Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему у животных родители и дети не узнают друг друга, когда эти последние не имеют более нужды в их внимании?



– «Животные живут жизнью матерьяльной, а не нравственной. Нежность матери к своим малышам имеет основой инстинкт сохранения существ, которым она дала жизнь; когда существа эти могут сами позаботиться о себе, то её задача оказывается выполненной, и природа от неё не требует большего; поэтому она оставляет их, чтобы заняться вновь родившимися.»

Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более, чем результат общественных нравов, а не закона природы; что мы должны об этом думать?

– «У человека иная судьба, чем у животных; к чему, стало быть, всё время желать его уподобить им? У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость совершенствоваться; для этого необходимы общественные связи, а семейные узы их укрепляют: вот почему для человека семейные узы – закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.» (См. N 205).

Каков был бы для общества результат ослабления семейных связей?

– «Обострение эгоизма.»

 

Глава Восьмая

ЗАКОН ПРОГРЕССА

 

Природное состояние – Движение прогресса – Выродившиеся народы – Цивилизация – Прогресс человеческого законодательства – Влияние Спиритизма на прогресс

Природное состояние

Природное состояние и закон природы, одно ли это и то же?

– «Нет, природное состояние есть состояние изначальное. Цивилизация несовместима с природным состоянием, в то время как закон природы содействует прогрессу человечества.»

Примечание. Природное состояние – это детство человечества и исходная точка его умственного и нравственного развития. Так как человек способен к совершенствованию и несёт в себе зародыш своего улучшения, то он вовсе не предназначен к тому, чтобы вечно жить в природном состоянии, равно как и к тому, чтобы жить в вечном детстве; природное состояние переходно, человек выходит из него по мере прогресса и цивилизации. Закон природы, напротив того, управляет всем человечеством, а человек улучшается по мере того, как он начинает лучше понимать и лучше претворять этот закон.

Поскольку в природном состоянии у человека меньше потребностей, то он и не имеет всех тех треволнений, какие создаёт себе в состоянии более продвинутом; что думать о мнении тех, кто рассматривает это состояние как состояние самого совершенного блаженства на земле?

– «Что ты хочешь! это счастье свиньи; есть люди, кои и не понимают иного. Это быть счастливым на звериный лад. Дети также более счастливы, чем взрослые.»

Может ли человек вернуться назад к природе?

– «Нет, человек должен постоянно прогрессировать, и он не может вернуться в детство. Если он прогрессирует, то потому, что того хочет Бог; думать же, будто он может вернуться к первоначальному состоянию, значило бы отрицать закон прогресса.»

Движение прогресса

Черпает ли человек в себе силу, побуждающую его к прогрессу, или же прогресс есть лишь продукт некоего обучения?

– «Человек сам естественно развивается; но не все прогрессируют в одно время и одинаковым образом; тогда-то наиболее продвинувшиеся и помогают прогрессу других в общественном соприкосновении.»

Всегда ли нравственный прогресс следует за прогрессом интеллектуальным?

– «Он есть следствие его, но он не всегда сразу же следует за ним.» (См. NN 192-365).

– Как интеллектуальный прогресс может привести к прогрессу нравственному?

– «Давая понять добро и зло; человек тогда может выбирать. Развитие свободы воли следует за развитием ума и увеличивает ответственность в своих действиях.»

– Как происходит тогда то, что наиболее просвещённые народы зачастую оказываются и самыми извращёнными?

– «Полный прогресс есть цель, но народы, как и отдельные люди, подходят к нему лишь постепенно. И пока в них не развилось моральное чувство, они даже могут пользоваться умом для того, чтобы творить зло. Нравственность и ум суть две силы, коие уравновешиваются нескоро и не сразу.» (См. NN 365-751).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.