Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация и руководство практикой студентов



ПОЛОЖЕНИЕ

Об учебном процессе

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее Положение об учебном процессе разработано в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, «Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, «О применении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебной деятельности высшего учебного заведения», Положения о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования и др.

I. Общие положения

1.1. Положение об учебном процессе является нормативным актом, который регулирует учебную и методическую деятельность института и его филиалов.

1.2. Учебный процесс– конкретный вид целостного педагогического процесса, реализующий цели образования и общего развития личности в организационных формах обучения. Основные компоненты учебного процесса – цели, задачи, содержание, средства, формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью.

Учебно-нормативные документы, регламентирующие учебный процесс: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), профессиограмма (квалификационная характеристика), учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик, расписание занятий.

Формы учебного процесса: учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа и др.); профессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий и др.); учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, квалификационная работа); общие формы обучения (имитационное моделирование, анализ конкретных ситуаций, спецкурсы, спецсеминары и др.).

1.3. Цель учебного процесса –обеспечение качественного образования на основе реализации целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения прогрессивных технологий обучения и современного лабораторного оборудования.

1.4. Задачи учебного процесса:

· реализация основной образовательной программы в строгом соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

· определение концептуальных и перспективных направлений учебно-воспитательного процесса;

· организация и проведение всех видов учебных занятий, внутривузовского, факультетского и кафедрального контроля;

· комплексирование форм и методов обучения студентов;

· обеспечение реализации требований дидактических принципов, принятых и реализируемых в вузе;

· обеспечение научных исследований в области организации и планирования учебной работы в институте.

II. Учебный процесс

2.1. Содержание учебного процесса.

Содержание учебного процесса определяется основными образовательными программами, которые разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

2.1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования- документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с ГОС ВПО содержание образования по специальности, включая всю совокупность образовательных услуг.

Основная образовательная программа включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.

2.1.2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин.

Все учебные дисциплины распределены по циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественнонаучных дисциплин; общепрофессиональных дисциплин; специальных дисциплин (дисциплин специализации).

Федеральный компонент включает в себя:

• общие требования к основным образовательным программам;

• требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по специальности;

• сроки освоения основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Региональный (вузовский) компонент отражает региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим специальностям и профиль высшего учебного заведения. Содержание регионального (вузовского) компонента определяются институтом самостоятельно.

Дисциплины и курсы по выбору студентов должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном и региональном компонентах цикла. Они устанавливаются вузом и являются обязательными для изучения.

Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения.

2.1.3. Основные образовательные программы осваиваются в институте в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной. Для всех форм обучения действует единый ГОС ВПО.

Срок освоения основных образовательных программ по очной форме обучения установлен в соответствии с ГОС и составляет 5 лет.

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам увеличиваются на срок до 1 года на основании решения Ученого совета института.

Решением Ученого совета вуза может сокращаться срок обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, а также для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу за более короткий срок. Условия освоения основных образовательных программ в сокращенные сроки регламентируются специальным Положением .

2.1.4. Вуз путем целенаправленной организации учебной работы, выбора форм, методов и средств обучения создает обучающимся необходимые условия для освоения основных образовательных программ.

2.2. Планирование и организация учебного процесса.

2.2.1. Планирование учебного процессав вузе производится на учебный год. Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно графику учебного процесса. Он состоит из двух семестров, каждый из которых завершается зачетно-экзаменационной сессией. Ученый совет вуза вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

2.2.2. В учебном году для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.2.3.Общий объем учебной работы студентов очной формы обучения составляет не более 54 часов в неделю, из которых 50% отводится на аудиторную работу и 50% - на самостоятельную работу.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторной работы должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

2.2.4. Организация учебного процесса в ВОЛГГАСУ по основным образовательным программам регламентируется учебным планом по специальности, программами учебных дисциплин и практик, тематическими планами и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения - очной, очно-заочной (вечерней) и заочной.

2.2.5.Учебный план по очной форме обучения для каждой специальности разрабатывается под руководством проректора по учебно-методической работе комиссией, возглавляемой заведующим выпускающей кафедрой, рассматривается Ученым советом и утверждается ректором вуза.

На основе утвержденного учебного плана по очной форме обучения под руководством декана факультета разрабатываются учебные планы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, которые также утверждаются ректором (проректором) вуза.

Учебный план включает:

· график учебного процесса и сводные данные по бюджету времени (в неделях);

· план учебного процесса;

· формы промежуточной и итоговой аттестации;

· виды практик и время их проведения;

· перечень факультативных дисциплин и учебное время, выделяемое для их изучения.

Учебный план действует в течение полного срока обучения студентов по данной специальности.

2.2.6.Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины (ее разделов). В программе в обязательном порядке должны быть определены дидактические единицы в точном соответствии с требованиями ГОС. Для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения студентов разрабатываются единые учебные программы.

Учебные программы действуют, как правило, в течение полного срока обучения студентов, но в них вносятся дополнения и изменения, которые учитывают вновь принятые законодательные и нормативные правовые акты, новую учебную и специальную литературу.

