Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Риски платежных систем



Виды платежных систем

 

Современная организация платежных систем в большинстве развитых стран по основным потокам платежей, по их месту и соотношению в структуре оборота, по типологизации основных систем расчетов может быть классифицирована следующим образом:

Таблица 1.

№ п/п Признак классификации Виды платежных систем
1. Эффективная сумма перевода денег. 1.1. Оптовая (крупные суммы)
1.2. Розничная (мелкие несрочные платежи)
1.3. Независимая от суммы переводимых платежей.
2. Метод перевода денег (способ получения окончательного платежа). 2.1. Валовой.
2.2. Клиринговый.
3. Время перевода денег 3.1. В режиме реального времени.
3.2. Несколько часов
3.3. День в день.
3.4. Несколько дней.
4. Способ предоставления в банк платежной инструкции. 4.1. Кредитовый перевод.
4.2. Дебетовый перевод.
5. Степень подчиненности соответствующей системы (по иерархии). 5.1. Централизованные системы расчетов.
5.2. Децентрализованные системы расчетов.
6. Условия приема участников в соответствующую систему расчетов. 6.1. С равными условиями приема.
6.2. С отбором участников по приоритетам.

 

Оптовые и розничные платежные системы.

Ключевым различием между ними является фактор эффективной суммы платежа, т.е. когда риски и издержки платежа приемлемы для перевода той или иной суммы. Для крупных платежей в сравнение с мелкими более важна четкость и безошибочность всех процедур системы. При этом клиенты заинтересованы в максимально быстрой скорости, более сложны средства обеспечения безопасности, повышенные системные требования определяют большие издержки и тарифы. Поэтому в понимании клиентов эффективным в такой системе может быть проведение только крупных платежей.

Как показывает мировая практика, в 90-х годах в межбанковских расчетах резко возрос объем крупных платежей. В этой связи для своевременности и безопасности расчетов в ряде стран с развитой рыночной экономикой были созданы специализированные системы перевода крупных сумм платежей. Сумма одного платежа, обрабатываемого такой системой, не подлежит ограничению и может составлять от миллиона до нескольких миллиардов долларов. Одним из основных требований, предъявляемых к системе перевода крупных сумм платежей, является ее способность обрабатывать платежи в течение одного рабочего дня. К данным платежным системам относят такие как FEDWIRE (США), SIC (Швейцария), EAF (Германия), BOJ-NET (Япония) и др.

Оптовые платежные системы создаются или контролируются центральными банками, строго регламентируются национальным законодательством, поскольку сбои в межбанковских расчетах могут парализовать всю экономику страны, нарушить ее экономическую безопасность. Оптовые платежные системы лишь в единичных случаях переходят национальные границы, например при использование системы SWIFT и TARGET. Во многих странах создана только одна оптовая платежная система. Поэтому в большинстве стран эти системы не конкурируют друг с другом.

Напротив, розничные платежные системы представлены в каждой экономически развитой стране в большом количестве. Они в меньшей степени регулируются законодательством и контролируются государством, в основном они принадлежат частным организациям (системы пластиковых карт, переводов без открытия счета, электронных денег и др.). Межбанковские расчеты розничных систем осуществляются через оптовые системы, что указывает на подчиненность розничных систем.

В Российской Федерации все существующие в настоящее время системы межбанковских расчетов не разграничиваются по размерам проводимых платежей. Одним из направлений совершенствования платежной системы РФ является создание системы перевода крупных сумм платежей на валовой основе в рамках расчетной сети Банка России. Функционирование данной системы должно опираться на действующую систему межрегиональных электронных платежей, которая должна быть дополнена новой компонентой: работать централизованно в рамках реального времени с открытием счетов каждому территориальному учреждению банка России в межрегиональном расчетном центре.

По методу перевода денежных средств или способу получения окончательного платежа различают системы расчетов на валовой основе (или брутто-расчеты) и системы расчетов на основе зачета взаимных встречных требований участников расчетов (клиринг или нетто-расчеты на чистой основе). Расчеты на валовой основе осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции без задержки и проводятся в полной сумме как по счету плательщика, так и по счету получателя платежа. Валовые расчеты присущи большинству национальных платежных систем, на валовой основе передает платежные документы системы межбанковских коммуникаций SWIFT. В Российской Федерации на валовой основе организована платежная система Банка России, как правило, строятся прямые расчеты между банками, внутрибанковские системы расчетов крупных российских банков.

