Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Схема расчетов на валовой основе



В
С
А
Д

 


где А, В, С, Д – банки-участники платежей; цифры – суммы платежей в условных единицах; стрелки указывают направления перемещения денежных средств.

Как видно, классическая система расчетов на валовой основе предполагает, что количество платежей и количество расчетных операций совпадает (в нашем примере по 9 операций) и всем участникам платежей необходима ликвидность, достаточная для исполнения своих обязательств в полном объеме (в нашем примере – 450 усл. ед.).

При условии тех же участников расчетов, сумм и направления платежей двусторонний взаимозачет можно проиллюстрировать следующей схемой.

 

Рисунок 8.

В
С
А
Д
(60-20)
(90-70)
(80-10)

 


Из данной схемы видно, что при двусторонних взаимозачетах процесс проведения платежей значительно упрощается: количество расчетов остается девять, количество расчетных операций сокращается до шести, а потребность в ликвидных средствах уменьшается до 250 усл. ед. Такая НЕТТО-система учитывает обязательства друг перед другом двух сторон: сальдирование производится только между ними.

Многосторонний взаимозачет можно рассматривать как следующую степень на пути упрощения и удешевления платежей. При подобной форме расчетный агент в установленные сторонами время подсчитывает чистую позицию каждого из участников исходя из всех поступивших требований и обязательств. В результате каждая из участвующих сторон перечисляет только остаток по своему счету. Как правило, перечисление осуществляется по счетам расчетного агента. Банки, имеющие многостороннее чистое дебетовое сальдо перечисляют средства расчетному агенту, который производит платежи участникам, имеющим многосторонне чистое кредитовое сальдо. В результате сумма всех многосторонних дебетовых позиций должна равняться сумме всех многосторонних кредитовых чистых позиций. В итоге сумма обязательств сторон должна равняться нулю. Изложенное выше можно свести в следующую расчетную матрицу:

 


Таблица № 3.

 

Участники взаимозачета Требования Обязательства Сальдо
А -130
В +100
С +30
Д
ИТОГО

 

Схематично многосторонний взаимозачет можно представить следующим образом:

 

Рисунок 9.

 

В
С
А
Д
+130 -130

 

 


В нашем примере многосторонний взаимозачет сокращает количество расчетных операций до трех, а потребность в ликвидных средствах – до 130 усл. ед. Преимущества такого способа расчетов очевиден. Практика показывает, что выведение многосторонней чистой позиции (или позиционный расчет) до окончательного расчета обычно сокращает объем исполняемых платежей на 80-90%.

Для России взаимозачет не является абсолютно новой формой расчетов. До революции взаимные расчеты финансовых требований проводили расчетные отделы при правлении и провинциальных конторах Государственного банка России. В 1916г. число таких отделов равнялось 54, а их общий оборот вырос с 1889г. по 1916г. почти в 200 раз. Зачтенные суммы по отношению к требованиям к тому времени превышали 70%.

После революции отделы были упразднены. Вновь они стали создаваться в начале 20-х годов ХХ века, но уже с 30-х годов централизация проводимых банковских операций сделала их практически ненужными. Расчеты проводились по счетам межфилиальных оборотов, что можно рассматривать как специфическую форму внутрибанковского клиринга. В то время производились лишь взаимные зачеты межхозяйственного характера, например, через бюро взаимных расчетов, внутри – и межотраслевые зачеты в конце года.

Стратегия развития платежной системы России (принята ЦБ РФ 01.04.96 г.) предусматривает использование клиринговой системы платежей в межбанковских расчетах, прежде всего на основе функционирования негосударственных клиринговых организаций. Клиринговые учреждения в структуре банковской системы РФ входят в группу небанковских кредитных организаций.

В РФ клиринговые учреждения действуют в соответствии с Временным Положением о клиринговом учреждении от 01.10.91 г. Согласно данному Положению «клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга».

Основными целями создания клирингового учреждения являются:

- ускорение расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ и с другими государствами;

- повышение достоверности и надежности расчетов;

- развитие новых форм безналичных расчетов посредством чеков, векселей, кредитных карточек;

- создание современной информационной банковской структуры;

- наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банка.

Реализация перечисленных целей подразумевает оснащение клирингового учреждения программно-техническими комплексами, которые обеспечивают передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты. Алгоритмы информирования, электронные ключи и подписи должны проходить сертификацию, данные должны иметь комплексную многоуровневую защиту от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.