2.2.7. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается в соответствии с учебной программой. Он конкретизирует содержание и организацию изучения учебной дисциплины. Тематический план содержит названия разделов и тем, виды учебных занятий (лекция, семинар, практическое занятие и т.д.), аудиторное время и время на самостоятельную работу по каждой теме, форму отчетности (зачет или экзамен).

Тематический план разрабатывается преподавателем, обсуждается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой. Если тематический план разработан заведующим кафедрой, то он утверждается проректором по учебно-методической работе.

В тематический план могут ежегодно вноситься изменения, учитывающие логику, структуру и специфику изучаемых дисциплин.

2.2.8.Расписание учебных занятий разрабатывается на семестр в соответствии с Инструкцией по разработке расписания учебных занятий. Расписание учебных занятий согласовывается с деканатами факультетов, утверждается проректором по учебно-методической работе и доводится деканатом до сведения профессорско-преподавательского состава и студентов не позднее чем за неделю до начала занятий.

Расписанием предусматривается загрузка студентов очной формы обучения аудиторной работой до 27 академических часов в неделю. В расписании указываются факультет, курс обучения, учебная группа, учебная дисциплина, вид занятия, дата, время, номер аудитории, а также фамилия и инициалы преподавателя.

2.3. Методика учебного процесса.

2.3.1. Методика учебного процесса включает основные виды учебных занятий, организацию, структуру и особенности их проведения в вузе.

2.3.2.Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, консультации, контрольные работы, рефераты, научно-практические конференции, индивидуальные собеседования, самостоятельная работа, курсовые работы, выпускные квалификационные работы (дипломные работы или дипломные проекты), практики.

2.3.3. Лекциисоставляют основу теоретического обучения студентов. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрывать современное состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Лекции читают доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, а также преподаватели, имеющие большой опыт работы в вузах. Для чтения отдельных лекций могут привлекаться также ведущие специалисты-практики.

Лекция состоит из введения, двух-трех учебных вопросов и заключения. Содержание лекции должно соответствовать учебной программе.

Введение определяет тему, план, цели лекции, основную и дополнительную литературу. Введение должно быть кратким и целенаправленным (не более 5 минут).

Содержаниеучебных вопросов является основной частью лекции, в которой реализуются научное содержание темы, ее главные проблемы, приводится система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Изложение каждого учебного вопроса заканчивается кратким выводом, логически подводящим студентов к следующему вопросу лекции.

Заключение(как правило, 3–5 минут) имеет целью обобщить основные идеи лекции, сформулировать краткие выводы, дать рекомендации для самостоятельного изучения основных проблем лекции, основной и дополнительной литературы. Кроме того, преподаватель должен отвести время для ответа на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе изложения материала лекции.

Виды лекций.

Вводная лекция предваряет изучение учебной дисциплины, играет роль своеобразного путеводителя по учебной программе, вводит студентов в учебный курс, позволяет им правильно сориентироваться в нем, нацеливает на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, открывает перед обучающимися общие перспективы изучения учебной дисциплины.

Обзорная лекциячитается перед студентами в конце изучения учебной дисциплины, в преддверии зачета или экзамена. Она знакомит обучающихся с основными, наиболее сложными проблемами учебного курса.

Установочная лекция нацеливает студентов на самостоятельное изучение основных научных проблем учебной дисциплины, знакомит с ее назначением и содержанием, определяет основные категории и понятия учебного курса, нацеливает обучающихся на изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Заключительная лекциязавершает изучение учебной дисциплины, подводит итоги, ориентирует студентов в перспективах дальнейшего самостоятельного изучения учебного курса.

2.3.4. Семинарские занятияпроводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умений и навыков публично выражать свои мысли, аргументированно и доказательно отстаивать свою точку зрения, грамотно строить речь. На семинарских занятиях осуществляется текущий контроль знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом.

Формысеминарского занятия: вопросно-ответный семинар, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар – «круглый стол», семинар – пресс-конференция, семинар-диспут, семинар-коллоквиум и др.

Продолжительность семинарского занятия составляет, как правило, 2–4 академических часа.

Методика проведения семинарского занятия включает в себя вступительное (вводное) слово преподавателя – 3–5 минут (формулировка целей и задач, показ места и значения изучаемой темы, обоснование ее актуальности и связи с предыдущим учебным материалом, определение порядка проведения семинара, изучение степени подготовленности обучающихся к нему); обсуждение двух-четырех учебных вопросов (выступления студентов по учебным вопросам, дискуссия по актуальным теоретическим и практическим проблемам, относящимся к теме семинара, дополнения и замечания студентов и преподавателя); заключительное слово преподавателя – 10–20 минут (общая оценка семинара, реализация его дидактических и воспитательных целей, подробный анализ выступлений обучающихся и их оценка, ответы на поставленные студентами вопросы, рекомендации по дальнейшему изучению темы).

2.3.5.Практические занятияпроводятся с целью формирования у студентов умений и навыков решения учебных задач, выполнения заданий, подготовки расчетов, разработки и оформления документов, овладения иностранными языками и компьютерными технологиями. Главным содержанием практических занятий является связь теории с практикой, выработка у студентов навыков применения теоретических знаний в решении практических вопросов будущей профессиональной деятельности.