Клиринговая система расчетов основана на проведении взаимозачетов. При данной системе равновеликие требования и обязательства участников расчетов взаимопогашаются, а по счетам проводится лишь сумма незачтенного сальдо. Клиринговый метод перевода средств используется в основном для проведения большого объема платежей на мелкие суммы. В Российской Федерации на базе взаимозачетов организована работа негосударственных клиринговых расчетных учреждений.

Платеж в клиринговых системах проводится индивидуально только по счетам клиентов. Расчеты между банками осуществляются одним платежом обычно один раз в день в виде сальдо входящих и исходящих платежей.

Платежи на валовой основе обычно проводятся индивидуально и сразу по получении платежных инструкций. Вследствие этого в системе валовых расчетов неплатежи будут обнаружены быстрее, чем в клиринговых, у участников будет больше времени, для принятия адекватных мер и в результате не будет запущен мультипликатор неплатежей. Поэтому считается, что валовые расчеты в меньшей степени подвержены системному риску, чем клиринговые.

В зависимости от времени перевода денег различные платежные системы проводят платежи:

- в реальном времени (on-line);

- за несколько часов в рамках многорейсовой системы расчетов;

- день в день;

- в течение нескольких дней.

Время проведения платежа можно понимать в широком смысле – от подач платежного документа в банк плательщика до представления плательщику и получателю выписки по счетам с проведенным платежом. Или в узком смысле – как время на проведение платежа по корреспондентским счетам банков без учета времени взаимодействия с клиентами. Как правило, в декларируемых платежными системами сроках проведения платежей время на формирование платежного документа, на отражение платежа в бухгалтерском учете плательщика и получателя остается за рамками этих сроков.

ЦБ РФ дает определение системе расчетов в рамках реального времени как системе расчетов, когда время необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверка, будет измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств.1) Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур при наличии соответствующей технической базы.

Некоторые российские банки уже сейчас проводят внутрибанковские платежи в реальном времени, используя системы с высочайшей степенью автоматизации и единые программно-технические средства. Так, снятие наличных в банкомате банка – эмитента сразу отражается по счету владельца банковской карты или, если плательщик и получатель обслуживаются в одном банке, то операционист сделает прямую проводку со счета плательщика на счет получателя сразу при представлении платежного поручения.

Скорость проведения платежа через нескольких участников системы ограничивается не только степенью автоматизации банковских систем, но и удаленностью друг от друга участников расчетов, пропускной способностью каналов связи и быстродействием их компьютеров. Например система SWIFT, несмотря на ее передовые технологии, гарантирует проведение платежа не быстрее чем за 30 минут: платеж пройдет между банками разных регионов за 10 минут, еще столько же времени потребуется на проведение платежа в банках-участниках.

Расчеты день в день (ежедневные расчеты) – завершение расчета по всем принятым для расчета платежа в день валютирования. Платежи день в день проводятся в большинстве межрегиональных и международных платежных систем, созданных к началу 1990 гг.

В рамках многорейсовой системы расчетов Банка России существуют пять сеансов проведения платежей в течение дня. За один день платеж может пройти через цепочку хозяйственных связей четырех предприятий, если все они будут клиентами банка одного региона. Многорейсовая система Банка России является промежуточным этапом развития платежных технологий от платежей день в день к платежам в режиме реального времени.

Платежи за несколько дней в экономически развитых странах практически не сохранились. В то же время розничные платежи отстают в скорости от оптовых систем. Так, карточные платежные системы в реальном времени проводят только авторизацию, сам платеж осуществляется по счетам плательщика и получателя в течение нескольких дней.

В зависимости от способа предоставления клиентом в банк платежной инструкции различают платежные системы, использующие кредитовые переводы или использующие дебетовые переводы.

