Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность педагогического процесса



Курсовая работа

Педагогический процесс

 

 

Выполнил: студент гр.

 

Проверил: к.п.н., доцент

Быстрова Н.В.

 

г. Нижний Новгород 2012

 
 
 

Содержание


Введение………………………….………………………………..………………3

1.Теоретические основы педагогического процесса ……..………..……….….4

1.1. Сущность педагогического процесса…………………………………….…4

1.2. Движущие силы педагогического процесса……………....………... ……..7

1.3. Структура деятельности педагогического процесса……………………..10

2.Разработка методического обеспечения учебного процесса на тему «Педагогический процесс»……………………………………………………..14

2.1. Разработка электронной презентации на тему «Педагогический процесс»…………………………………………………………………………..14

2.2. Разработка тестовых заданий на тему «Педагогический процесс»……...20

Заключение………………………………………………………..………….….27

Список литературы………………………………………………....…………....28


 

Введение

 

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано в работах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича. Но в последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей.

Целью курсовой работы является изучение педагогического процесса как системы и целостного явления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность педагогического процесса;

2) дать характеристику компонентов деятельности педагогического процесса;

3) разработать методическое обеспечение учебного процесса на тему «Педагогический процесс».

Объект исследования - педагогический процесс.

Предмет исследования – компоненты деятельности педагогического процесса.


Теоретические основы педагогического процесса

Сущность педагогического процесса

Слово «процесс» латинского происхождения, буквально означает «происхождение», «продвижение». Семантическое значение этого понятия раскрывается в следующих оп­ределениях:

1) последовательная смена явления, состоящих в развитии чего-либо;

2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [2].

Понятие «педагогический процесс» также имеет двойственное содержа­ние. С одной стороны, это последовательность педагогических действий, направленных на достижение совершенно определенного результата - обучение учащихся по заданной программе, а с другой - совокупность компонентов, составляющих педагогический процесс исходя из его логики. В педагогической литературе понятие «педагогический процесс» характеризуется как объект деятельности учителя, в котором через взаимодействие педагога и учащегося происходит достижение поставленных целей.

По характеристике Ю.К.Бабанского: «...педагогический процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспита­ния и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старши­ми и усвоение его подрастающими поколениями посредством их взаимодей­ствия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности»

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии [3].

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.

 
 
Целостный педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

 


Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика пед.процесса – это взаимная активность, сотрудничество учителей и учеников в процессе обучения и воспитания.

Рис. 1 Целостный педагогический процесс как динамическая педагогическая система

 

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Педагогический процесс - сложная многофакторная система, включающая в себя теоретическое и производственное обучение, цели, содержание, методы, средства, формы, организации, управление, результат, а также обеспечивающая процессы воспитания, обучения и развития, социализации и профессионализации личности [2].

Сущность педагогического процесса в системе профессионального образования составляют целые системы «педагог-обучающийся», «человек-общество-производство», «человек-техника-производство», «теоретическое и производственное обучение», «человек-профессия», «педагогические и производственные процессы», «человек-группа профессий».

В системе профессионального образования педагогический процесс рассматривается как единство теоретического и производственного обучения. Понятия «теоретическое обучение» и «производственное обучение» являются основными понятиями в системе профессионального образования[5] .

Теоретическое обучение понимается как система обучения общеобразовательным, общетехническим и специальным предметам, в результате которого формируется обобщенная система теоретических знаний в области основных наук, избранной профессии и смежных с ней. Производственное обучение понимается как процесс овладения системой политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков.

В системе традиционного обучения роль теоретического обучения в профессиональной подготовке определяется требованиями к современному рабочему и специалисту, который ориентирован прежде всего на узкопрофессиональные умения и навыки. В то же время теоретическое обучение подчи­нялось производственно необходимым требованиям.

Качественно другое значение приобретает теоретическое обучение в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования. На первый план выступают социально-культурные и интеллектуальные факторы. Теоретическое обучение в системе педагогического процесса определяется не только внешними факторами (социальный заказ, требования к современному специалисту, профессионально-квалифицированная характеристика), но и внутренними (обеспечение образованности, воспитанности, мировоззрения, интеллектуально-нравственных, духовных качеств и т.д.). Непосредственно профессиональные умения и навыки формируются в процессе производственного обучения.

Главная особенность — целостность учебно-воспитательного процесса. Это следует понимать как необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Если что-то из процесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне. Поэтому всегда необходимо следить, чтобы в учебно-воспитательном процессе были все звенья. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет главную сущность педагогического процесса. Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [6].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.