Основные формы практических занятий: ролевая форма, экспертная форма, тренинги, упражнения и др. Они могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

К каждому практическому занятию преподаватель разрабатывает методические рекомендации, которые должны быть нацелены на формирование и развитие у студентов профессиональных навыков и умений путем непосредственного многократного применения полученных знаний в учебных и ролевых ситуациях.

2.3.6. Консультацииявляются одной из форм руководства учебной работой студентов и предназначаются для оказания им помощи в самостоятельной работе по изучению дисциплин учебного плана.

Основными формами консультаций являются вводные, тематические, предэкзаменационные, консультации-собеседования и др. Консультации могут носить групповой и индивидуальный характер.

Каждая из форм предполагает качественную подготовку преподавателя и составление плана проведения консультации. Содержание и структура консультации зависит от ее формы, темы, вопросов, состава консультируемых, выявленных недостатков и упущений при изучении студентами учебного материала.

2.3.7. Контрольные работы (задания)выполняются студентами всех форм обучения в виде письменных ответов на вопросы или решения задач. Тематика контрольных работ (заданий) и методические рекомендации по их выполнению разрабатываются кафедрой. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольные работы (задания) в межсессионный период.

2.3.8. Реферат, являясь кратким изложением в письменном виде содержания той или иной проблемы, а также докладом на определенную тему, разрабатывается на основе тщательного изучения первоисточников, специальной и монографической литературы, обобщения фактического материала. Рефераты пишут студенты всех форм обучения.Студенты, обучающиеся по заочной форме, выполняют реферат в межсессионный период по дисциплинам, по которым не предусмотрены контрольные работы (задания).

2.3.9.Научно-практические конференциипроводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины или курса с целью углубления полученных знаний, выработки у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы, самостоятельного сбора, анализа и обобщения информационного материала, подготовки докладов и сообщений, публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

2.3.10. Индивидуальное собеседованиепроводится для выявления качества усвоения студентами учебного материала по дисциплине и в случае пропуска ими занятий. Оно может проводиться также в целях оценки текущей успеваемости студентов. Индивидуальное собеседование проводится преподавателем во внеаудиторное время.

В случае пропуска занятий декан факультета допускает студентов к зачетам и экзаменам только после положительного результата индивидуального собеседования по всем пропущенным занятиям.

Индивидуальное собеседование по пропущенным без уважительной причины занятиям является дополнительной образовательной услугой, оказываемой вузом по желанию студента за плату в порядке, определенном приказом ректора

2.3.11. Самостоятельная работаявляется обязательной составной частью учебной работы студентов и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: подготовка к семинарским и практическим занятиям; просмотр и прослушивание видео- и аудиолекций; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы; консультация с преподавателем по сложным вопросам; подготовка к экзаменам и зачетам; выполнение заданий, написание рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ; участие в научной работе; поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам и др.

Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является изучение ими положений, тем и разделов, предусмотренных тематическим планом или рекомендованных преподавателем для самостоятельного изучения.

2.3.12. Курсовая работаотносится к активным видам учебного процесса. Выполнение курсовой работы имеет целью более глубокое и творческое изучение основных учебных дисциплин общегуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов, привитие студентам навыков самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, овладение студентами методами проведения научных исследований. Курсовые работы выполняются по дисциплинам, имеющим наиболее важное значение для профессиональной подготовки студентов по данной специальности и специализации.

По циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин курсовая работа выполняется по одной из дисциплин, изучаемых в 1-2 семестрах. Количество курсовых работ определяется учебным планом.

Темы курсовых работ разрабатываются преподавателями в соответствии с основным содержанием конкретной учебной дисциплины, рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры.

Задание на курсовую работу разрабатывает кафедра. Для подготовки курсовой работы назначается руководитель. Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы. По результатам защиты курсовой работы студенту выставляется оценка по четырехбалльной системе.

При получении неудовлетворительной оценки студент выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.

Решением заведующего кафедрой как курсовая работа может быть зачтена научная работа, качественно выполненная студентом в научном кружке на актуальную тему.

Организация и руководство практикой студентов.

2.4.1. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Как важнейшая часть профессиональной подготовки студентов, практика направлена на достижение следующих целей:

· закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала;

· приобретение студентами практического опыта по избранной специальности;

· развитие профессионального мышления, умений и навыков управленческой деятельности по специальности;

· использование опыта, накопленного при прохождении практики, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

2.4.2. Объемы практики определяются государственными образовательными стандартами по специальностям и отражаются в учебных рабочих планах института.

2.4.3. Программы практик разрабатываются выпускающими кафедрами института на основании требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по соответствующей специальности, рабочих учебных планов и учебных программ дисциплин. Они обсуждаются на заседаниях кафедр и Советах факультетов и утверждаются проректором по учебно-методической работе.

2.4.4. Основными видами практик студентов института являются учебная и производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика включает в себя практику по получению первичных профессиональных умений, ознакомительную и др.

