Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Синтезатор - Реалист (С-Р)



Комбинация С-Р - самая противоречивая и поэтому, вероятно, самая редкая. У нас даже закрадывается подозрение, что она образуется не естественным путем, а искусственно, когда Синтезатор (или Реалист) по каким-то причинам стремится овладеть противоположным по духу стилем и это ему удается.

Как вы помните, Синтезаторы и Реалисты находятся на противоположных концах стилевого спектра мышления. Системы ценностей, познавательные установки и мотивы, мыслительные стратегии Синтезаторов и Реалистов в большинстве отношений вступают в противоречие. Из этого следует, что лица, обладающие выраженной комбинацией С-Р (т.е. получившие высокие оценки по двум этим стилям при тестировании), могут переживать сильный внутренний разлад.

Сидящий внутри С-Р Реалист, оценив с точки зрения имеющихся у него объективных фактов ситуацию как достаточно ясную, склонен действовать. "О чем тут еще размышлять?" В этот момент и раздается внутренний голос Синтезатора: "Постой! Ты уверен, что все эти твои факты столь ясны и однозначны, как тебе кажется? Вас, Реалистов, легко обмануть видимостью. А действительность может оказаться совсем иной".

Способ, которым С-Р удается разрешить этот внутренний конфликт и занять определенную позицию, очень легко описать, но совсем не просто освоить и преднамеренно использовать. Что требуется, так это сделать паузу, сказав себе: "Стоп! Давайте разберемся, и по возможности без эмоций." И - разобраться, сосредоточившись на спорных аспектах проблемы или ситуации. Результатом должен быть рациональный, совершенно сознательный выбор стратегии. Если стоящую перед С-Р проблему можно (подумав!) отнести к классу хорошо определенных, объективных, допускающих эмпирический анализ, то рекомендуется применять "реалистические" стратегии. Когда проблема плохо определена, слабо структурирована, нагружена субъективными факторами и противоречиями, лучше воспользоваться стратегиями из арсенала Синтезатора. Короче, для снижения внутреннего напряжения С-Р следует, по возможности, сознательно распоряжаться своими объединенными стратегическими ресурсами. И, пожалуй, трудно найти кого-то еще, кроме С-Р, кому овладение методами самоанализа и саморегуляции было бы столь полезным. Кстати говоря, у С-Р есть неплохие предпосылки для освоения рациональной саморегуляции - наличие объединяющей Синтезаторов и Реалистов потребности контролировать ситуацию (точнее, разные ее аспекты).

Комбинация С-Р оказывается эффективной, когда ее обладатели свободно играют на инструментах "син-тезаторской" и "реалистической" группы да еще и умело дирижируют собственным оркестром. При правильной оркестровке двух стилей в комбинации С-Р они не мешают друг другу, а начинают работать в комплиментарной манере.

Потенциальная сила этой комбинации берет начало в свойственных обоим входящим в нее стилям остроте действия, стремлении сразу взять быка за рога, мощной смеси мотивации изменения и достижения. Например, школьный учитель С-Р, будучи силен в теории как преподаваемого предмета, так и педагогики и психологии, одновременно глубоко заинтересован в практическом приложении своих знаний и, вероятно, сможет объяснить своим ученикам многие сложные вопросы современной науки. Обобщенный профессиональный образ С-Р - это так называемый "творческий антрепренер": человек с огромным стремлением к неортодоксальному, но твердому достижению конкретных результатов. Если он принял решение о направлении действий, то продвигается в этом направлении мощно, дерзко, с выдумкой, хотя и понимает, что движение в противоположном направлении, вероятно, могло бы быть столь же плодотворным.

Самый большой потенциальный минус комбинации С-Р - парализующая сознательную волю амбивалентность. Когда С-Р ясно видит две разные, но одинаково привлекательные для него (точнее, для сидящих в нем Синтезатора и Реалиста) дороги, он может вообще оказаться неспособным сдвинуться с места. Или (чтобы прервать свои мучения) может выбрать новый и необычный путь "по бездорожью", махнув на все рукой или бросив монетку. Типичная ситуация Буриданова осла, и не менее типичное ее решение. Однако подчеркнем, что это именно потенциальная опасность, подстерегающая прежде всего С-Р с низким уровнем самоуправления.

Итак, мы закончили описание парных комбинаций. Несколько непрошенных, но полезных советов.