Учредителями клиринговой организации могут быть коммерческие банки, ЦБ РФ, другие юридические и физические лица, а клиентами - коммерческие банки, биржи, другие кредитные учреждения. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.

Основными операциями, которые относятся непосредственно к осуществлению клиринга, являются:

- открытие и ведение счетов участников клиринговых расчетов;

- прием расчетных документов от клиентов в электронной форме по каналам связи;

- контроль на наличие заявленной к платежу суммы на счете банка-плательщика;

- проведение расчетных документов по счетам клиентов клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей, формированием сводных авизо;

- подведение баланса в конце операционного дня;

- рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных документов.

Помимо этих основных операций клиринговое учреждение может осуществлять и ряд других, поддерживающих выполнение клиринга, в частности - оказание брокерских и консультационных услуг, лизинговых операций.

В настоящее время клиринговые организации в РФ могут работать с использованием одной из двух базовых моделей клиринговыхрасчетов, содержание которых сводится к следующему.

Модель первая: Клиринг без предварительного депонирования средств (классическая модель). В этом случае для проведения взаимозачета клиринговая палата открывает балансовый счет № 30218 «Взаимные расчеты по зачету требований участников расчетов (клиринга)», по дебету которого отражаются суммы расчетных документов, по которым средства направлены от одних участников расчетов другим, по кредиту – суммы, по которым средства получены одним участником расчетов от других. Счет ежедневно закрывается с нулевым сальдо.

В аналитическом учете на данном счете ведутся отдельные лицевые счета по каждому банку-участнику взаимозачета. Документы от банков-участников поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового центра в течение всего операционного дня. Первичные документы регистрируются, и отражаются по дебету счета банка-плательщика и кредиту счета банка-получателя. После окончания приема документов для очередного клирингового сеанса рассчитывается сальдо счета каждого из участников взаимозачетов. По результатам этого расчета составляется оборотно-сальдовая ведомость, которая передается в ЦБ РФ. Ведомость содержит обороты по счетам каждого участника за день и значение сальдо его позиции. Дебетовое сальдо означает неттинговую задолженность банка-участника по результатам зачета, кредитовое – сумму причитающегося ему по результатам зачета от других банков.

Урегулирование чистых позиций банков-участников производится через их корреспондентские счета, открытые в Банке России (в РКЦ). РКЦ списывает дебетовое сальдо с корсчетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет клиринговой палаты. Последняя со своего корреспондентского счета осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета (кредитовое сальдо) на их корсчета.

Данная модель содержит высокую степень риска. Поэтому каждый банк-участник должен к последнему клиринговому сеансу предпринять усилия по урегулированию дебетовой позиции своего лицевого счета по взаимозачету за счет операций на денежном рынке, которые обеспечат подкрепление его корреспондентского счета в РКЦ (например, получить кредит рефинансирования, продать часть своего портфеля ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) либо отозвать некоторые свои платежи.

Модель вторая: Клиринг с предварительным депонирование средств. В этом случае так же как и в первой модели клиринговая палата для проведения взаимозачета открывает балансовый счет 30218 «Взаимные расчеты по зачету требований участников расчета (клиринга)» в разрезе лицевых счетов каждого участника зачета. Но особенностью данной модели является то, что каждый банк-участник должен предварительно задепонировать определенную денежную сумму, которая в дальнейшем будет использоваться для урегулирования взаиморасчетов, т.е. для оплаты ею дебетового сальдо. Для учета средств депонированных банками-участниками на балансе клиринговой палаты открывается счет 30214 «Счета участников расчетов расчетных, клиринговых палат», который ведется в разрезе лицевых счетов участников. Расчеты каждого из них осуществляются в пределах остатка средств на данном лицевом счете. Одновременно общая сумма депонированных клиентами в клиринговом центре средств отражается на его корреспондентском счете в РКЦ.

На территории Российской Федерации в настоящее время работают следующие небанковские кредитные организации, организующие расчеты на основе клиринга:

· ООО Расчетный Центр «Московская расчетная палата» (МРП), Москва;

· ООО «Клиринговая палата Межбанковского Финансового Дома» (МФД-клиринг), Москва;

· ОАО «Московский клиринговый центр» (МКЦ), Москва;

· ЗАО «Северная клиринговая палата» (СКП), Архангельск;

· ОАО Клиринговый центр «Банковские информационные технологии» (БИТ), Тула;

· ЗАО «Межбанковский расчетный центр» (МРЦ), Владивосток;

· ЗАО «Уральская расчетная палата» (УРП), Екатеринбург;

· ООО «Расчетный центр Финансового Дома», Санкт-Петербург.

