это вымышленная, логически верная, ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Следует различать апорию и парадокс. Парадокс, в отличие от апории, является ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. («Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион»).
Майевтика
(повивальное искусство, где повивать — обвивать, обматывать что-л. собою или чем-либо), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Идеи
понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках.
Помимо этого значения термина существует специальный смысл, характерный для некоторых философских направлений; в этом случае идеей называется идеальный прообраз реальности.
В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения или общий принцип теории или изобретения, вообще замысел или наиболее существенная часть замысла. В этом смысле термин идея трактуется в сфере регулирования авторского права.
Демиург
(«дело, ремесло, промысел» — буквально «мастер, ремесленник, творец») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон.
- в христианском богословии: бог-творец
- в гностицизме: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала.
- в деизме Демиург (Бог) создал мир и дал ему законы, но после этого в дела мира не вмешивается.
Материя
философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.
Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Анамнесис
идея-метафора древнегреческой философии, согласно которой познание трактуется как процесс припоминания знаний, полученных душой ранее в более совершенном мире; предполагает различие и координацию феноменального (чувственно являющегося) и ноуменального (истинно сущего) миров. Зарождается в греческой мифологии, у Платона («Менон», «Федон») приобретает статус центрального понятия теории познания.
Миф о пещере
знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях.
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Излагая данную притчу, Сократ демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.
Миф о колеснице
Платон говорит,что наша душа состоит из 3 частей.
Душа = колесница, возница = разум, она управляет белым конем = сила, страсть и черным конем = аффективность. Задача возничего – направлять коней и регулировать соотношение этих двух душевных сил.
1 часть – страстная, яростная, волевая. 2 часть – вожделеющее начало. 3 часть – разумная часть.
Четыре причины
Аристотель в учении о 4 причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти 4 причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью
Перводвигатель - Бог по Аристотелю - перводвигатель мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.
Полития
1) Форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. (Cм. Афинская полития.)
2) Это понятие также используется (по аналогии с английским polity) для обозначения политической единицы любого уровня, т.е. оно используется в качестве родового для таких понятий как "независимая община", "вождество", "племя", "государство".
Энтелехия
в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живет, пока оно соединено с душою. В современных терминах это понятие можно отождествить с понятием «функция». Таким образом сложное для современного ума выражение «душа — энтелехия тела» становится понятным: «Душа — функция тела».
В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гёте, Вильгельм Вундт, Ханс Дриш.
Академия
научная организация (академия наук) или высшее учебное заведение. Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном около 395 г. до н. э. и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа.
Ликей (перипатетика)
ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.
Другое название школы — Лике́й (др.-греч. Λύκειον, в латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 344 г. до н. э.
Сад.
Учебное заведение созданное Эпикура. Оно находилось в саду, поэтому и получило такое название.
«Входи спутник. Здесь тебе будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо»
Каноника (критерии)
Каноника – учение о правильно познании.
это учение эпикура. он говорил, что человек стремится к счастью и избеганию страданий. он выделил 3 вида удовольствий:
1.естественные и необходимые
2.естественные,но не необходимые
3.неестественные и не необходимые
Апатия
философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими схожими этическими категориями получило развитие в философии стоиков и скептиков.
В современном русском языке апатия понимается как безразличное, безучастное отношение к окружающему
Атараксия
душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, освобождение от страха. Скептики учили, что атараксия достигается воздержанностью от бинарных оценочных суждений (пример: «добрый-злой», «красивый-уродливый») и отказом от утверждения абсолютной и универсальной истинности чего-либо (истина всегда есть истина «для кого-то» и «когда-то», суждение не может быть верно всегда и для каждого). Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю.
Пирронизм
Троп
слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом — поэтической семасиологией.
Основные виды тропов:
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
К тропам также относятся:
- Эпитет
- Сравнение
- Олицетворение
- Гипербола
- Литота
- Ирония
Эпохэ
принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений – суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания.
Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии.
Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета.
Единое
центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Платином.
Ум
познавательные и аналитические способности человека; в более тесном словоупотреблении отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком.
Ум – Это способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания.
Душа
нематериальная сущность (природа) человека (согласно многим идеалистическим философским направлениям и религиозным течениям) дающая начало и обуславливающее жизнь организма, способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, представляющая собой «дуновение жизни»; обычно противопоставляется телу.
Космос
Эманация
в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).
Креационизм
теологическая или метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее, общим для этой совокупности концепций является то, что эти концепции отвергаются современным официальным академическим научным сообществом.
Волюнтаризм
направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф.Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше, А.Бергсоном.
Провиденциализм
историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Эсхатология
система взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце.
Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.
Сотериология
учение о спасении во многих религиях, раздел теологии и эсхатологии.
Два града
эта концепция Августина о двух градах - земном и Божьем. Ход истории - это борьба 2 градов. земное царство – гос. учреждения, законы, император. Небесный – священнослужители, церковь в итоге должна объединить мир. Когда история закончится, те,кто заслужил попадут в Град Божий. Мир сотворен ради этого, все остальное неважно.
Апологеты
любой из христианских писателей, главным образом II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов не отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.
Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Феликс и Тертуллиан.
Каппадокийский кружок
собирательное название отцов церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также иногда Амфилохия Иконийского с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдалёнными. Память Василия Великого и Григория Богослова совершается Восточной Церковью, кроме их особых дней памяти, в день празднования Собору трёх святителей — 30 января (по юлианскому календарю).
Ареопагитики
Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор «Ареопагитик» (Соrрus Аrеораgiticum) — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных сщмч. Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сборник появился скорее всего на рубеже V и VI вв. и оказал огромное влияние на развитие апофатического (отрицательного) богословия.
Апофатическая (отрицательная) теология
в теизме — установка теологии, исходящая из тезиса о невыразимости Бога в позитивном знании.
В отличие от катафатической теологии, А. Т. рассматривает в качестве единственного достоверного источника знаний об Абсолюте непосредственное постижение истины в акте откровения. Согласно А. Т., трансцендентный Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений, т. е. путем последовательного снятия всех его чувственно фиксируемых атрибутов и характеристик.
Парадигма А. Т. восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, трактующему богопознание как "таинственное богословие", выводящее "за пределы света на ту наивысшую вершину, где неразложимые, абсолютные и непреложные таинства богословия открывают мрак таинственного богословия, превышающего всякий свет".