Содержание учебных практик определяется выпускающими кафедрами на основе требований ГОС к организации практик по специальности.

Производственная практика включает в себя, как правило, практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательскую, научно-педагогическую и преддипломную.

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Перед направлением на преддипломную практику за студентом закрепляется тема дипломной работы, в соответствии с которой ему выдается задание по сбору материала к дипломной работе.

Главной целью преддипломной практики является сбор фактического материала по теме дипломной работы, а также освоение функциональных обязанностей по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания.

2.4.5. Требования к организации практики определяются ГОС по соответствующей специальности и регламентируются Положением о порядке проведения практик студентов ВОЛГГАСУ (приказ ректора от 10 ноября 2006 г. № 62).

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениям института или на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводятся, как правило, на предприятиях.

2.4.6. Для руководства практикой студентов приказом ректора назначаются руководители практики от института из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры и от предприятий.

2.4.7. Учебная и производственная практики на предприятиях проводятся на основе договоров между институтом и предприятиями. Согласие на прохождение практики студентами института подтверждается письмом от предприятия на имя ректора института.

Как исключение, студенты с разрешения декана факультета могут сами определять место прохождения практики, заручившись письменным согласием руководителя предприятия.

2.4.8. Студенты, совмещающие учебу с работой на предприятии или заключившие договор с предприятиями на их трудоустройство, могут с разрешения декана факультета проходить производственную и преддипломную практики на этих же предприятиях при условии, что характер выполняемой студентами работы соответствует профилю специализации.

2.4.9. Сроки проведения практики устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы института и предприятий и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

2.4.10. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, решением соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная практики (за исключением преддипломной). На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

2.4.11. Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

2.4.12. Форма и вид отчетности студентов о прохождении практик по специальности устанавливаются факультетами и выпускающими кафедрами. К отчетным документам относятся:

· индивидуальное задание студенту на практику;

· календарный план работы;

· дневник прохождения практики;

· отчет о прохождении практики;

· отзыв руководителя практики от предприятия.

Порядок заполнения указанных документов, их содержание и сроки представления в деканат определяются программами практик.

2.4.13. Практики оцениваются: учебная - «зачтено» / «незачтено», производственная - дифференцированной оценкой по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

2.4.14. Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практики повторно, в свободное от учебы время. При этом им предоставляется возможность пройти практики по частям с тем же объемом часов и последующей защитой отчетов.

2.4.15. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв о практике или неудовлетворительную оценку при защите отчета о прохождении практики, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом ВОЛГГАСУ.

2.4.16. Учебная практика оценивается руководителем практики от института или преподавателем, ведущим занятия по программе «Автоматизированное рабочее место специалиста» (для специальностей, где это определено учебным рабочим планом).

2.4.17. Защита студентами отчетов по производственной практике проводится перед комиссией, сформированной деканатом и выпускающей кафедрой. В состав комиссии, как правило, включаются руководитель практики от института, руководитель практики от предприятия (с его согласия), декан (заместитель декана) факультета, заведующий выпускающей кафедрой.

2.4.18. При подведении итогов производственной практики принимается во внимание соответствие профиля работы будущей специализации, качество выполнения программы практики и индивидуального задания, инициативность и творчество студента в процессе прохождения практики.

2.4.19. Защита отчетов по практикам должна быть завершена в течение двух месяцев следующего за практикой семестра.

Студенты, работающие постоянно по избранной специальности или специализации, для защиты производственной практики представляют в деканат отзыв, подписанный руководителем и заверенный печатью предприятия, и отчет о своей повседневной деятельности в соответствии с программой практики.

Результаты защиты отчетов по всем видам практик оформляются ведомостью и выставляются в зачетную книжку студента.

Отдельная защита преддипломной практики не производится. Итогом ее завершения является представление студентом отзыва от предприятия о прохождении преддипломной практики, решение кафедры о рекомендации к защите дипломной работы.

III. Методическое обеспечение учебного процесса

3.1. Методическое обеспечение является важной составной частью учебного процесса Института и представляет собой совокупность мероприятий, проводимых руководящим и профессорско-преподавательским составом в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества учебных занятий, разработки и внедрения новых методов, форм и средств обучения студентов.

Руководство методическим обеспечением учебного процесса осуществляет проректор по учебно-методической работе, а организацию и проведение – методический отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год вносятся в ежемесячный план-календарь основных мероприятий института.

3.2. Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.

Учебно-методическая работа включает:

· разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;

· создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;

· исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;

· совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;

· непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;

· создание условий для их творческой работы.

Научно-методическая работа включает:

· комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;

· анализ, обобщение и распространение методического опыта;

· разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.

3.3. Задачами методического обеспечения учебного процесса являются:

· совершенствование учебных планов и программ;

· разработка методических материалов, необходимых для проведения учебных занятий;

· внедрение новых методов, форм и средств обучения студентов;

· повышение педагогического мастерства и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;

· подготовка учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта;

· методическое обеспечение контроля всех видов учебных занятий;

· проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс.