Клиринговой системе расчетов как и платежной системе при любой форме ее организации свойственен риск. В этой связи комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов сформулировал перечень требований к прочности и надежности правовой базы проведения расчетов на основе клиринга, получившее название «стандарты Ламфалусси». Они включают в себя следующие основные положения:

1. Неттинговые схемы должны иметь прочное юридическое обоснование в соответствии с существующей юрисдикцией.

2. Участники неттинговых схем должны иметь точное представление о рисках и их последствиях при использо­вании той или иной конкретной схемы неттинга.

3. Многосторонние неттинговые системы должны иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками ликвидности, конкретно определяющие ответственность всех сторон: расчетного агента и всех участ­ников расчетов. Эти процедуры должны также предусмат­ривать заинтересованность сторон в ограничении послед­ствий своих расчетных рисков и управлении ими, наличие достаточного потенциала для этого, а также обязанность каждого участника определять двусторонние лимиты откры­той кредитной позиции и лимиты чистых позиций.

4. Многосторонние неттинговые системы должны по меньшей мере обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае невыполнения платежных обя­зательств участником, имеющим наибольшую дебетовую чис­тую позицию.

5. Многосторонние неттинговые системы должны иметь объективные и предаваемые гласности критерии приема в ее члены, обеспечивающие справедливый и открытый доступ к ней.

6. Неттинговые системы должны обеспечивать операционную надежность применяемых технических средств и наличие резервных систем, позволяющих при необходимости завершить процедуру ежедневных расчетов.


Глава IV. Розничные (ритейловые) расчеты.

 

4.1. Понятие розничных платежей

 

Розничные платежи – это платежи при которых в роли плательщика или получателя платежа выступает, как правило, частное лицо. Такие платежи относятся, как правило, к сфере приобретения частным лицом товаров или услуг в целях частного потребления у предприятий или организаций, либо, напротив, - это платежи фирм или государственных учреждений частным лицам (выплата заработной платы, различных пособий, покупка вещей у населения магазином и т.п.). Не исключены случаи, когда розничные платежи происходят и в сфере бизнеса, особенно в сфере малого предпринимательства.

Розничные платежи обычно связаны или с одноразовой сделкой (покупкой конкретного товара или услуги), или с договорными отношениями, предусматривающими периодические платежи (квартплата, оплата коммунальных услуг и т.п.).

Розничные платежи могут осуществляться, как наличным так и безналичным путем.

Платежи наличными деньгами, которые еще называют платежами «из рук в руки» обычно связаны с низкой суммой платежа между двумя частными лицами или между частным лицом и розничной фирмой. Средняя сумма каждого отдельного розничного платежа существенно ниже, чем в оптовых платежах.

Платеж наличными представляет собой непосредственную, немедленную и окончательную передачу ценности от плательщика к получателю платежа, то есть платеж наличными становится безотзывным и окончательным непосредственно в момент его совершения и деньги, полученные в оплату, могут немедленно вновь использоваться для дальнейших платежей.

В большинстве стран законодательство требует, чтобы наличная национальная валюта принималась в оплату в безусловном порядке при любых сделках.

Сделки, исполнение которых сопровождается оплатой наличными деньгами, обычно не требуют дальнейшей идентификации сторон, то есть установление персональных данных плательщика (имя, фамилия, адрес и т.п.) и их фиксации в документах получателя платежа.

Наряду с использованием в розничных расчетах наличных денег во многих странах мира достигнут значительный прогресс во внедрении безналичных механизмов розничных платежей. В настоящее время имеется множество различных инструментов розничных платежей, каждый со своими собственными характеристиками, приспособленными для специфических типов отношений сторон и различных типов сделок. При этом в сфере розничных платежей наблюдаются гораздо более высокие темпы внедрения различных инноваций, нежели в других сферах организации расчетов (системы «электронных денег», платежи через Интернет).

Различные классы продавцов и покупателей в силу национальных традиций, психологических аспектов, особенностей бизнеса могут предпочитать различные специфические типы платежных инструментов. Поэтому лишь немногие инструменты розничных платежей могут быть взаимозаменяемыми, в связи с чем сохраняются и все более увеличивается разнообразие инструментов и методов розничных платежей, при этом новые инструменты, как правило, не вытесняют, а лишь дополняют традиционные.