Глоссарий Банка международных расчетов (МБР)1) дает следующие определения кредитовому и дебетовому переводам. Кредитовый перевод осуществляется на основе подтвержденного плательщиком платежного поручения, инструктирующего ведущий счет плательщика банк как перевести средства со счета плательщика на счет названного бенефициара. При дебетовом переводе инструменты дебетовых переводов (например чеки) выданные и подтвержденные плательщиком, перенаправляются из банка бенефициара в банк плательщика и приводят к дебетованию счета плательщика.

Различия между дебетовыми и кредитовыми переводами заключается в порядке передачи в банк плательщика указания провести платеж: непосредственно от плательщика в его банк либо от плательщика, через получателя платежа и его банк в банк плательщика.

При кредитовом переводе платежа документы с акцептом плательщика напрямую поступают и хранятся в банке плательщика. В оптовых платежных системах используются преимущественно кредитовые переводы. Поскольку частые необоснованные списания крупных сумм со счетов плательщиков на основе указаний получателей платежа (для дебетовых переводов) могут привести к огромным потерям и банкротству платежных систем.

Дебетовый перевод дает больше гарантий получателю платежа, поскольку именно он формирует платежный документ, и предоставляет его в банк (платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения). В то же время нельзя говорить о бесспорном удобстве получателя платежа, поскольку он, а не плательщик, несет на себе бремя общения с банком. Дебетовый перевод имеет более сложные процедуры, чем кредитовый, так как необходимо не только эффективно провести платеж от плательщика получателю, но и предварительно обеспечить быструю передачу платежного документа от получателя платежа в банк плательщика.

По иерархии, или степени подчинения различают системы централизованные, где каждая группа участников нижнего уровня устанавливает взаимоотношения с одним участником высокого уровня, а последние подчиняются единому центру, и децентрализованные, где отдельные связи между участниками могут устанавливаться независимо от всех остальных на горизонтальном уровне. К централизованной системе расчетов можно отнести систему расчетов Банка России. К децентрализованной системе относятся: система межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями; клиринговая система межбанковских расчетов, внутрибанковская (межфилиальная система расчетов).

По условиям приема участников различают системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников, и системы, в которых устанавливаются ограничения для участников (в частности, по величине собственного капитала и объему платежей участника). Например, в расчетно-кассовых центрах Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях, а в негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть только крупные и стабильные кредитные организации.

Клиенты как пользователи платежных услуг требуют от банков наиболее эффективных способов проведения платежа: снижение издержек платежа; максимальное ускорение платежа, снижение рисков и комиссий за услугу. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает следующее сочетание характеристик платежных систем:

- оптовые (как более технологичные и безопасные);

- валовые (как обеспечивающие быстрый расчет и меньшие риски);

- реальное время платежа (как максимально быстрое);

- кредитовый оборот (как наиболее простой и с меньшими издержками).

Такое сочетание характеристик платежных систем проявляется прежде всего в системах валовых расчетов центральных банков в реальном времени.

Риски платежных систем

Платежная система представляет собой сложный механизм, который подвержен различного рода рискам. Эти риски могут принимать следующие формы:

§ кредитный риск: риск того, что контрагент в системе не рассчитается по своим финансовым обязательствам в системе в срок или в любое время в будущем;

§ риск нехватки ликвидности: риск того, что у контрагента в системе будет недостаточно средств для выполнения своих финансовых обязательств в системе в полной сумме в срок, хотя существует возможность, что он сможет сделать это в какой-то момент в будущем;

§ правовой риск: риск того, что слабая правовая база или правовая неопределенность вызовут или усугубят кредитный риск или риск нехватки ликвидности;

§ операционный риск: риск того, что операционные факторы, например, технические неисправности или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный риск или риск нехватки ликвидности;

§ системный риск: риск того, что неспособность одного из участников выполнять свои обязательства или нарушения в функционировании самой платежной системы приведут к неспособности других участников системы вовремя выполнить свои обязательства. Это может стать причиной распространения проблем с ликвидностью и, в результате, поставить под угрозу стабильность всей системы или финансовых рынков.