3.4. Содержание методического обеспечения учебного процесса включает:

· научно-методические исследования по различным вопросам учебного процесса;

· координацию разработки учебных планов и программ, их согласование и преемственность:

· обсуждение проблемы информатизации учебного процесса, повышения качества профессиональной подготовки специалистов на основе использования новых информационных технологий;

· рассмотрение вопросов организации и методики проведения различных видов практик, разработки и защиты выпускных квалификационных работ, других видов учебной работы;

· анализ и коррекцию учебной успеваемости студентов по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации;

· проведение методических занятий с руководящим и профессорско-преподавательским составом по вопросам педагогики и психологии высшей школы;

· обсуждение вопросов организации и методики самостоятельной работы студентов;

· выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и филиалов;

· изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других вузов;

· внедрение в учебный процесс инновационных методов, электронных учебников, компьютерных программ, видеоматериалов.

3.5. Основными видами методического обеспечения учебного процессаявляются:

· повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин;

· научные исследования по проблемам методики обучения студентов;

· заседания Ученого совета института и Советов факультетов, кафедр и предметно-методических комиссий по вопросам повышения эффективности методики обучения студентов;

· доклады и сообщения по методическим проблемам обучения студентов, вопросам общей и вузовской педагогики и психологии;

· издание информационно-методических бюллетеней по обобщению передового педагогического опыта;

· конкурсы на лучшее учебное и учебно-методическое пособие, лучшего преподавателя, методиста, лучшую кафедру, факультет, филиал;

· комплексные проверки филиалов, факультетов и кафедр;

· контроль и анализ учебных занятий и совершенствование методики их проведения.

3.6. Координирующими органами методического обеспечения учебного процесса в институте являются научно-методический совет и учебно-методические комиссии, деятельность которых определяется соответствующими Положениями.

Научно-методический советинститута является постоянно действующим органом и предназначен для координации учебной, методической, научной и воспитательной работы в институте. Он осуществляет целенаправленную и систематическую деятельность по обеспечению высокого качества и эффективности учебного процесса, обновление его организации, содержания и методики.

На научно-методический совет возлагается решение следующих основных задач:

· согласование содержания, организации и методики учебного процесса;

· разработка единых требований к преподаванию учебных дисциплин по специальностям;

· осуществление научно-методического руководства учебной, методической, научной и воспитательной работой в институте;

· рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин, организации и методики их изучения, выработка научно-методических рекомендаций по реализации учебных планов и программ;

· разработка и внедрение в учебный процесс современных методов и форм обучения студентов, новых педагогических и информационных технологий;

· подготовка необходимых научно-методических и информационно-справочных материалов по различным вопросам учебного процесса;

· повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава по всем основным образовательным программам;

· повышение профессионализма, педагогической и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;

· создание электронных баз данных научно-методического совета и учебно-методических комиссий, содержащих требования Государственного образовательного стандарта, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы и др.;

· совершенствование нормативно-правовой базы методического обеспечения учебного процесса института.

Учебно-методическая комиссияпредназначена для учебно-методической координации подготовки студентов по каждой из специальностей (специализаций), организации научно-методической работы по отдельным учебным дисциплинам или их группам. Она осуществляет целенаправленную и систематическую деятельность по учебному, методическому и научному обеспечению преподавания учебных дисциплин.

На учебно-методическую комиссию возлагается решение следующих основных задач:

· рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин по специальности, организации и методики их изучения;

· выработка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ, тематических планов по каждой дисциплине;

· разработка календарных планов изучения учебных дисциплин;

· разработка методических рекомендаций по преподаванию учебных дисциплин;

· оценка и утверждение учебно-методических комплексов и учебных программ по всем дисциплинам специальности;

· разработка и внедрение инновационных форм и методов обучения и преподавания по специальности;

· совершенствование методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин;

· обсуждение тематики дипломных работ и проектов, программ и билетов выпускных государственных экзаменов, промежуточной аттестации обучающихся, форм текущего, в том числе месячного контроля;

· отражение в учебных программах и тематических планах изучаемых дисциплин воспитательных аспектов гуманистического содержания, элементов научно-методической работы и реализация их в ходе учебного процесса;

· участие в организации и проведении научно-методических и учебно-методических конференций, семинаров, дискуссий;

· рассмотрение программ различных видов практик, методики их организации и проведения;

· определение базовых учебников по учебным дисциплинам, перечня основной и дополнительной литературы;

· экспертиза и утверждение учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам специальности;

· изучение, обобщение и распространение методического опыта преподавания учебных дисциплин;

· совершенствование качества учебно-методической документации филиалов, факультетов и кафедр.

3.7. Содержание методической работы на факультете определяется соответствующим Положением. Факультет является структурным подразделением института, в котором общие методические задачи реализуются в конкретных формах и мероприятиях. На факультете отрабатываются, как правило, все те же методические документы, что и в институте, но применительно к своим специальностям и руководимым кафедрам. Методическая работа включается в план работы факультета и по своему объему, содержанию должна занимать промежуточное положение между методической работой института и кафедр. Методическая работа на факультете включается в качестве самостоятельного раздела в общий план его работы на учебный год и месяц.

