Часть III. Патологоанатомические диагнозы_____________________104
Предисловие
Патологическая анатомия, наряду с патологической физиологией и фармакологией является предметом, открывающим будущим врачам путь к изучению клинических дисциплин.
Изучение патологической анатомии представляет значительные трудности, поскольку требует синтеза знаний, полученных на гистологии, анатомии, биохимии и микробиологии с весьма значительным объемом информации о патологии различных органов и систем. Важно отметить, что используемый в странах СНГ базовый учебник А.И.Струкова и В.В.Серова, обоснованно претендующей на полноту изложения материала и написанной академическим языком, труден для прочтения, иностранным студентам вследствие языкового барьера. Кроме того, термины ипонятия общей патологической анатомии неизбежно приходится сопровождать примерами из частной, еще незнакомыми студентам, что увеличивает объем материала требующего механического заучивания.
В связи с выше сказанным при написании данного учебного пособия мы поставили перед собой основную цель - изложить основные понятия общей и частной патологической анатомии, используя по возможности наиболее простые языковые формы и краткий стиль изложения. Однако при этом, в пособии даются и новые сведения, не представленные в предыдущем издании (1985г.) базового учебника (апоптоз, дисплазия, этиология вирусных гепатитов и т.д.).
Пособие нив коем случае не претендует на роль базового учебника. Наиболее оптимальной формой его использования может быть прочтение перед началом изучения патологической анатомии. Это позволит студенту получить краткое, но целостное представление о предмете, что существенно облегчи"; обучение по базовому вузовскому учебнику. Такой подход может быть полезен не только иностранным студентам. Материалы пособия могут быть также использованы учащимися медицинских училищ при подготовке к занятиям по патологии. Представленные в приложении отдельные примеры патологоанатомических диагнозов могут стать основой для самостоятельной работы при подготовке материала по базовому учебнику. На наш взгляд, составленные самостоятельно подробные варианты диагнозов при той или иной патологии, наиболее полно характеризуют итоговый уровень знаний.
Введение
Патологическая анатомия является составной частью патологии, науки, изучающей различные аспекты болезни. Основным, исторически сложившимся направлением теории и практики патанатомии, является кпинико-анатомическое направление. Оно предусматривает тщательное сопоставление клинических и морфологических проявлений болезни. Освоение патанатомии проходит в два этапа. Сначала студенты изучают морфологию типовых патологических процессов, лежащих в основе болезней - повреждение /дистрофия и некроз/, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, реакции компенсации и приспособления, а также опухоли, что составляет предмет общей патологической анатомии. А затем переходят к изучению частной патологической анатомии, в основе которой лежит нозология - наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах конкретных заболеваний. При этом изучение структурных основ болезни, в т.ч. и в динамике /морфогенез/, базируется на знаниях о функциональных расстройствах в организме, которые преподаются на патологической физиологии. Это обеспечивает принцип единства и сопря-
4. Трансформация- образование продуктов одного вида обмена из общих исходных продуктов. Например: превращение компонентов жиров и углеводов в белки.