Не следует использовать эти описания комбинаций (как, впрочем, и чистых стилей) в качестве готовых, законченных характеристик. Мы напоминаем об этом, поскольку подобная порочная практика, ничего общего с серьезной психодиагностикой не имеющая, получила широкое распространение. Еще хуже, когда такие "характеристики" просто вводятся в персональный компьютер в связке с опросником и ключом к нему, а получившийся "компот" выдается за освоение новых технологий. Являясь сторонниками компьютерной психодиагностики и имея некоторый опыт работы в этой

области, мы с полной ответственностью заявляем, что для создания даже такой относительно простой диагностической экспертной системы, как "Диагностика СМ" (а ее вполне можно создать), информации, содержащейся в этой книге, недостаточно. Конечно, если вы хотите получить надежную систему, а не очередную компьютерную забаву. Но мы и не ставили своей целью дать здесь информацию такого характера.

Приведенные описания стилей, чистых и комбинированных, представляют собой концептуальные опоры, схемы для составления характеристики конкретного человека. Ведь в них, помимо перечня качеств мышления, мотивации и личности, содержатся различного рода пояснения и даже примеры. И предназначены они прежде всего для того, чтобы вы смогли как можно полнее и точнее понять сущность каждого стиля мышления и все их возможные комбинации. Это - задача номер один.

Начинать лучше с себя. Построив по результатам тестирования свой профиль, прочитайте сначала описание соответствующих чистых стилей, а затем (если нужно) и описание свойственной вам их комбинации. Важно не забыть и о тех стилях, которыми вы пренебрегаете. Обязательно нужно внимательно ознакомиться с характеристиками основных стратегий тех стилей, которые получили акценты в вашем профиле.

Только после такой нелегкой работы можно приниматься за составление первой психологической характеристики - вашей собственной. Теперь у вас есть вся информация для того, чтобы успешно справиться с этой задачей: необходимая лексика и специальная терминология, примерная структура, определяющая порядок и глубину описания стилей и входящих в них стратегий. Не забывайте о Приложении, где резюмировано основное содержание книги.

Начиная делать наброски будущей характеристики, прикиньте на себя описание соответствующих стилей и выделите те качества и стратегии, которые, по-вашему, наиболее близки вам; отметьте и те, которые вы за собой не числите. От последних не спешите отказываться. Попробуйте поискать подтверждение или опровержение в ваших ответах на опросник; используя ключ, вы легко можете узнать, к какому стилю относится тот или иной вариант ответа. Если и это не поможет, попытайтесь установить истину с помощью тех, кто вас хорошо знает. Задайте им необходимые вопросы. Не правда ли все это напоминает первую примерку в ателье, где вы заказали себе пальто?

Настало время писать характеристику. Мы специально не приводим образцов: как показывает опыт, профессионалам они не нужны, а новичкам вредны, ибо гипнотизируют их. Ведь от предложенного шаблона отделаться удается не многим. А объективная и точная психологическая характеристика - это штучный товар, причем ручной работы. Поэтому пишите, как писали бы служебную характеристику, с которой наверняка сталкивались не раз. В конце концов, пишите так, как пишется. Здесь тоже важно почувствовать свой стиль, особенно свои слабые стороны, чтобы затем их компенсировать. Ваша задача - научиться характеризовать стиль мышления интересующих вас людей для внутреннего, так сказать, пользования. И не забывайте о величине и соотношении оценок, полученных по каждому из описываемых вами стилей. Не будьте слишком категоричными в суждениях, используйте для нюансировки такие слова, как "иногда", "редко", "часто", "возможно" и т. д.

Готовую, теперь уж действительно индивидуальную характеристику обсудите со своими близкими, друзьями или с теми людьми, кому вы доверяете. Возможно, вы что-то исправите после разговора с ними. Но главное, вы заинтересуете их и приобретете благодарных "клиентов", которые с удовольствием заполнят опросник "СМ", чтобы узнать и о себе. После того как вы, повторив всю процедуру, составите характеристики и на них, можете спокойно отправляться в самостоятельное плавание. По меньшей мере, с 85% "клиентов" вы справитесь без особого труда, а как совладать с остальными 15%, узнаете чуть ниже. И не упускайте малейшую возможность тренировать навыки визуальной диагностики. Увы, не все захотят (а некоторые не смогут) заполнять какой-то там опросник. Поэтому, если вы нашли желающего это сделать, попробуйте предугадать результат и набросайте хотя бы краткую, черновую характеристику, а затем сравните с профилем, построенным по данным опросника. Со временем ваши глаза и уши плюс, естественно, голова смогут во многих случаях заменить последний.