Розничные платежные услуги предоставляются в основном банковскими учреждениями. В отличие от платы наличными безналичные розничные платежи обычно вовлекают денежный перевод между банковскими учреждениями, обслуживающими плательщика и получателя и в связи с этим неизбежно требуют идентификации сторон, по меньшей мере в форме указания реквизитов их банковских счетов.

Существуют разнообразные инструменты безналичных розничных платежей. Как и в механизмах оптовых платежных систем инструменты безналичных розничных платежей с технологической точки зрения могут быть разделены на «бумажные» и «электронные» инструменты.

Однако более существенной экономической и юридической характеристикой инструментов безналичных розничных платежей является характер денежного перевода, инициируемого с их помощью. С этой точки зрения все инструменты делятся на:

· Дебетовые, то есть инструменты, инициирующие дебетовый перевод средств (денежный перевод, инициатором которого является не плательщик, а получатель);

· Кредитовые, инициирующие кредитовый перевод средств (денежный перевод, инициирует сам плательщик).

По типам наиболее используемых инструментов розничных платежей все страны могут быть разделены на две большие группы: большинство европейских стран и Япония используют главным образом кредитовые переводы платежей (к этой же группе стран относится и Россия), в то время как в США, Канаде, Австралии и некоторых европейских странах наиболее популярны платежи, инициатива которых исходит от получателя средств.

Из дебетовых платежных инструментов наиболее часто применяемыми являются чеки, из кредитовых инструментов – платежные карты и прямые денежные переводы. Каждому классу инструментов безналичных розничных платежей соответствует свой особый набор правил и процедур осуществления расчетов.

Чек – это «бумажный» инструмент использования клиентом банка денежных средств, находящихся на его депозитном счете до востребования (чековом депозите). По существу чек – это инструкция плательщика своему банку дебетовать свой счет и передать эту сумму банку получателя платежа для зачисления на счет получателя или выплаты ему наличных.

Механизм использования чековых платежей предполагает передачу чека плательщиком «из рук в руки» в момент совершения сделки (как заменителя наличных денег). В дальнейшем получатель предъявляет чек в свой банк, который затем уже и направляет чек в банк плательщика. Поскольку перевод денег при использовании чека инициируется самим получателем платежа, позволяет отнести чек к дебетовым инструментам розничных платежей – несмотря на то, что плательщику в данном случае заранее известно о предстоящем списании средств с его счета и он выразил свое согласие с этим путем выписки чека.

Технология использования чека обусловливает возникновение кредитных рисков для всех участвующих сторон. Сторона, принимающая в оплату чек за представленные его товары и услуги вместо наличных денег, подвергается риску отсутствия на счете плательщика достаточных средств для оплаты чека. Поэтому получатель платежа при принятии чека в оплату, особенно при одиночных, нерегулярных сделках между сторонами, может потребовать определенной гарантии оплаты чека от третьего лица, в платежеспособности которого он уверен. Обычно таким гарантом выступает банк плательщика, в форме выдачи плательщику гарантийных чековых карточек. Такая карточка гарантирует ее владельцу, что любой выписанный им чек будет оплачен в пределах оговоренной суммы (лимита). Величина лимита зависит как от суммы депонированной на чековом депозите плательщика, так и от его кредитной истории. Так для плательщиков имеющих хорошую кредитную историю, банк может предусмотреть возможность предоставления кредита в порядке овердрафта, для покрытия возможной нехватки средств на чековом депозите плательщика.

С другой стороны банк, обслуживающий получателя средств по чеку, также подвергается кредитному риску в том случае, если он зачисляет на счет чекодержателя сумму платежа по чеку или выплачивает ему наличные (обналичивание чека) до получения платежа по чеку от банка плательщика. Несмотря на риск, банки, как правило, обеспечивают клиенту – чекодержателю немедленную выплату суммы платежа по чеку. В целях покрытия возможных убытков, связанных с последующим отказом к оплате чека банком плательщика (обычно в связи с отсутствием средств на счете плательщика), банк чекодержателя производит оплату чека непосредственно в момент его предъявления в банк с некоторым дисконтом, то есть в сумме меньшей, чем указанно в чеке. Получатель платежа в этом случае может иметь выбор – либо немедленное получение платежа по чеку, но с вычетом дисконта на покрытие банковских рисков, либо ожидание получения всей суммы платежа из банка плательщика.