Руководство методической работой осуществляет Совет факультета и декан факультета (его заместитель), непосредственную методическую работу проводят методисты факультета.

Деканат решает следующие задачи:

· руководит методической работой факультета и входящих в его состав кафедр, координирует ее с другими структурными подразделениями института;

· формирует и развивает методическое мастерство профессорско-преподавательского состава и методистов факультета;

· проводит научно-методические исследования по различным проблемам учебного процесса;

· организует и проводит контроль учебных и методических занятий;

· проводит педагогические и методические эксперименты, внедряет их результаты в учебный процесс;

· изучает и внедряет в учебную практику передовой педагогический и методический опыт;

· совершенствует качество учебно-методической документации.

3.8. Кафедра является центром методической работы в вузе и на факультете. На нее возлагается проведение всех видов учебных и методических занятий, осуществление комплексного методического обеспечения учебных дисциплин. Методическая работа на кафедре включается в качестве самостоятельного раздела в ее план на учебный год и месяц. На кафедре проводится целенаправленная и систематическая работа по накоплению, научному обобщению и внедрению в учебный процесс передового методического опыта, совершенствованию частных методик преподавания дисциплин и разработке учебно-методических материалов. Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя.

Методическая работа на кафедре включает:

· подготовку и проведение заседаний кафедры, методических совещаний и научно-методических семинаров;

· разработку и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;

· научно-методические исследования по вопросам обучения студентов и разработку частных методик преподавания учебных дисциплин;

· проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс;

· самостоятельную работу профессорско-преподавательского состава по повышению методического мастерства;

· проведение контроля учебных и методических занятий и др.

3.9. Ведущее место в методическом обеспечении учебного процесса принадлежит профессорско-преподавательскому составу кафедры.

Методическая работа преподавателя должна быть отражена в его индивидуальном плане. Она включает в себя:

· разработку учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам и подготовка их к изданию;

· переработку учебно-методических комплексов и подготовку их к изданию;

· разработку тематических планов изучения учебных дисциплин;

· переработку лекций;

· разработку планов для проведения групповых занятий;

· разработку методических материалов: тестов, заданий, вопросов, экзаменационных билетов и др.;

· разработку дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе;

· контрольные посещения заведующим кафедрой, его заместителем и профессорами кафедры учебных и методических занятий, проводимых профессорами, доцентами, преподавателями и ассистентами;

· участие в работе научно-методического совета и учебно-методических комиссий;

· участие в научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах;

· участие профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Профессорско-преподавательский состав кафедры обязан:

· вести на высоком профессиональном уровне методическую работу;

· организовать методическое обеспечение всех видов учебных занятий;

· повышать свой научно-методический уровень, совершенствовать методическое мастерство;

· повышать свою профессиональную квалификацию и проходить переподготовку;

· изучать и активно использовать опыт методической работы других преподавателей кафедр, факультетов, филиалов.

Обязательным учебно-методическим документом преподавателя является план проведения учебного занятия. Он включает: тему, учебные и воспитательные цели, номер учебной группы, время и место проведения, учебно-материальное обеспечение (литературу, дидактические мате­риалы и технические средства обучения), учебные вопросы и расчет времени, их содержание, вступительную и заключительную части. План подписывается преподавателем и утверждается заведующим кафедрой.

3.10. Основными формами методической работы вуза являются: учебно-методические и методические совещания, межкафедральные методические семинары и совещания, научно-методические конференции и семинары, методические занятия, педагогические и методические эксперименты.

Учебно-методическое совещание в институте проводится перед началом или в начале учебного года. Оно, как правило, начинается пленарным заседанием, на котором подводятся итоги работы за прошедший учебный год (семестр) и ставятся задачи на новый учебный год (семестр). При этом особое внимание уделяется вопросам учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, новым методам и приемам обучения и воспитания аспирантов и студентов. В основном докладе подводятся итоги учебной работы, конкурсов на лучшую кафедру и лучшего преподавателя (методиста). На пленарном заседании целесообразно представить вновь назначенных на должности преподавателей. Дальнейшая работа учебно-методического совещания проходит по кафедрам, на заседаниях которых подводятся итоги работы профессорско-преподавательского состава кафедр за прошедший период, определяются задачи на новый учебный год (семестр), рассматриваются и обсуждаются вопросы совершенствования преподавания учебных дисциплин, учебно-лабораторной базы и другие важные вопросы обучения студентов.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебного процесса: методики проведения учебных занятий, взаимосвязи смежных учебных дисциплин организации и проведения практики, подготовки выпускной квалификационной работы и др. Они организуются и проводятся на факультетах и кафедрах.

По отдельным частным методическим вопросам в течение учебного года под руководством декана (заместителя декана) факультетов проводятся межкафедральные методические семинары и совещания, на которых обсуждаются вопросы согласования программ учебных дисциплин, особенности методики проведения учебных занятий на всех формах обучения студентов, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация и проведение различных видов практики, организация и подготовка дипломных работ и проектов.