Вернемся к нашим 15% людей, доставляющих наибольшие хлопоты при интерпретации их результатов. Сюда входят обладатели "трехглавых" и "плоских" профилей.

Начнем с "трехглавых", т. е. тех, у кого оценки по трем стилям находятся в интервале от 60 баллов и выше.

Можно было бы достроить нашу квадратную карту "страны стилей мышления" до куба, выделить все значимые трехчленные комбинации и описать их примерно так же, как мы только что проделали это с двухчленными комбинациями. Кто хочет, может попробовать. Мы - не будем. И не потому, что "трехглавых" всего 2% (от общего числа обследованных).

Главная причина в том, что нюансов в трехчленных сочетаниях гораздо больше, чем в двухчленных. Если бы мы решились их здесь описать, даже на том же уровне полноты, какой нами принят в данной книге, это значительно увеличило бы ее объем. А если ограничиться описаниями, без анализа вариантов и комментариев к ней, это так и останется в сознании большинства как непреложная истина. Первого мы допустить не можем, а второго - не хотим.

В принципе, у вас есть вся необходимая и достаточная информация для самостоятельной интерпретации "трехглавых" профилей. Алгоритм тот же, только к "соли и перцу" вам придется добавить третью приправу, например "горчицу" или что-то другое, по вашему вкусу.

Следующие несколько соображений помогут вам правильно понять "трехглавых" и, надеемся, уберегут от грубых ошибок в описании их особенностей.

Во-первых, желательно убедиться в надежности получения результатов или, иначе, в "правильности" ответов кандидатов в "трехголовые мыслители". Проблема надежности опросника "СМ", которой его авторы, А. Харрисон и Р. Брэмсон, не касаются в своей книге, дает о себе знать, начиная с трехчленных комбинаций. Когда у кого-то оценки по трем входящим в комбинацию стилям колеблются у отметки 60 баллов, а оценки по двум оставшимся стилям примерно одинаковы (где-то в диапазоне 45-50 баллов), то кроме вывода о разносторонности такого человека (в смысле владения разнообразными мыслительными стратегиями) появляется вопрос: а не свидетельствует ли такое "расползание" оценок по всему спектру стилей, что этот человек или не понял изрядную часть суждений, предлагаемых ему для выбора в опроснике "СМ", или не смог выбрать адекватные своему умственному складу суждения из-за недостатка жизненного опыта, плохого знания себя и т. д.)? А может быть - просто не захотел сообщить о себе правду? Ведь в нашей практике были случаи, когда после обстоятельной беседы с предполагаемыми (по результатам тестирования) "трехглавыми" некоторые из них, после "охов" и "ахов" по поводу того, что они "не так поняли", теряли одну "голову" и превращались в заурядных "двухглавых", а один вообще оказался типичным Реалистом. Поэтому при истолковании слабоак-центированных "трехглавых" профилей следует проявлять известную осторожность и, по возможности, проверять результаты либо путем качественного анализа ответов на опросник "СМ", либо посредством сбора дополнительных, уточняющих сведений. Однако нельзя ни на секунду забывать о другом: не было бы и проблемы, если бы не существовало подлинных "трехголовых мыслителей" с самой разной выраженностью стилей. Гоните прочь излишнюю подозрительность!

Во-вторых, необходимо учитывать качественное соотношение стилей в комбинации. Как вы уже знаете из описаний парных комбинаций, сидящие в наших головах независимые, суверенные "мыслители" иногда успешно сотрудничают, увеличивая наши интеллектуальные возможности, а иногда - с трудом терпят друг друга или, хуже того, конфликтуют, парализуя движение мысли. Отношения в "тройках" - еще сложнее (например, возможны временные союзы-блоки "двух" против "одного"). Разные "тройки" сами по себе отличаются по степени внутреннего согласия, например: С-И-Р и П-А-Р. В одних "тройках" стили действуют как лебедь, рак и щука; в других - более сине-ргично, как головы Змея Горыныча. А пара "отверженных", не забыли? Важно знать, "кто есть кто в этой паре и в каких отношениях она с тройкой "фаворитов". Если удается нащупать истинное качественное соотношение стилей у "трехглавых", многое можно понять и предсказать в их поведении.

