Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ



Для нормального развития ребенка необходим своевременно уста­новленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, после родов уси­ливается благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка, которая вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу. Запаздывание начала контакта ребенка с матерью (из-за преждевременных родов, заболеваний матери и ребенка, родово­го травматизма) приводит к эмоциональному обеднению детей.

Однако, помимо известного «импритинга» в настоящее время возни­кает целый ряд психосоциальных проблем еще до рождения ребенка. Выяснено, что процессы социализации начинаются внутриутробно, поскольку известны сроки формирования функций у плода: кожная чувствительность возникает с 7 нед, вестибулярная — с 12 нед, вкусовая — с 14 нед, слуховая — с 16-18 нед внутриутробного развития. Внутри­утробно дети также «улавливают» психологическое отвержение матери, г.е. происходит социализация на уровне «мать-плод». Кроме того, сов­ременные социальные проблемы периода новорожденности включают алкогольный синдром, синдром отмены наркотиков, внутриутробное заражение болезнями, передаваемыми половым путем, внутриутробное инфицирование ВИЧ, атипичной флорой, в том числе от домашних и экзотических животных.

Особую категорию составляют недоношенные дети. Современная медицина позволяет выхаживать детей с массой тела 500 г и больше.


Этот процесс требует больших материальных затрат не только от обще­ства, но и семьи. У недоношенных детей выше частота развития тяже­лой патологии (врожденных аномалий, пороков, неврологических и психических заболеваний), что определяет необходимость длительной реабилитации, которая тоже требует больших материальных затрат. К отдаленным последствиям недоношенности относят умственные или личностные дефекты, препятствующие нормальной адаптации, т.е. воз­никает необходимость воспитания и обучения таких детей в специали­зированных детских учреждениях. Психосоциальные нарушения как неблагоприятный исход недоношенности зависят не только от гестаци-онного возраста, массы тела ребенка при рождении, осложнений бере­менности и родов, но и от социального статуса семьи потому, что в ос­новном реабилитацию проводит мать.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Для детей в этом возрасте наиболее существенна организация вска­рмливания грудью, которое служит предпосылкой к дальнейшей соци­ализации. Доказано, что естественное вскармливание позволяет сфор­мировать личность, устойчивую к стрессам. Кормление грудью опреде­ляет социализацию по типу «мать — ребенок». К концу периода грудно­го возраста очень важно становление 2-ой сигнальной системы — речи, как основной социальной функции. В медицинском аспекте большую проблему в этом возрасте представляет туширование психических на­рушений неврологической патологией. В настоящее время возникли новые социальные проблемы грудного возраста.

• «Нежеланные» дети: при хроническом отвержении ребенка матерью
формируется психологическая доминанта «нежеланного» человека.

• Усыновленные дети: при подсознательном распознании не биоло­
гической матери возникает конфликт между внутриутробным отверже­
нием и окружающей любовью.

Для успешного преодоления обеих проблем их необходимо разре­шить в первые 2 года жизни.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Ранний возраст характеризуется социализацией на уровне «ребенок — другие взрослые». 2-ой год жизни — особый для воспитания, потому что формируются наиболее сложные функции мозга. Быстро соверше­нствуется речь, развивается познавательная деятельность, определяют­ся характер и поведение ребенка, повышаются выносливость и предел работоспособности, двигательная активность, вырабатываются психи­ческие реакции, способствующие адаптации к окружающей обстановке.


На 3-ем году эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявлений. Появляется не только капризность, но и удивле­ние, страх, застенчивость, отрицательные эмоции носят характер «исте­рических бурь», вплоть до аффективных припадков.

Ранний возраст — период становления самостоятельности, когда формируются не только навыки, но и происходит развитие активности, ориентировки и целесообразности приспособления к окружающей сре­де. Недооценка воспитания в раннем возрасте приводит к формирова­нию социально неблагоприятных синдромов.

• Гиперопека (или гиперпротекция) лишает ребенка самостоятель­
ности, инициативы, в дальнейшем — чувства ответственности и долга.
Формируются повышенные претензии к окружающим лицам, а отсут­
ствие их реализации приводит к срыву социальной адаптации. Частный
вариант синдрома гиперопеки — «культ болезни» в семье ребенка с хро­
ническим заболеванием или дефектом развития.

• Гипопротекция — весьма серьезная социальная ситуация, при ко­
торой отсутствуют внимание к ребенку со стороны взрослых, воспита­
тельные воздействия. Бесконтрольность его поведения может приво­
дить порой к трагическим последствиям. Частный случай гипопротек-
ции — «синдром жестокого обращения к ребенку».