Научно-методические конференции и семинары проводятся на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научно-методических исследований по проблемам учебного процесса, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых информационных технологий, методов и средств обучения и др. На научно-методических конференциях разрабатываются рекомендации, утверждаемые должностными лицами, по решению которых они проводились.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам института, факультета и кафедры.

Инструкторско-методические занятияпланируются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики занятий, освоения новых, более эффективных педагогических технологий. Они проводятся перед профессорско-преподавательским составом кафедры, как правило, лектором по соответствующей дисциплине и ее разделам.

Инструкторско-методические занятияорганизуют и проводят заведующие кафедрами, их заместители, опытные профессора и доценты кафедры.

Инструкторско-методические занятия позволяют профессорско-преподавательскому составу кафедры уяснить организацию и методику изложения материала по учебной дисциплине (разделу, теме).

Показные занятия(мастер-класс) проводятся по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам и призваны передать профессорско-преподавательскому составу кафедры педагогический опыт, показать образцовую организацию и методику их проведения.

Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии всего профессорско-преподаватель­ского состава и аспирантов кафедры.

Открытые занятияпредставляют собой важную форму методических занятий, которые проводятся в целях изучения, обобщения и обмена опытом проведения учебного занятия, оказания помощи преподавателям и аспирантам в формировании и совершенствовании методики его организации и проведения.

Открытые занятия проводятся всеми преподавателями кафедры в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры.

Пробные занятияявляются одной из форм методических занятий, которые проводят начинающие преподаватели и аспиранты в присутствии профессорско-преподавательского состава кафедры в целях определения их подготовленности и допуска к самостоятельному проведению учебных занятий со студентами. На пробных занятиях рассматриваются организация и методика проведения учебных занятий по новым темам и вопросам, определяется целесообразность использования новых технологий обучения студентов.

Периодичность проведения методических занятий на кафедре должна быть, как правило, следующей:

· инструкторско-методические занятия – одно-два занятия за учебный год;

· показные занятия – не менее одного раза в семестр;

· открытые занятия – не менее двух раз в семестр;

· пробные занятия – по числу начинающих преподавателей и аспирантов.

Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры, протоколы которых хранятся на кафедре. Результаты проведенного методического занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий.

Педагогический и методический эксперименты – это специально организованная проверка того или иного метода и приема учебной деятельности в целях выявления его действенности и эффективности. Эксперимент предполагает рождение нового учебного и методического опыта, в котором активную роль должны играть предполагаемые и проверяемые педагогические новые знания.

Педагогический и методический эксперименты организуются по решению Ученого совета института (Совета филиала) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научно-методических исследований в области высшего профессионального образования, внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов обсуждаются на кафедре и на заседании Совета факультета.

План-программа педагогического и методического экспериментов включает: тему, время проведения эксперимента, группу студентов (аспирантов) и целевую установку. В плане-программе фиксируются: научная гипотеза, порядок проведения эксперимента, его результаты, их обработка и порядок обоснования выводов и рекомендаций по их реализации.

При проведении педагогического и методического экспериментов ведется протокол наблюдений и хронометрирование занятий. Данные о его результатах накапливаются в ходе бесед со студентами, анкетирования, проведения контрольных работ (летучек) и т. п.

Важной задачей анализа результатов эксперимента является оценка эффективности используемых приемов и методов обучения по определенным критериям.

Обработка данных эксперимента завершается формированием выводов и заключения, которые включают:

· заключение о реализации гипотезы, положенной в основу эксперимента, соотношение выводов с общей и частной гипотезой;

· четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;

· оценку степени надежности и обоснованности выводов;

· практические предложения о внедрении в практику учебного процесса результатов проведенного исследования.

3.11. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения студентов, оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в повышении их педагогического мастерства при учебном отделе института создается методический кабинети учебные кабинеты кафедр. Они ежемесячно планируют и проводят лекции, доклады, научные сообщения и консультации по вопросам обучения и воспитания, обеспечивают накопление научно-методических материалов, ведут библиографию, организуют выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета и учебных кабинетов организуются и проводятся занятия с молодыми преподавателями, аспирантами и студентами, а также с методистами факультетов.

Организация методической работы определяется соответствующими положениями и инструкциями, утверждаемыми ректором института (директором филиала), на основе которых разрабатываются соответствующая документация факультетов и кафедр, а также функциональные обязанности должностных лиц вышеуказанных подразделений.

3.12. Комплект дидактических материаловпредставляет собой совокупность натурных, печатных, рукописных (машинописных), графических и других носителей учебной информации, накопленных на кафедре по данной дисциплине и используемых при ее изучении.

Полнота комплекта и степень разработки каждого из его элементов, а также их соответствие современным требованиям являются одними из важных качественных критериев. Совокупность таких критериев и общий показатель обеспеченности учебных дисциплин дидактическими материалами в определенной степени позволяют оценить качество учебной и методической работы в институте.

