирование жизненных позиций;

трудовой коллектив, который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает её к новаторству, к обога­щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль­ной группы(общности);

средства массовой информации −включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым её познавательный, мировоззренческий,социально-культурный, политический горизонты, делают её социализационные выборы более многогранными, обогащающими духов­ный мир и жизненный опыт индивида и группы;

культура − важнейший институт социализации, поскольку именно она всем богатством человеческой творческой деятельности и её продуктов,воплощенных в духов­ных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает её более богатой духовно и развитой соци­ально,способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида и общества в целом.

Начало формы

 

Конец формы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.