В Российской Федерации чеки в качестве инструмента розничных платежей не используются. Все Российские розничные платежные системы основаны на кредитовых инструментах платежа. Основными из них в настоящее время являются карточные системы платежей, платежи через систему переводов Western Union, почтовых переводов, система коммунальных платежей Сбербанка России.

 

4.2. Платежная карта – основной инструмент безналичных розничных платежей

 

Платежная карта – инструмент инициирования платежа плательщиком со своего счета, открытого у эмитента платежной карты, на счет получателя платежа, связанного с эмитентом соглашением о порядке использования платежной карты. Расширение круга организаций, принимающих платежи с использованием платежных карт приводит к необходимости появления дополнительных «опосредствующих звеньев» - эквайреров, которые обеспечивают перевод платежа от эмитента карты к получателю.

В этом случае получатель платежа может быть связан соглашением об использовании карт не непосредственно с эмитентом карт, а с эквайрером, а тот в свою очередь с эмитентом. Эмитенты и эквайреры платежных карт, выпускаемых под общим логотипом, связанные однотипными соглашениями о порядке осуществления карточных платежей, образуют карточные сети или карточные платежные системы, наиболее известными из них являются Visa, Master Card, Cirrus/Maestro и др.

Основными участниками расчетов на основе банковских карт являются:

· организация - эмитент карты, которая осуществляет ее вы­пуск, открытие карточных счетов, расчетно-кассовое обслужи­вание клиентов при совершении ими операций с данных сче­тов. В качестве эмитента карт в РФ может выступать кредитная организация - резидент;

· держатели карт - юридические и физические лица, имеющие карточные счета в банке;

· торгово-сервисные организации, обслуживающие карты, ко­торые на основе договора с банком-эквайрером, принимают к оплате за свои товары и услуги банковские карты;

· банк-эквайрер_- это банк, который обслуживает торгово-сервисные организации, переводя на их счета средства в опла­ту товаров и услуг, а также выдает наличные деньги держате­лям карт, эмитированных другими кредитными организация­ми;

· процессинговый центр - организация, осуществляющая ин­формационное и технологическое взаимодействие между уча­стниками расчетов платежными картами. Она располагает ин­формацией о состоянии карточных счетов - владельцев карт, осуществляет авторизацию всех операций по банковским кар­там; обрабатывает и рассылает участникам расчетов данных по операциям с банковскими картами;

· расчетный агент кредитная организация, которая на основе данных, полученных из процессингового центра, осуществляет взаиморасчеты между банком-эмитентом и банком-эквайрером. Для этого между данными банками должны быть установлены прямые корреспондентские отношения. Расчет­ный агент списывает средства с корреспондентских счетов банков-эмитентов карт и зачисляет их на корреспондентские счета банков-эквайреров.

Виды платежных карт. Платежные карты можно классифицировать по различным признакам:

1. По материалу, из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. В отличие от карт из других материалов пластик легко поддается обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее владельцу.

2. По механизму расчетов:

Ø двусторонние системы – возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т.д.);

Ø многосторонние системы – предоставляют владельцам карт возможность покупать товар у различных торговцев и служб сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, например, American Express, Visa, Master Card, Diners Club, Europay International. В России лидируют межбанковские карточные платежные системы STB Card, Union Card и «Золотая Корона».

3. По принадлежности к учреждению-эмитенту:

§ банковские карты, эмитентом которых является банк или сообщество банков: банковская карта – документ, изготовленный из пластика, согласно международным стандартам по качеству и размерам (86,5х53,9х0,76мм). С ее помощью можно оплатить покупки в торгово-сервисной сети, а также снять наличные деньги со счета в банке;

§ коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм. В частности, карточки туризма и развлечений. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы, например, American Express. Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т.д.

В Российской Федерации в качестве эмитента платежных карт могут выступать кредитные организации-резиденты. Порядок выпуска и использования банковских карт в РФ регламентирует Положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 09.04.1998г. № 23-П.

Поэтому ниже речь пойдет об использовании именно банковских карт.

4. По виду проводимых расчетов:

· дебетовые карты – дают возможность держателю карты совершать операции лишь в пределах остатка средств на карточном счете. Дебетовая карта предоставляет клиенту главным образом технические удобства: возможность проведения безналичных платежей, снятия наличных в банкоматах, управления счетом через автоматические устройства. По используемой в Российской Федерации терминологии дебетовая карта носит название «расчетная карта».

