Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Павлов - исследователь



Исследовательская деятельность Павлова началась рано. В 1873, будучи студентом 4-ого курса, он под руководством Ф.В.Овсянникова исследовал нервы в лёгких лягушки. В том же году совместно с однокурсником В.Н.Великим Павлов выполнил первую научную работу. Под руководством И.Ф.Циона они изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. 29 октября 1874 результаты исследования были доложены за заседании Петербургского общества естествоиспытателей. Павлов стал регулярно посещать заседания этого общества, общаться на них с Сеченовым, Овсянниковым, Тархановым и другими физиологами, участвовать в обсуждении сделанных на них докладов.

Вскоре студенты И.П.Павлов и М.М.Афанасьев сделали интересную научную работу по физиологии нервов поджелудочной железы. Эту работу, которой также руководил профессор Цион, совет университета удостоил золотой медали. Очевидно, новое исследование отнимало много времени у студентов. Павлов не сдал в срок выпускные экзамены и вынужден был еще год остаться на последнем курсе, лишившись при этом стипендии и имея лишь единовременное пособие в размере 50 руб.

В 1875 Павлов блестяще окончил университет, получив ученую степень кандидата естественных наук. Ему шел тогда 26-й год. С радужными надеждами выходил молодой ученый на дорогу самостоятельной жизни.

И.Ф.Цион, занявший оставленную Сеченовым должность заведующего кафедрой физиологии в Медико-хирургической академии, пригласил молодого ученого в качестве своего ассистента. Одновременно Павлов поступил на третий курс академии. Вскоре Цион вынужден был уйти из академии. Павлов не сумел в то время правильно оценить причину ухода Циона из академии. Он счёл нужным отказаться от должности ассистента при кафедре физиологии, предложенной ему новым руководителем кафедры профессором И.Ф.Тархановым, и таким образом лишился не только прекрасного места для научной работы, но и заработка.

Через некоторое время Павлов стал ассистентом профессора К.Н.Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии. Одновременно он продолжал учёбу на медицинском отделении академии.

Павлов самостоятельно выполнил ряд ценных работ по физиологии кровообращения. В этих исследованиях впервые проявились зачатки его гениального научного метода изучения функций организма в их естественной динамике в не наркотизированном целостном организме. В результате многочисленных опытов Павлов добился измерения давления крови у собак, не усыпляя их наркозом и не привязывая к опытному столу. Он разработал и осуществил свой оригинальный метод хронической фистулы мочеточников - вживления конца последних в наружный покров живота. За время работы в лаборатории Павлову удалось сэкономить небольшое количестве денег. Летом 1877 он по рекомендации Устимовича побывал в Бреславле, где познакомился с работами известного физиолога профессора Р. Гейденгайна. Поездка за границу расширила научный кругозор Павлова и положила начало дружбы молодого ученого с Гейденгайном.

Первым серьёзным открытием, которое создало ему славу, было открытие так называемого усиливающего нерва сердца. До И. П. Павлова было известно, что сердце регулируется в своей работе блуждающим нервом. Этот факт особенно подробно был исследован братьями Вебер, с именами которых и связано открытие тормозящего действия блуждающего нерва на сердце. Экспериментируя на собаках, И. П. Павлов обратил внимание, что при раздражении некоторых симпатических нервов сердце начинает сокращаться более сильно, не изменяя, однако, при этом ритма своих сокращений. Получилось исключительное усиливающее действие. Замечательным было также то, что уже остановившееся сердце могло быть вновь приведено в действие, если раздражать этот нерв. Это явление особенно отчётливо выступало в тех случаях, когда сердце останавливалось под влиянием каких-либо фармакологических средств, как, например, под влиянием ландышевых капель. Это открытие усиливающего нерва послужило исходным толчком для целого ряда работ, которые впоследствии создали научное направление под именем учения о нервной трофике (разрабатываемого ныне акад. Сперанским). Впоследствии этот нерв получил название "нерва

Эти нововведения И. П. Павлова не обошлись, конечно, без курьёзов. Некоторые наблюдатели, присутствовавшие на опытах с не наркотизированным животным, решили, что перед ними ненормальный исследователь, и написали жалобу в полицейское управление.