Медико-социальные проблемы раннего возраста включают высокий травматизм. Двигательная активность детей огромна, а контроль адек­ватности движений и поступков минимален. В познании мира ребенком участвуют все анализаторы (и рецепторный аппарат ротовой полости в том числе), что приводит к попаданию инородных тел в дыхательные пути и частым отравлениям.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В дошкольном возрасте социализация происходит по горизонталь­ному уровню «ребенок — сверстники». В этом возрасте воспитание ста­новится главным элементом ухода за детьми. Игра лежит в основе обу­чения навыкам трудовой деятельности. У детей очень высока воспри­имчивость к обучению и перенятию навыков. В этом периоде возника­ет первое упрямство, когда желания родителей, воспитателей и ребенка могут впервые не совпадать.

К концу периода дошкольного возраста кора головного мозга ребенка идентична коре головного мозга взрослого человека. Совершенствуется функция синтеза головного мозга. Интенсивно развивае гея интеллект, фор­мируется четкий ритм перехода от одного вида деятельности к другому. Де­ти начинают владеть своими чувствами и эмоциями, возникает воля, появ­ляется мотивация к целенаправленному обучению, т.е. мотивация к школе.


В социальном плане дошкольный возраст — это период организован­ного детства, когда помимо социальных проблем семьи начинают ска­зываться социальные проблемы общества в целом. Педагоги называют этот период «временем упущенных возможностей», так как в это время особенно важно обнаружить и раскрыть талант ребенка. В семье и детс­ких образовательных учреждениях для этого необходимо достаточное материальное обеспечение.

Современной проблемой дошкольного возраста служит «синдром де­фицита внимания с гиперактивностью». Это «трудные» дети дошкольно­го возраста, у которых четко выявляют психометрические нарушения. В медико-социальном плане очень важны нарушения речи, которую наря­ду с координацией движения руки считают школьно-значимой функцией.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В младшем школьном возрасте характерна стабилизация навыков, полученных ранее. Формируются чувство долга, ответственности, необ­ходимости завершения начатого дела. Этому способствуют школьные занятия и ритм жизни, которые тренируют усидчивость, системность в работе. Физиологи считают период младшего школьного возраста наи­более спокойным в развитии высшей нервной деятельности ребенка. В то же время в этом возрасте резко снижаются показатели здоровья де­тей: среди них только 35% не имеют нарушений в плане психического здоровья. Наиболее частая причина возникновения психосоциальных нарушений — школьная дезадаптация, проявляющаяся нарушениями поведения и дефектами формирования письменной речи.

В плане психосоматической патологии значимы школьно-зависи­мые функции: нарушения зрения, нарушения осанки, функциональные нарушения со стороны органов кровообращения и пищеварения.

В младшем школьном возрасте появляется половой интерес и имен­но этот возраст бывает критическим для начала полового воспитания. Чрезвычайно важны в этом возрасте друзья в окружении ребенка, пос­кольку он разделяет их взгляды, делится с ними своими взглядами охотнее, чем с родителями. Это возраст объединения в социальные группы детей, дефицит которых служит проблемой любого общества. В младшем школьном возрасте появляется стремление иметь свои деньги, а значит, начинается поиск их источника. Временная оплачива­емая работа в нашей стране детям мало доступна в силу жесткого тру­дового законодательства. В связи с этим становятся реальными вариан­ты противоправного получения денег.


СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Лица старшего школьного возраста — основная группа социальной дезадаптации, к которой приковано внимание общества в настоящее время. К основным психологическим особенностям подросткового воз­раста относят диспропорциональность уровня и темпов психического развития на фоне бурных нейрогуморальных процессов пубертатного периода. Подростки часто проявляют полярные качества психики: са­моуверенность — ранимость и неуверенность в себе, возвышенность чувств — циничность, рационализм и жестокость, целеустремленность — импульсивность. Переход от детства и опеки к самостоятельности при слабой сформированное™ личности служит причиной особой уязви­мости к неблагоприятным влияниям окружающей среды, тем более что к старшему школьному возрасту здоровыми физически остаются толь­ко 20% молодых людей.

