Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ВИДЫ НАВЫКОВ

а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

б) перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы.

В процессе реальной жизнедеятельности человек выполняет множество различных деятельностей.

При этом навыки не просто накапливаются, но взаимодействуют.

Различают два основных способа взаимодействия навыков:

 

Перенос – явление при котором ранее выработанный навык облегчает формирование нового сходного навыка.
Интерференция – процесс, при котором ранее выработанный навык замедляет формирование нового навыка.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГАЛЬПЕРИНА

Теория, сформулированная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый

А. создание мотивационной готовности к освоению действия.

Б. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действия. ООД ;

Второй - Материальное (материализованное) действие. учащиеся выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

Третий - Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). выполняемое действие начинает автоматизироваться.

Четвертый – Этап внутренней речи. Учащийся проговаривает выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

Пятый - 5. Этап автоматизированного действия, формирование умственного действия в свернутом виде

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

 


Освоение деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека. Важную роль играют задатки и способности.

 

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Можно выделить две крайних точки зрения:

Теория врожденных способностей (Френсис Гальтон, конец 19в.). Способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда. Способности созревают у человека к определенному сроку и он включается в определенную ему деятельность.

Френсис Гальтон предпринял попытку изучения биографии выдающихся людей. Он обнаружил заметную закономерность. Некоторые выдающиеся личности имели предков с такими же способностями.

Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее появление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна-в 4 года; Рафаэль проявил себя. как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике - в 4 года и т. д.

О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др. К этой же категории относят данные специальных исследований.

 

Теория формируемых способностей. Способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека, когда он включается в различные формы обучения и деятельности.

В рамках отечественной психологии сложились иные воззрения:

 

Задатки – анатомо-физиологические особенности субъекта, которые составляют органическую основу способностей.

 

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

 

Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям эти функции не относятся: первая - по причине непсихологичности, вторая - по причине общности.

Способности так же несводимы к ЗУНам (знаниям, умениям, навыкам) Теплов Б.М.

 

Задатки могут не стать способностями. Задача выявления механизмов формирования и развития способностей не решена полностью.

Известно, что формирование способностей возможно только, если человек начинает выполнять соответствующую деятельность. Важную роль в переходе задатков в способности также играет совпадение первых попыток с сензитивным периодами.

 

Сензитивный период –период периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

 

Исследования, проведенные, правда, в основном на животных, показали, что сензитивные периоды могут быть очень короткими и составлять недели и даже дни.

 

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

 

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.