Наиболее полно в лаборатории И. П. Павлова была разработана физиология слюнных, желудочных и поджелудочных желез. Обычные приёмы получения слюны, употреблявшиеся до И. П. Павлова, заключались в том, что у животного, находящегося под наркозом, раздражался нерв, управляющий слюноотделением, и в результате этого раздражения из протока слюнной железы вытекала слюна. Естественно, что этот способ не мог удовлетворить И. П. Павлова, поскольку он не мог отразить сложных отношений животного к разнообразным условиям действительности, в частности к разнообразным сортам пищи. Вместе со своим сотрудником, доктором Глинским, он разработал операцию, с помощью которой слюнный проток, подававший слюну в полость рта, выводят наружу через прокол щеки и пришивают к коже. Тогда при еде животного происходит выделение натуральной слюны наружу, которая и собирается экспериментатором в специальные сосуды. Полученная таким образом слюна может быть изучена как в количественном, так и в качественном отношении. Благодаря этому приёму, получившему название "слюнной фистулы", И. П. Павлов смог показать целый ряд замечательных приспособлений работы слюнных желез к внешнему миру. Количество и качество выделяемой слюны всегда стояли в точном соответствии с тем видом пищи, которая попадала в рот животного. Так, например, если в рот попадала сухая пища, то слюна содержала большое количество воды; если жёсткая пища, то в слюне появлялись слизистые вещества, которые обволакивали пищу и тем самым предотвращали её вредные действия на слизистую оболочку пищеварительного тракта.

Его первое важное открытие в этой области заключалось в том, что он установил наличие специальной сокоотделительной функции желудка в тот момент, когда ещё пища не попадала в желудок. Пищу можно было только показывать, животное могло её только ещё разжёвывать, а желудочные железы уже выделяли сок. Особенно отчётливо эта закономерность проявилась при опыте с так называемым "мнимым кормлением". Он заключался в следующем. Животному перерезался пищевод на середине шеи, и оба конца перерезанного пищевода выводились наружу и пришивались на кожу. После такой операции пища, съедаемая животным и проглатываемая им, выходила наружу через верхнее отверстие и падала в ту чашку, из которой животное ело. Таким образом, одна и та же пища могла без конца пережёвываться и проглатываться животным, и создавалось действительно "мнимое кормление". Хотя в этом опыте целиком устранялось действие пищи на слизистую оболочку желудка, тем не менее, из желудка вытекал желудочный сок. Следовательно, для того чтобы эта первая порция желудочного сока начинала выделяться, совсем не нужно было, чтобы пища попадала в желудок. Этот сок был назван "аппетитным" или "запальным". Благодаря нему первая порция пищи, попадающая в желудок, встречает там энергичные пищеварительные ферменты, которые её и переваривают. Этим самым начинается новый цикл химических процессов, способствующих дальнейшему отделению желудочного сока.

Благодаря методам, разработанным И. П. Павловым, теперь удаётся получать большое количество натурального желудочного сока для лечения людей, страдающих заболеванием желудка. Пользуясь им, тысячи людей, страдающих недостаточностью желудочного сока, теперь восстанавливают своё здоровье.

Эти работы по исследованию желудочного пищеварения проводились уже в новой лаборатории И. П. Павлова - во вновь открытом в то время Институте экспериментальной медицины. Работа И. П. Павлова в Боткинской лаборатории приносила ему огромное творческое удовлетворение, но сама лаборатория была недостаточно удобна. Все операции по производству фистул пищеварительного аппарата требовали обязательной стерильности, соблюдения таких же асептических условий, какие уже были приняты в человеческой операционной, но ещё не были введены в экспериментальную практику. В лаборатории С. П. Боткина всё это было осуществить трудно. Не хватало ни места, ни средств.

Вот почему И. П. Павлов с радостью принял в 1890 г. предложение взять на себя заведывание отделом физиологии во вновь организуемом Институте экспериментальной медицины. Здесь И. П. Павлов и построил по своему вкусу "чистую операционную", которая ни в чём не уступала по асептике человеческой операционной. После этого количество успешных операций стало повышаться, и И.П. Павлов смог осуществить все свои творческие замыслы. Работа в этом периоде привлекла всеобщее внимание, и лаборатория Ивана Петровича Павлова стала излюбленным местом для диссертантов, прикомандированных и всякого рода энтузиастов научного исследования как русских, так и, особенно, иностранных. Это позволило И. П. Павлову произвести огромное количество научных исследований в разных отделах пищеварительного тракта. Его школа дала в этом периоде много талантливых и солидных исследователей. Физиология пищеварения была создана лабораторией И. П. Павлова совершенно заново. В 1904 г. за свои работы по пищеварению Иван Петрович Павлов получил Нобелевскую премию. Но в этот момент его творческий гений открыл уже новую страницу в истории физиологии - страницу, получившую название "учения о высшей нервной деятельности", или "учения об условных рефлексах".

Опыты, в которых тончайшей операцией удалялась кора головного мозга, показали, что условные рефлексы являются свойством коры мозга. Сущность их сводится к установлению новых нервных связей в коре головного мозга. Этим самым И. П. Павлов навсегда покончил с извращённым идеалистическим толкованием мозговой деятельности и открыл путь для научного объективного подхода к изучению тончайших мозговых процессов. Он указал совершенно новый путь изучения функций головного мозга и дал действенный метод изучения высшей нервной деятельности.