· кредитные карты – дают возможность осуществлять расчеты сверх имеющегося остатка средств на карточном счете за счет кредита, предоставленного владельцу карты банком-эмитентом. Кредитная карта связана с открытием кредитной линии в банке, которая позволяет владельцу карточного счета пользоваться кредитом по овердрафту. По сути кредитная карта является одной из форм потребительского кредитования населения.

5. По владельцам:

à индивидуальная карта – для отдельных клиентов банка – физических лиц. Может быть расчетной и кредитной.

à корпоративная карта – выдается юридическим лицам. Может быть расчетной и кредитной. Держатель такой карты – уполномоченный юридического лица (руководитель или другой сотрудник).

Операции по корпоративным картам, действующим в РФ законодательством, ограничены. С них могут быть оплачены хозяйственные расходы предприятий, командировочные и представительские расходы в России и за рубежом. При этом запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.

6. По технологии обработки и передачи информации банковские карты делятся на:

o карты с магнитной полосой;

o карты со встроенной микросхемой (чиповые).

Карты с магнитной полосой на сегодняшний день являются одними из самых распространенных. Для записи и хранения информации эти карты имеют три магнитные дорожки, одна из которых предназначена для переписи данных во время каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на переднее стороне карты: имя, номер счета владельца карты, дата окончания действия карты.

При платежах по магнитным картам применяется режим on-line. Разрешение на платеж в этом случае компьютер банка или процессингового центра при связи с торговой точкой с целью подтверждения платежеспособности владельца карты.

Магнитные карты имеют существенные недостатки:

- плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе можно легко разрушить);

- отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;

- необходимость обслуживания карточки в режиме on-line. Это означает, что для каждой трансакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации, что дорого и недостаточно надежно;

- слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать путем копирования информации с магнитной полосы, а также производства фальшивых карт).

Чиповые карты – это карты, носителем информации в которых является интегральная микросхема (микрочип), которая записывается заранее. Чиповые карты бывают различных видов:

ü карты памяти, микросхема которых содержит только запоминающее устройство. Объем памяти и уровень защиты этих карт не очень высок, поэтому они используются в прикладных системах, которые не требуют значительного уровня защиты информации, например для оплаты телефонных разговоров. Карты памяти являются простейшими электронными картами.

ü смарт-карты – это карты, в интегральную микросхему которых включен микропроцессор, что делает эти карты «интеллектуальными». Название «смарт-карта» (smart – интеллектуальный, разумный) связано с ее возможностью выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Микросхемы смарт-карты по сути представляют собой микрокомпьютер, способный выполнять расчеты подобно персональному компьютеру, хранить в памяти информацию о состоянии карточного счета, о предыдущих расчетных операциях.

При платежах по смарт-картам применяется принципиально новый режим off-line – разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при общении с торговым терминалом непосредственно в торговой точке. Накладные расходы по обеспечению платежей чрезвычайно малы, проблемы связи не играют той роли, как в технологиях on-line.

Достоинства смарт-карт заключаются также в их надежности и безопасности. Копирование данных, кроме как их производителями, невозможно благодаря внутреннему коду, записанному на каждой карте (pin-коду), известному только хозяину карты. Пока этот код не будет представлен карте, последнюю использовать невозможно. При несанкционированной попытке использования смарт-карта способна самостоятельно на время или навсегда прекратить свою работу. Для восстановления работоспособности карты необходим ее возврат на место выдачи (в банк).

Преимуществом смарт-карт над другими платежными картами является и их многофункциональность. Обладая встроенными возможностями осуществлять многие математические и логические операции и превосходя другие виды карт по объему хранимой на них информации одни и те же смарт-карты могут использоваться в различного типа автоматических устройствах: автоматы по продаже сигарет, прохладительных напитков, телефонные автоматы, автомобильные стоянки и мойки, автосервис и т.д.

В Российской Федерации массовое внедрение розничных платежных систем на основе банковских карт началось лишь в 90-х гг. 20 века. Сегодня на российском карточном рынке работают восемь известных платежных систем: международные системы Visa, Europay, Diners Club, российская система «Сберкарта», «Золотая Корона», Union Card, STB Card.