Комплект дидактических материалов должен включать:

· учебную литературу: учебники, учебные пособия, тексты лекций, методические разработки, задачники, справочники и другие печатные материалы, необходимые для всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся;

· предметно-образные наглядные пособия: натурные объекты, макеты, модели, стенды и другие демонстрационные средства, используемые на занятиях;

· статические наглядные пособия: плакаты, карты, планы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы;

· динамические наглядные пособия: кинофильмы, видеофильмы, магнитофильмы;

· раздаточные материалы в виде копий схем, таблиц, графиков, размножаемых тем или иным способом на ротапринте, ротаторе, светокопированием и выдаваемых студентам на занятиях;

· материалы для контроля знаний: тесты, опросные карточки, бланки и другие материалы, используемые для текущего, промежуточного и итогового контроля студентов;

· материалы для планирования и организации самостоятельной работы студентов.

Состав и соотношение элементов комплекта дидактических материалов определяются содержанием учебной дисциплины, целями и задачами обучения, особенностями данного контингента обучающихся и творческими особенностями преподавателей.

Наглядные пособия представляют собой изобразительные средства учебного процесса, они играют вспомогательную, но важную роль в процессе обучения. Их главное назначение сводится к тому, чтобы способствовать активизации учебного процесса, облегчать преподавателю разъяснение, а обучающимся понимание и усвоение различных вопросов учебной программы.

Каждое из наглядных пособий, предназначенное к использованию при проведении аудиторного занятия, должно удовлетворять следующим требованиям: педагогической целесообразности и идейности; научности (отражать современное состояние изучаемой науки); доступности (соответствовать уровню подготовки обучаемых); содержательности (раскрывать теорию и перспективу развития); целостности (сохранять полноту восприятия); системности (воспроизводить материал в логической взаимосвязи); специализации (соответствовать профилю подготовки специалистов); композиционной стройности; эстетичности и принципам эргономики; экономичности и простоты в использовании.

Экспериментальная аудиторияпредназначается для обеспечения и проведения педагогических и методических экспериментов как с обучающимися, так и с оборудованием, используемым в ходе учебных занятий.

Экспериментальная аудитория предназначается для решения следующих задач:

· определения целесообразного комплекта технических средств обучения и компьютерной техники для учебных занятий по конкретной учебной дисциплине;

· выявления оптимальной последовательности использования технических средств обучения и компьютерной техники для наиболее эффективного достижения различных учебных и воспитательных целей;

· определения наиболее рациональной структуры и разме­щения технических средств обучения и компьютерной техники, вспомогательного оборудования в аудитории;

· определения требований к дидактическим материалам: по содержанию и техническому выполнению;

· выявления воздействия используемого комплекта технических средств обучения и компьютерной техники на уровень понимания обучающимися преподносимого материала;

· определения требований и содержания подготовки преподавателя к учебным занятиям в условиях комплексного использования технических средств обучения и компьютерной техники.

В соответствии с указанными задачами экспериментальная аудитория должна удовлетворять следующим требованиям:

· в аудитории должна быть предусмотрена возможность быстро и сравнительно просто изменять размещение рабочих мест и оборудования;

· иметь определенный избыток технических средств как по типам, так и по количеству и обеспечивать возможность проведения экспериментальной оценки и сравнения их дидактических и технических качеств;

· обеспечивать соответствие количества, расположения и оформления органов управления техническими средствами аудитории основным требованиям эргономики (минимальное число, удобство расположения и пользования, бесшумность и т. п.);

· обеспечивать возможность фиксации хода педагогического и методического экспериментов средствами звуко- и видеозаписи.

3.13.По каждой специальности создаетсяучебно-методический комплекс,включающий:

· Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности;

· рабочий учебный план по специальности;

· оперативный учебный план по семестрам и годам обучения по специальности;

· программы учебных дисциплин;

· программы практик;

· фонд оценочных средств итоговой государственной аттестации;

· программы государственных экзаменов;

· методические указания (руководство) по выполнению дипломных работ и проектов;

· методические указания (руководство) по проведению итоговой государственной аттестации.

3.14. По каждой учебной дисциплине кафедры разрабатывается учебно-методический комплекс, включающий:

· требования Государственного образовательного стандарта (дидактические единицы) по учебной дисциплине;

· программу учебной дисциплины;

· календарный план изучения учебной дисциплины;

· фондовый курс лекций (конспект, тезисы);

· тематические планы изучения учебной дисциплины (по всем формам и срокам обучения);

· учебно-методические указания (разработки) по проведению семинарских и практических занятий;

· учебно-методические указания (разработки) по самостоятельной работе студентов;

· учебно-методические указания (разработки) для студентов заочной формы обучения;

· методические указания по подготовке курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом);

· график самостоятельной работы и текущего контроля знаний студентов по учебной дисциплине;

· тестовые материалы;

· экзаменационные билеты (вопросы к зачету) для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине;

· карту обеспеченности студентов учебной литературой по учебной дисциплине;

· учебно-методические и информационные материалы (методические рекомендации по подготовке рефератов, по подготовке к зачетам (экзаменам); учебно-методические пособия по преподаванию и изучению учебной дисциплины; информационно-дидактические материалы для ТСО;

· обучающие программные средства; альбомы схем и других наглядных пособий и т.д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.