Вооружённый объективным методом исследования, И. П. Павлов заглянул в самые глубинные и таинственные процессы человеческого мозга. Он разъяснил механизм сна. Сон оказался разновидностью особого нервного процесса торможения, распространяющегося по всей коре головного мозга. Мозговые клетки, при известных условиях, впадают в особое состояние, которое, являясь активным, тем не менее, устраняет всякую внешнюю деятельность. Этот процесс в школе И. П. Павлова был назван торможением. Совместно с положительным процессом возбуждения торможение создавало то разнообразие в поступках и поведении, которое характеризует высшее животное и человека.

 

Исследования школы И. П. Павлова дали возможность вскрыть физиологическую природу эмпирической классификации типов нервной деятельности людей, выраженной врачами в разделении людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Работы И. П. Павлова по высшей нервной деятельности, продолжавшиеся более чем 30 лет, привели его к решению проблем патологии нервной деятельности. Отправным пунктом для этой связи с клиникой послужило открытие так называемого "экспериментального невроза". Создавая условия конфликта между торможением и возбуждением в коре больших полушарий, И. П. Павлов смог получить различные степени функционального повреждения нервной системы, которые во многом были подобны невротическим состояниям, наблюдаемым в клинике. Для более тесного контакта с клиническим материалом в 1925 г. И. П. Павлов открыл при своей лаборатории 2 клиники: нервную и психиатрическую и с успехом применял экспериментальные результаты, полученные им в лаборатории, для лечения нервных и душевных заболеваний. Здесь им было показано, что целый ряд нарушений душевной деятельности, как, например, шизофрения, по своей природе представляет не что иное, как подчёркнутое выявление так называемого "охранительного торможения".

Это учение И. П. Павлова об охранительном торможении позволило ему построить рациональную терапию душевных заболеваний, которая в основном покоилась на его исследовании действия бромистых соединений на нервную систему. Оказалось, что малые дозы брома, регулируя отношение между возбуждением и тормозным процессом, приводят к нормальному функционированию всего мозга в целом. Было показано также, что "охранительному торможению" помогает длительный наркотический сон. После целого ряда исследований было установлено, что "наркотический сон" и "охранительные торможения" - процессы одной природы. Особенно интересным достижением последних лет работы И. П. Павлова по высшей нервной деятельности было изучение наследственных свойств отдельных типов нервной деятельности. Для решения этого вопроса И. П. Павлов значительно расширил свою биологическую станцию в Колтушах под Ленинградом - настоящий город науки, - на которую советское правительство отпустило ему более чем 12 миллионов рублей. Здесь ставились опыты со скрещиванием собак разного типа нервной деятельности и с изучением происходящего от них потомства. Было найдено, что условия воспитания, которые изменялись в ходе опытов, во многом определяют характер поведения животного и иногда могут значительно замаскировать его основной конституциональный тип, т. е. его врождённые особенности.

Трудно перечислить огромное количество проблем, которые И. П. Павлов поставил и разрешил в своей лаборатории. Он создал крупнейшую в мире физиологическую школу. Он создал новые разделы физиологии. Его работы открыли экспериментальному исследованию наиболее таинственные стороны нервно-мозговой деятельности.

Нет такой страны в мире, где бы учение И. П. Павлова не имело горячих почитателей, учеников и продолжателей. В Америке, Англии, Франции и других странах были созданы специальные Павловские лаборатории.

Имя И. П. Павлова стало символом преданной и страстной любви к научному творчеству. Гениальный новатор в науке, он создал свой особый Павловский стиль научной работы.

И. П. Павлов был верным сыном своей родины, великим гражданином Советской страны. "Радостно сознавать себя гражданином страны, в которой наука занимает ведущее и почётнейшее место, - говорил И. П. Павлов. - Можно искренне гордиться родиной, где так заботливо и широко поощряют прогресс науки и культуры... Мне уже много лет, но я счастлив, что могу работать на благо моей любимой родины и для счастья всего человечества".

Искреннейший народолюбец, он говорил: "Раньше наука была оторвана от жизни, была отчуждена от населения, а теперь я вижу иное: науку уважает и ценит весь народ. Я поднимаю бокал и пью за единственное правительство в мире, которое могло это осуществить, которое так ценит науку и горячо её поддерживает - за правительство моей страны".

27 февраля 1936 года Ивана Петровича Павлова не стало. После непродолжительной болезни на 87-м году жизни он скончался. Умер "некоронованный король мировой физиологии", как назвал И. П. Павлова известный американский учёный Кеннон. В своей телеграмме Кеннон писал: "Будущие поколения будут связывать его имя с революционными открытиями в области пищеварительного процесса и наиболее сложных функций мозга. Все, кто знал Павлова, восхищались им и любили его. Он надолго останется в памяти людей, этот гениальнейший человек".

 

 

Мудрый наставник

“Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научно работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется. Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши”теории” – пустые потуги. Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие. Второе - это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности. В том коллективе, которым мне приходится руководить, делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь – что “мое”, а что “твое”, но от этого наше общее дело только выигрывает. Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях”. И.П.Павлов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.