Неоспоримым лидером в российском карточном бизнесе является Сбербанк России. К выпуску собственных карт «Сберкарта» он приступил в 1993г. и уже в 1999г. карты Сбербанка обслуживались в его 2270 филиалах в 233 городах 62 регионов страны. В 2001г. Сбербанк выпустил в обращение миллионную карту собственной платежной системы. По состоянию на 01.04.2004г. количество карт «Сберкарта» составило 2750000 карт (рост за 2003г. на 36%), объем привлеченных средств на счета этих карт – 33,7 млрд. рублей.

Сбербанк России имеет самую развитую инфраструктуру обслуживания банковских карт. По состоянию на 01.01.2004г. Сбербанк обслуживал операции по картам в 1960 населенных пунктах 79 субъектов Российской Федерации, имел 3202 банкомата. Основные операции по картам «Сберкарта» (снятие наличных или оплата товаров и услуг) проводятся в любом периферийном устройстве в режиме off-line по всей территории России.

Количество торгово-сервисных точек, с которыми Сбербанк России заключил договора о приеме банковских карт в качестве платежного средства на 01.01.2004г. превысило 10,7 тысяч (на 01.01.2003 – 7,1 тыс.). оборот в эквойринговой торговой сети Сбербанка России за 2003г. увеличился по сравнению с 2002г. на 61% и составил 5,8 млрд. руб[1].

Не сегодня доля Сбербанка на российском рынке пластиковых карт по таким показателям как количество обслуживаемых карт, обороты по ним и объем операций по выдаче наличных в собственной сети и банкоматов достигла 30%.

Межбанковская платежная система «Золотая корона», основанная на использовании микропроцессорных карт, создана в 1994г. Разработчик – компания «Центр финансовых технологий» г. Новосибирска.

К началу 2004г. количество карт в данной системе составило 1804247 штук, из которых 94,1% - микропроцессорные карты, 5,9% - магнитные. Прирост количества карт за 2003г. превысил 20%. Лидерами по количеству эмитированных карт стали: Сибакадембанк (Новосибирск), Челябининвестбанк (Челябинск), Далькомбанк (Хабаровск).

Инфраструктура обслуживания пластиковых карт «Золотая корона» к началу 2004г. насчитывала 10 тыс. торговых терминалов, 1850 пунктов выдачи наличных и 697 банкоматов. Карты «Золотая корона» принимаются к обслуживанию в 110 городах России, а также на Украине (9 городов), в Кыргызстане (7 городов), в Казахстане (2 города).

Особенностью платежной системы «Золотая корона» является то, что данная система имеет лучший показатель среди других карточных платежных систем, работающих на российском рынке, по доле безналичных платежей в торгово-сервисной сети – 39,4%, в то время как в целом по России эта доля не превышает 10%.

Российские платежные системы Union Card и STB Card заключили к настоящему времени Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. После объединения сетей обслуживания данных платежных систем новая инфраструктура будет обслуживать более 650 банков-участников и их филиалов, предлагать клиентам сервис в 3500 банкоматов и 26000 точек торговли и сервиса. В системе будет работать более 6 млн. карт, ее присутствие охватит более 90% городов России и стран Содружества[2].

Международные платежные системы работают с несколько более состоятельными клиентами из крупных, прежде всего столичных городов, тогда как карты Union Card или «Золотая корона» эмитируют в основном средние региональные банки. Карты системы «Сберкарта» в первую очередь также ориентированы на малообеспеченные слои населения – пенсионеров и работников бюджетной сферы.

Средний месячный оборот по одной карте международной платежной системы составляет 126$, а российской – 84$, то есть оборот по российской карте 1,5 раза меньше. Средний размер одной платежной трансакции по карте международной системы составляет 876 руб., российской – 276 руб., то есть сумма среднего платежа по российской карте в 3,2 раза меньше[3].

На российском рынке банковских карт почти все карты индивидуальные. Из общей массы выпущенных карт по состоянию на 01.10.2003г. в количестве 21260 тыс. карт 99,5% - это индивидуальные карты физических лиц (21162 тыс. карт) и только 0,5% - корпоративные карты (98 тыс. карт)[4].

При создании карточных платежных систем российские банки сразу ориентировались на микропроцессорные карты. Сейчас более 90% карт системы «Сберкарта», Union Card и «Золотая корона» - это микропроцессорные карты с функциями электронного кошелька. В то же время ведущие западные карточные системы, работающие на нашем рынке, используют магнитные карты. Поэтому, несмотря на очевидное преимущество чиповых карт и их опережающее внедрение в российские карточные системы с учетом международных систем число чиповых карт пока не превышает число традиционных магнитных карт.

