Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Движение – атрибут материи



Esse est percipi»

(«существовать – значит быть воспринимаемым») - выражение субъективно-идеалистического учения Беркли. Т.к. согласно этому учению только дух существует на самом деле, а весь материальный мир является обманом наших чувств, существование может быть определено через восприятие.

Ассоциации

(лат. Associatio — соединение) — в психологии — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Вера (belief)

состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

Вещь сама по себе (вещь в себе)»

(Ding an sich) философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому.

Феномен

необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь. В философском смысле слово феномен часто применяется для обозначения чувственно постигаемых явлений, в противоположность слову «ноумен», обозначающему явления умопостигаемые. В новоевропейской философии, согласно определению Канта, феномен — любое явление, могущее быть постигнутым на основании опыта.

В философии использование слова феномен отличается в зависимости от того, чем он воспринимается. Феномен может быть воспринят чувствами человека или его разумом.

Ноумен

(греч. νούμενον, от νόος, «ум, разум») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

Антиномии

(греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов.

Абсолютная идея

идея, выражающая полноту всего сущего. Философский термин, введённый Г. В. Ф. Гегелем. Является следствием основополагающей идеи онтологии Гегеля — тождества бытия и мышления.

Под абсолютной идеей Гегель понимает:

- единственно существующую подлинную реальность;

- первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Природа

окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Абсолютный дух

в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание - в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т. о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

Мировая воля

центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, иррациональная, слепая и злая М.в., выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества. Для Шопенгауэра человек изначально представляет собой страшное подобие дикого животного, которое не смогли укротить цивилизация и культура. В периоды социальных потрясений, когда ослабевает законопорядок, истинная природа человека, предзаданная М.в., прорывается, и тогда обнаруживается, что своей свирепостью люди не уступают тиграм и гиенам. Лишь охранительная функция государства и права позволяет предотвращать значительную часть столкновений между гражданами и до поры до времени сдерживать злой напор мировой воли.

Мировая скорбь

распространенное во времена романтики чувство, что мир, в котором мы живем, является не наилучшим из всех мыслимых миров (как думал Лейбниц), а наихудшим. Провозвестниками мировой скорби явились англ, поэт Байрон (1788-1824), испытавший его влияние нем. поэт Генрих Гейне (1797-1856) и австр. поэт Ленау (18021850). Это чувство хорошо выразил Ч.Д.Граббе, сказав: "Итак, всепобеждающее зло есть то, что правит миром и разрушает его" ("Herzog von Gotland").

Сострадание

инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного.

Идеология

система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Идеология (в рамках системно-управленческого подхода) -это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления. Идеологией устойчивого развития предложено называть системное единство философских, логических, психологических подходов и установок, направленных на своевременное выявление и решение проблем гармоничного устойчивого развития различных социально-экономических субъектов (хозяйствующих субъектов, государств, мирового сообщества). При таком подходе считают, что идеология выполняет ряд функций: институциональная (логической и философско-психологической основы) в системе политического управления; философско-нравственной лигитимизации политической власти; селекции кадров и др. Роль идеологии-снижение рисков устойчивого развития. Идеологический риск устойчивого развития определяется вероятностью перехода социально-экономического субъекта в состояние неустойчивого развития или кризиса по причине неадекватности идеологии развития, жизнедеятельности.

Прибавочная стоимость

согласно Марксу, разница между стоимостью продукта труда и заработной платой. Прибавочная стоимость, представляющая собой прибыль предпринимателя, возникает благодаря тому, что рабочий трудится больше времени, чем это необходимо для производства предмета, которое ему оплачивается в соответствии с законом заработной платы.

Экзистенция

(от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности; экзистенциальный - относящийся к существованию, ссылающийся на него. У Хайдеггера экзистенция - это "бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее". Это сущее человек; переносить что-нибудь имеет значение "заботиться о чем-нибудь"

Страх

в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха - само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его, т. о., как возможное бытие, как свободное бытие, свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. По Сартру, страх - это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть.

 

Парадокс

(от греч. paradoxos - неожиданный, странный) - 1) мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) необычное, неожиданное явление, не соответствующее привычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений (см. также Парадокс логический) . Paradoxon - парадоксальное положение. Понятие парадокса имеет значение в философии Кьёркегора, поскольку последний видит в парадоксальности сущность религиозных отношений: Бог должен раскрываться в форме ограниченных человеческих проявлений (последние никогда не могут соответствовать действительности Бога); кроме того, Бог, т.е. "непосредственность", должен раскрываться через "опосредствованные" существования.

Воля к власти

- основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Считая жизнь конечной целью всех человеческих стремлений, он отождествляет ее с ростом, подъемом, увеличением мощи, борьбой и т.п., хотя и не приемлет дарвиновской идеи цели и отрицает прогресс.

 

Имморализм

отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Относительный имморализм отрицает законы и предписания морали как имеющие значение доброго и злого в настоящее время, в определенный период и в определенном культурном круге; абсолютный имморализм – это отрицание всех моральных ценностей, он не обращает внимания на различие между добрым и злым.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.