В этом возрасте по мере формирования способности к самооценке и усложнения механизмов субъективных эмоциональных переживаний, в том числе и на почве полового влечения, наступает этап аффективного реагирования: превалируют страх и повышенная возбудимость как уни­версальные формы ответа на неблагоприятные воздействия. Из-за это­го нередки случаи суицидных попыток. Девушки чаще пытаются покон­чить жизнь самоубийством, однако число случаев, заканчивающихся летальным исходом, выше среди мальчиков. Возникновение проблем подросткового возраста, неспособность решить их самостоятельно, уве­личившаяся доступность наркотиков резко повысили частоту их при­менения подростками, что ведет к неизбежному появлению физических и психических последствий. Сопряженной проблемой служит поиск путей получения денег на наркотики, приводящие к антиобществен­ным, противоправным действиям (грабеж, насилие, распространение наркотиков, проституция). Увеличилась распространенность среди мо­лодежи также и других вредных привычек (курение и алкоголь). К со­жалению, растет частота курения и употребления алкоголя у девочек, что приводит к ухудшению репродуктивного здоровья, в первую оче­редь девушек. Современная особенность здоровья девочек — гипомен-струальный синдром и аменореи. Помимо вредных привычек в генезе серьезных гинекологических нарушений имеют значение гонадотокси-ческое действие ксенобиотиков (вследствие неблагоприятной эколо­гии), нарастание тяжести йодной эндемии, (задержка полового созрева­ния), синдром «отличниц» (гипоксия, гиперкапния, гиподинамия, веге-тосоудистая дистопия), венерические заболевания. Активная ранняя половая жизнь у девушек не сочетается с первичной профилактикой и использованием эффективных контрацептивов.


Ухудшение качества питания — одна из причин «трофологического синдрома», характеризующегося низкой массой тела при нормальном росте, что в 5,3 раза повышает риск развития хронической патологии, в том числе психической.

Из-за воздействия неблагоприятных факторов внутришкольной среды (превышение фактической вместимости школ, занятия в 2 сме­ны, нарушение гигиенических норм) и обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи и другие учреждения) значительную проблему сос­тавляет современная система образования. Рост объема и сложности информации приводит к невротизации 80-90% детей, обучающихся в учебных заведениях нового типа.

Стресс и депрессия, как особая форма стресса, служат причиной психоневротических состояний, хронической соматической патологии и девиантных форм поведения. Депрессия у детей проявляется синдро­мом потери активности, ощущением собственной ничтожности и беспо­лезности, расстройствами сна и аппетита, поведенческими проблемами и психосоматическими жалобами.

Перечисленные проблемы имеют не только медицинский характер, но и тормозят социально-экономический прогресс и интеллектуальный потенциал общества из-за снижения у детей возможности получения образования (23%), ограничения в выборе профессий (до 50%), сниже­ния годности к воинской службе (28%), ограничения репродуктивных возможностей (до 36%).

Работа по профилактике психосоциальных проблем у детей имеет свои особенности, поскольку она составляет в широком смысле профи­лактическую педиатрию — систему социальных, гигиенических и меди­цинских мер, направленных на обеспечение здоровья детей. На госуда­рственном уровне конкретные задачи первичной профилактики психо­социальных проблем определяют следующие положения.

• Дети имеют право на любовь, психологическую поддержку и ува­
жение (уровень профилактики «семья через общество»).

• Дети нуждаются в материальном обеспечении процесса роста и
развития (уровень профилактики «государство»).

 

• Необходимы меры по стимуляции физиологического развития
(уровень «государство»).

• Дети нуждаются в комплексе защитных мер для сохранения здо­
ровья (уровень «государство через всю медицинскую помощь»).

На общемедицинском уровне профилактика включает определение факторов риска, раннее и активное выявление отклонений в здоровье детей и их медико-педагогическую коррекцию. Эти мероприятия сос­тавляют задачи первичного звена здравоохранения, включая школьную


медицину. Большим шагом вперед в решении этих проблем послужило формирование принципиально новой структуры медицинской помощи подросткам и их «передача» в детские поликлиники, согласно введен­ному с 1999 г. в действие приказу МЗ РФ № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Профилактика включает и предупреждение инвалидизации, абили-тацию и реабилитацию больных хроническими заболеваниями детей. Конкретное содержание профилактики отклонений в психическом здо­ровье зависит от следующих причин роста психосоциальных наруше­ний у детей.

• Увеличение количества семей с медико-социальным риском, а так­
же снижение государственной поддержки этих семей.

• Снижение уровня жизни населения.

• Ранняя «социализация» детей.

• Отсутствие психологической поддержки детей в стрессовых и
экстремальных ситуациях.

• Несовершенство медицинскою обслуживания подростков.

• Свертывание детско-юношеского спорта.

• «Техногенные» перегрузки.

• Ухудшение качества питания.

• Рост зобной эндемии.

• Уменьшение профилактических программ в поликлиниках.

Необходимо подчеркнуть, что сохранение психологического здо­ровья детей и подростков задача не только медицинская, но и общест­венная, поэтому она должна решаться на государственном, межведом­ственном уровне.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.