Использование банковских карт как инструмента безналичных плате­жей имеет для клиентов банка целый ряд достоинств по сравнению с дру­гими способами расчетов: удобство в использовании средств карточного счета, защищенность средств, хранящихся на счете (особенно на смарт-карте), быстрота совершения расчетных операций, возможность получения банковского кредита и т.д. Вместе с тем в РФ в современных условиях имеет место преобладание операций по снятию наличных денежных средств с карточных счетов над безналичными операциями, совершаемыми в торгово-сервисной сети. По данным ЦБ РФ, доля безналичных платежей в общем объеме сделок, совершаемых с использованием платежных карт на территории РФ в 2003 году составила 8% против 92% по операциям, связанным с выдачей наличных денег.

Такое положение обусловлено, с од­ной стороны, недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские платежные карты (менее 10% торгующих организаций), с другой - исторически сложившимся предпочтением населения рассчитываться на­личными денежными средствами, низким уровнем доходов населения. В результате в РФ доля безналичных операций, совершаемых с использова­нием банковских карт, составляет в настоящее время менее 1% в общем объеме розничного товарооборота и платных услуг.

 

4.3. Технология проведения платежей в карточных платежных системах

 

Магнитная карта.

В расчетах участвуют следующие стороны:

· владелец магнитной карты;

· банк эмитент и его процессинговая копания;

· торгово-сервисная точка с POS-терминалом;

· банк-эквайрер и его процессинговая компания;

· главный процессинговый центр;

· расчетный банк, где банк-эмитент и банк-эквайер держат свои корреспондентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (расчетном) банке).

Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS-терминалом. POS-терминал связан выделенной телефонной линией с банком и процессинговой компанией. Он представляет собой устройство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк-участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазине и набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образа платежного документа, в распечатке кассового чека (слипа), в коммуникации с банком-эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической авторизации и передачи платежного требования.

В экономически развитых странах практически каждая торгово-сервисная точка имеет POS-терминал. Поэтому клиент не испытывает никаких затруднений в использовании карточки как платежного средства, расчеты совершаются повсеместно быстро и без каких-либо усилий со стороны клиента.

Процессинговая компания – это посредник между программами первичной обработки клиентских распоряжений и операционными программами банками-участниками карточной системы. Ее задача – автоматическая обработка электронных платежных инструкций и их передача в банки-участники системы. Она может обрабатывать большое число трансакций из множества торговых точек и банков на различном удалении от нее. Процессинговая компания представляет собой набор серверов, компьютеров, специального программного обеспечения множество входящих линий связи. При этом обеспечивается быстродействие серверов и высокая пропускная способность линий связи. Она имеет небольшой офис и немногочисленный обслуживающий персонал.

В общем виде расчеты посредством магнитных карт осуществляется следующим образом:

1. Клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной картой. На карте не хранится информация о состоянии счета клиента. Поэтому прежде чем принять ее в уплату за товар, продавец проводит авторизация. POS-терминал магазина подключен к процессинговому центру банка-эквайрера. При совершении операций по карте POS-терминал автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компанию банка-эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный процессинговый центр маршрутирует в обратном направлении. При положительном ответе POS-терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервисной точки).

Слипы, по сути – тоже платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат через традиционный платежный документ, что является следствием иной процедуры печати слипа. Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки проставляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти, связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца.

2. Ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех терминалов электронные слипы образов. Затем она автоматически формирует реестры платежей и направляет их в главный процессинговый центр, который подготавливает и направляет в расчетный банк распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам банков-участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые компании банков-участников реестры проведенных платежей, которые и передают указанные реестры своим банком. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка-эквайрера.

3. Межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входящих и исходящих платежей клиентов каждого банка участника на основе распоряжений главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки, банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента-владельца магнитной карты; банк-эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки.

В данной системе расчетов можно выделить еще одну стадию – претензионную. Претензионная стадия платежа предназначена для урегулирования спорных ситуаций, если один из участников карточных расчетов хочет аннулировать или оспорить результаты расчета. Для этого первоначально банки-участники обмениваются электронными сообщениями через процессинговые компании. В рамках стандартных процедур файлового обмена эмитент направляет эквайреру требование возврата платежа. Если претензия сохраняется после повторного требования эмитента, то она рассматривается в согласительной комиссии платежной системы.

Процедуру проведения платежей с использованием магнитных карт можно представить следующей схемой.

 


Рисунок 10.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.