В-третьих, следует обратить внимание на количественную степень выраженности стилей, входящих в "тройку". Если оценки по одному или двум стилям относительно высоки (более 70 баллов), а по оставшимся (двум или одному) близки к 60 баллам, то можно попробовать свести интерпретацию такой "тройки" к чистому стилю или парной комбинации, прокомментировав слабо выраженный стиль (или стили) как возможный, дополнительный к основному вариант поведения. Этим не следует злоупотреблять, но когда не удается постичь точный смысл сложной "тройки", лучше пойти на упрощение, чем окончательно запутаться. Ведь и при таком грубом подходе можно оценить хотя бы главную ось интеллектуального склада человека, пусть без важных нюансов. Лучше знать что-то, чем ничего.

Наконец, в-четвертых, характеризуя "трехголового мыслителя", полезно рассмотреть положительную и отрицательную стороны самой по себе "триады". Преимущество обладателей "трехглавых" профилей состоит, по-видимому, в том, что их интеллектуальный стратегический арсенал шире, чем у представителей чистых стилей и "двухглавых". Иными словами, они, при прочих равных условиях, оказываются более разнообразными в своих подходах, гибкими как в понимании, так и в реагировании на поведение других людей и происходящие события.

Недостатком всех "триад" оказывается практически обязательное пренебрежение или даже активное отвер-гание двух не вошедших в "тройку" стилей. То, что у "чистых" или "двухглавых" является возможным, у "трехглавых" - неизбежным, обусловленным процедурой выбора из ограниченного множества вариантов. Следовательно, слабым местом "трехглавых" оказывается неприятие, непонимание или недооценка каких-то подходов и стратегий, которые могут быть весьма эффективными для решения определенных проблем. Если вы сами принадлежите к клану "трехглавых", знание своих "слепых пятен" поможет, при желании, пересмотреть ваше отношение к "отверженным" и найти способ заставить их работать на вас, а значит, пополнить свою интеллектуальную экипировку. Другим, составляя на них характеристику, можно дать соответствующие рекомендации.

"Плоский" профиль

Это интересное явление вполне заслуживает особого разговора, хотя и не часто встречается (около 13% опрошенных). Мы поступим следующим образом: сначала представим точку зрения американских коллег на сущность "плоского" профиля, а затем предложим вам свои дополнения и поправки.

А. Харрисон и Р. Брэмсон полагают, что лица с "плоским" профилем стилей мышления являются, по сравнению с другими, более "адаптивными" (в широком смысле), поскольку имеют возможность использовать более разнообразные подходы и стратегии. Однако они менее устойчивы и предсказуемы в своих мыслях и действиях, а значит, и труднее распознаваемы сравнительно с теми, кто отдает сильное предпочтение каким-то отдельным стилям. Внешне их поведение ближе всего к поведению Прагматиков. Но есть и важное различие между ними. С увеличением степени выраженности своего стиля Прагматики все чаще используют свой инкрементальный подход сознательно, целенаправленно, тогда как лица с "плоским" профилем прибегают к тому или иному набору стратегий либо под давлением обстоятельств, либо более или менее случайно, не осознавая и не обосновывая свой "выбор".

Есть у обладателей "плоского" профиля "проблема" поведенческого характера. По данным А. Харрисона и Р. Брэмсона, такое качество личности, как харизма[66], положительно коррелирует с высокими оценками по отдельным шкалам опросника "СМ" (иначе говоря, с сильным предпочтением каких-то стилей мышления). Они не приводят величину коэффициента корреляции, однако утверждают, что лица с сильным личным влиянием на других, с устойчивым рисунком поведения (нравящимся или даже не нравящимся), в тенденции обнаруживают сильное устойчивое предпочтение определенных стилей мышления. Поведенческий образ человека с "плоским" профилем - это образ "приятного, хорошего человека", который ладит практически со всеми и движется за (вместе с) потоком событий. Будет ли такой "стиль" восприниматься конкретным человеком как недостаток или, наоборот, достоинство, в значительной мере зависит от его системы ценностей.

Первое и основное наше дополнение касается проблемы надежности диагностики лиц с "плоским" стилевым профилем с помощью опросника "СМ". Здесь она еще острее, чем в случае с "трехглавыми". Дело в том, что проще всего получить "плоский" профиль, заполняя опросник случайным образом, "от фонаря". Причины такого заполнения, как вы уже знаете, могут быть разными: от непонимания задания до сознательной фальсификации. Как показывает наш опыт, чаше всего липовый "плоский" профиль появляется в тех случаях, когда опросник "СМ" заполняют лица с низким уровнем образования (или очень низким, на грани нормы, уровнем интеллекта). Таких случаев немного на фоне подлинных "плоских" профилей, однако они есть и следует быть готовым к их появлению при широком использовании опросника "СМ".