Для обеспечения бесперебойности, безопасности и эффективности национальных платежных систем комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (БМР) определил ключевые принципы, которые должны лежать в основе разработки и функционирования платежных систем в отдельных странах (Базель, Швейцария, январь 2001 г.). Указанные ключевые принципы специально выражены в общей форме, чтобы обеспечить их использование во всех странах в течение длительного времени. Они не являются инструкцией по разработке и функционированию каждой конкретной системы, но содержат ключевые характеристики, которым должны удовлетворять все системно значимые платежные системы. Платежная система считается системно значимой, если по причине недостаточной защиты от рисков сбой в системе может стать причиной возникновения или распространения сбоев у других участников системы или системных сбоев в финансовой сфере в более широком аспекте.

Суть ключевых принципов построения национальных платежных систем состоит в следующем:

I. Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу в рамках всех применимых юрисдикций.

II. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о влиянии системы на каждый из финансовых рис­ков, которые они несут в силу участия в системе.

III. Система должна иметь четко определенные процедуры управле­ния кредитными рисками и ликвидными рисками, устанавливающие соот­ветствующую ответственность оператора системы и участников и содер­жащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдержи­вания.

IV. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или как минимум на конец дня.

V. Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечить своевременное заверше­ние ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупней­шим отдельным расчетным обязательством произвести расчет.

VI. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности и должна иметь запасные процедуры для свое­временного завершения обработки данных за день.

VII. Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для эко­номики.

VIII. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, обеспечивающие, справедливый и открытый доступ.

IX. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.

Кроме того, Комитетом по платежным и расчетным системам Банк международных расчетов определены обязанности центральных банков по применению ключевых принципов:

1. Центральный банк должен четко определить свои цели в от­ношении платежных систем и должен обнародовать свою роль и основные виды политики применительно к системно значимым платежным системам

2. Центральный банк должен обеспечить соблюдение ключевых принципов системами, которыми он управляет.

3. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением ключевых принципов системами, которыми он не управляет, и должен иметь возможности для осуществления такого надзора

4. При обеспечении безопасности и эффективности платежных систем посредством ключевых принципов центральный банк должен со­трудничать с другими центральными банками и любыми другими соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

 

1.5. Правовая база и принципы организации безналичных расчетов в Российской Федерации

 

Безналичные расчеты – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании платежных документов, совершаемые по единым стандартам и правилам, а также расчеты на основе зачета взаимных встречных требований и обязательств. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.

Безналичным путем в соответствии с ГК РФ (ст. 861) должны производиться расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Вместе с тем в ограниченном размере расчеты между юридическими лицами могут производиться и наличными деньгами. В настоящее время в соответствие с указанием ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации по одной сделке» такие расчеты ограничены суммой 60 тыс. руб. Указанная сумма является предельной по совокупности платежей, совершенных юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день в порядке реализации одного договора (контракта). Данное ограничение распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчеты между предприятиями и организациями сверх разрешенных сумм должны производиться только в безналичном порядке.

Правовой базой регламентирующей в данное время общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках являются:

Ø Гражданский Кодекс РФ, ч. II, глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Безналичные расчеты»; ч. I, ст. 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства»;

Ø ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002г. №86-ФЗ, гл. XII «Организация безналичных расчетов»;

Ø ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» (редакция от 03.02.1996г.) №17-ФЗ, ст. 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст. 31 «Осуществление расчетов кредитных организаций»;

Ø ФЗ «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997г. №48-ФЗ;

Ø «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002г. №2-П.

Данное положение является основным нормативным документом ЦБ РФ, который в рамках действующего законодательства детально регламентирует порядок осуществления безналичных расчетов в РФ. Положение включает 3 части: I часть – содержит информацию о видах расчетных документов, которые используются в безналичном обороте, порядке их заполнения и представления в банк. Здесь же представлены основные формы межхозяйственных расчетов, порядок их применения и документооборот. II и III части Положения посвящены межбанковским расчетам, в том числе II часть – порядку осуществления межбанковских расчетов, проводимых через расчетную сеть Банка России; III часть – порядку осуществления расчетных операций посредством прямых корреспондентских отношений банков, а также расчетам через счета МФР (межфилиальных расчетов) между подразделениями одной кредитной организации.