Второе дополнение касается высокой "адаптивности", приписываемой обладателям "плоского" профиля. Вероятно, не зря А. Харрисон и Р. Брэмсон заключили это слово в кавычки, хотя и оставили без всяких пояснений. Нам кажется, что не совсем корректно сравнивать способность к адаптации, используя одно измерение: "лучше - хуже". Адаптивность - сложное качество. Наши коллеги исходят, по-видимому, из предположения, что поскольку "плоские" не отдают предпочтения ни одному из пяти стилей мышления, то они в совершенстве владеют всеми.

Теоретически это возможно (и может быть идеалом для многих), но на практике встречается довольно редко. В жизни человек гораздо больше сил и внимания уделяет развитию и совершенствованию тех качеств личности и интеллекта, к которым он обнаруживает пристрастие. Конечно, обладатель "плоского" профиля испытает, вероятно, меньше затруднений, столкнувшись с сугубо "аналитической" проблемой, чем чистый Синтезатор. Но вот вопрос: сможет ли "плоский" конкурировать в подобной ситуации с чистым Аналитиком? Сможет ли продемонстрировать весь "аналитический" инструментарий, причем на уровне мастерства чистого Аналитика? Здесь не место для полемики; мы подняли эту проблему лишь для того, чтобы показать: в оценке адаптивности разных стилей и их комбинаций следует проявлять известную осторожность, поясняя, по крайней мере, что конкретно имеется в виду.

И последнее. Нас несколько удивило сопоставление "плоских" с Прагматиками. Сходство, конечно, есть, но... не больше, чем с остальными четырьмя стилями. И опять-таки причиной тому служит употребление А. Харрисоном и Р. Брэмсоном термина "адаптивность" в широком смысле. Ведь если Прагматик исповедует принцип "годится все, что работает" (а всегда ведь найдется что-то, что сработает), это не означает, что сам он, особенно чистый Прагматик, "на все руки мастер" и владеет всем спектром подходов. Прагматик в любой ситуации остается Прагматиком и использует свои стратегии, а не становится на какое-то время Идеалистом или Реалистом. А обладатели "плоского" профиля поступают именно так: где-то они Прагматики, когда-то Идеалисты, а если надо - Реалисты (все это, естественно, в пределах, определяемых уровнем владения стратегиями разных стилей). Коль сравнивать "плоских" с кем-то из персонажей этой книги, так с "Горы-нычем", у которого средняя, "главная" голова - "прагматическая", а две оставшиеся - любые другие, по вашему выбору.

Первая, диагностическая часть книги закончена. Прочитав ее, вы узнали много. Кто-то, выяснив, что он - Идеалист, его супруга - Реалистка, а начальник - Аналитик, наверняка задумается над тем, что же с этой информацией делать дальше? Какая от нее польза? Может ли она помочь что-то изменить в жизни, наладить отношения, повысить качество и эффективность работы, добиться повышения по службе и т.п.? С подобными вопросами мы сталкиваемся на каждом семинаре, и отсутствие их было бы неестественным.

Несомненно, усвоенное вами имеет практическую ценность. Возьмите хотя бы проблему совместимости стилей. Теперь вам хорошо известно, какие сложные отношения возникают между независимыми, суверенными "мыслителями", сведенными волею судеб вместе в одной человеческой голове. И тем не менее они находят общий язык, иначе все мы просто не смогли бы сдвинуться с места. Сейчас, когда вы знаете, как это происходит, почему бы не попробовать применить ваши знания на межперсональном уровне, для улучшения взаимопонимания с другими людьми. Вполне достижимая цель, причем только одна из многих. Короче, если укрупнить практические цели, могущие представлять интерес в связи с полученной информацией о стилях мышления, мы вправе заявить, что у вас появились неплохие шансы, чтобы:

· научиться находить общий язык с "трудными" людьми и эффективнее влиять на них: нейтрализовать сопротивление и превращать "противников" в "союзников";

· развить сильные стороны вашего интеллекта, сделать его более мощным и эффективным;

· освоить новые для вас стратегии и приемы мышления, стать более разносторонними и гибкими в поиске и принятии решений;

· стать более точными и объективными в восприятии, понимании и оценках того, что говорят и делают другие люди.

А мы, со своей стороны, постараемся во второй части книги оказать вам посильную помощь в достижении этих целей.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.