Кроме того, ЦБ РФ был выпущен ряд документов, регламентирующих электронные расчеты, в частности:

§ Временное положение «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.03.1998 г. «20-П;

§ Положение «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.1998 г. №36-П;

§ Положение «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 24.08.1998г. № 50-П.

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой, была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

место платежа – банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.

Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения российской системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики.

1-ый принцип – все предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и заемные) на счетах в банке. В кассах предприятий на конец дня могут оставаться наличные деньги в сумме не превышающие лимит остатка кассы. Последний устанавливается банком по согласованию с предприятием. Соблюдение данного принципа служит основой для безналичных перечислений денежных средств в ходе исполнения хозяйственных и финансовых операций.

2-ой принцип - списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.

Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах:

а) путем выписки платежного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);

б) в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

3-ий принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

Плательщик превращен в главный субъект расчетной операции, так как во всех формах безналичных расчетов именно ему принадлежит инициатива проведения платежа. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

4-ый принцип - срочность платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах администрации с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, т.к. предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и могут управлять ликвидностью своего баланса.

За просрочку платежа участник расчетов, по вине которого она была допущена, должен уплатить штраф. Размер ответственности плательщика за неисполнение денежного обязательства установлен ст. 395 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения другая сторона должна уплатить проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства1. По товарным операциям срочный платеж может совершаться:

a) до поставки товаров (услуг) - авансовый платеж, предоплата. В настоящее время в РФ это преобладающая форма назначения срока платежа за товары и услуги (70-80%);

b) немедленно после завершения торговой операции (вслед за поставкой товаров и услуг);

c) через определенный срок после завершения торговой операции путем предоставления поставщиком отсрочки платежа на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный (пролонгированный) платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Законодательством установлены жесткие сроки выполнения и банками расчетных операций для своих клиентов. В соответствии со ст. 31 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

5-й принцип - обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы: постоянные, неснижающиеся остатки средств на счете клиента; предварительное депонирование средств для предстоящего платежа (например, при расчетах по аккредитиву); право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному (текущему) счету). Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

 

1.6. Расчетный (текущий) счет клиента в банке. Договор банковского счета. Очередность платежей

 

Для осуществления операций по основной текущей деятельности путем безналичных расчетов банки открывают своим клиентам банковский счет: расчетный или текущий.

Расчетные счета открываются:

· коммерческим предприятиям и организациям, т.е. юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

· гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные и семейные предприятия, арендные коллективы, крестьянские и фермерские хозяйства и др.);

· финансовым организациям, т.е. организациям, деятельность которых в основном связана с деньгами, с предоставлением услуг финансового характера, с аккумулированием и перераспределением капитала (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, фондовые и валютные биржи, брокерские организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.).

Расчетные счета используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетом, с рабочими и служащими, с банком по полученным кредитам и процентам по ним и др.

Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другие операции, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.

Текущие счета открываются всем тем, кому не может быть открыт расчетный счет, и в частности:

§ некоммерческим организациям - это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут существовать в виде общественных, религиозных организаций, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, объединений юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных федеральным законом;

§ обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица с режимом использования средств исходя из полномочий филиала или представительства;

§ учреждениям и организациям, состоящим на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности владельца счета согласно его учредительным документам. Это делается в момент открытия счета в банке.

Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы:

1. заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

2. документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

3. копию учредительного договора о создании предприятия (заверенную нотариально);

4. копию устава (нотариально удостоверенную);

5. документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

6. документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

7. карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную);

8. справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и присвоения ИНН;

9. справки из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, свидетельствующие о регистрации предприятия в указанных организациях;

10. регистрационную карточку статистических органов.

После соответствующей экспертизы представленных документов заявление подписывает юрист и главный бухгалтер банка. Право принятия окончательного решения об открытии клиентского счета принадлежит руководителю банка.

Клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом (ст. 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). При этом банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание (ст. 846 ГК РФ).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.