Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолого-педагогические основы коррекционной работы



Сурдопедагог строит процесс обучения произношению с учётом проявления в речи всех его лингвистических единиц: фонемы – смыслоразличительные звуки речи, специальные для каждого языка, лексемы – слова и словосочетания, образующие понятия, совокупность слов и фраз. Фонема характеризуется акустическими и артикуляционными свойствами, изменяется в зависимости от комбинаторных и позиционных условий (соседство с другими фонемами, местоположение в слове, ударность). Основной вариант звучит при изолированном произнесении. Фонетическое оформление речи глухого зависит, в какой степени она доступно пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для общения с окружающим миром важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной и членораздельной. Внятность и членораздельность не покрывают друг друга. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом не быть членораздельной. Может быть членораздельной, но при этом звучание речи отклоняется от нормы, что понять трудно. У глухого ребёнка речь чаще внятная, но малочленораздельная.

Основной задачей является формирование внятной, естественной устной речи, доступной пониманию окружающих.

В основе лежит:

· аналитико-синтетический метод – исходными и основными единицами служат целые слова и фразы, при этом ведется работа над слогами и фонемами, которые отвечают диалектическому пониманию взаимоотношений: целого и части, анализа и синтеза. Практический эффект такого обучения выражается в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения детьми целых слов.

· полисенсорный метод, где используются разные анализаторы: зрительные, слуховые + осязательные, двигательный, привлекают тактильно-вибрационные ощущения;

· концентрический – для успешного и быстрого формирования внятной речи, для устного общения с окружающими людьми выделено 42 фонемы русского языка разделены на 3 концентра, определяющие последовательность постановки звуков, что обеспечивает переход от грубых артикулярных дифференцировок к более тонким, дети учатся точно произносить только часть звуков, все остальные произносятся приближённо.

1 концентр: а, п, м, т, у, ф, н, в, с, э, л, к;

2 концентр: ш, з, и, г, х, б, д, р;

3концентр: бь, пь, мь, дь, ть, фь, нь, вь, зь, сь, ц, ж, гь, щ, й, ль, рь, чь, кь, хь, ы.

Работа осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей.

Виды работ, используемые при обучении произношению детей с нарушением слуха:постановка - правильное звучание изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, смешанное); коррекция - исправление; дифференциация – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи, автоматизация - правильное произношение звуков во фразовой речи. Дефекты: сонантность, озвончение, оглушение, закрытая гнусавость, открытая гнусавость, призубный сигматизм, боковой сигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм, йотацизм, каппацизм.

Факторы и причины дефектного произношения: наследственный характер, факторы эндо- экзогенного воздействия на орган слуха плода, факторы, действующие на орган слуха здорового ребёнка. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием факторов: степень нарушения слуха, время возникновения слухового дефекта, педагогические условия, индивидуальные особенности ребёнка.

Коррекционная работа: раннее начало коррекционной работы, раннее слухопротезирование, постоянное речевое общение, систематическое проведение занятий, работа по развитию речи и слуховому воспитанию, использование письменной речи, фонетическая ритмика, звукоусиливающая аппаратура.

Значение ТСО.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению проводится при широком использовании качественной ЗУА стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов при условии правильно подобранного режима работы с ними. От этого зависит результативность овладения устной речью. В настоящее время большое внимание уделяется компьютеризации всего процесса обучения (программа «видимая речь»).

-Звукоусиливающая аппаратура индивидуального назначения (усиление звуковых сигналов, изменение их по частоте в соответствии с состоянием слуха ребёнка – микрофон, усилитель с частотными фильтрами, телефоны воздушный и костный).

- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования: усиление звуковых сигналов, изменение их по частоте в соответствии с состоянием слуха группы (звукоаппарат, связанный с применением индукционной петли – электромагнитное поле, аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, визуальные устройства).

Произносительные навыки детей с нарушением слуха формируются на основе подражания речи взрослых, которая воспринимается ими слухозрительно. Подавляющее большинство малышей не могут подражать даже крупным движениям, по этому очень важно с первых дней выработать подражательную способность.

Направления содержания работы:

· над речевым дыханием.

Формирование у детей правильно пользоваться дыханием, воспроизводить на выдохе слова. Экономичный вдох представляет для детей с нарушением слуха определенные трудности. Упражнения: поддувание кусочков ваты, мелких игрушек, протяжное произнесение гласных, многократное повторение слогов на первом выдохе.

· над голосом.

Дефекты: нарушение силы, высоты, тембра. Устранение дефектов голоса проводится на основе слухового контроля. Упражнения: слитное протяжное произношение гласных а, о, у, э, и сопровождается движением рук; произнесение многократно повторяющихся словосочетаний, протяжное произнесение звуков в слоге, сопровождается движениями.

· над звуками.

Работа над формированием умения правильно воспроизводить все звуки русского языка

Виды работ: отражённая и сопряжённая речь, специальные логопедические приёмы постановки звуков, фонетическая ритмика.

· над словом и фразой.

Под правильным воспроизведением подразумевается слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм произношения. Виды работ: по подражанию, чтение с разложением на части, называние картинок, ответы на вопросы. Работа над фразой включает формирование у детей навыка слитного произнесения слов в словосочетаниях и небольших фразах, членение небольших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения. Виды работ: фонетическая ритмика, тренировочные упражнения, стихи, речевые игры.

Методика работы над словом: педагог произносит слово в нормальном темпе, слитно, соблюдая ударение и нормы орфоэпии. Предъявляет детям образец звучания. Ребёнок произносит вместе с педагогом слово слитно, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на трудных звуках. Затем дети вместе с педагогом произносят слово в естественном темпе, сокращается количество движений, в конце самостоятельно произносят слово.

Требования к речевому материалу:

-специально отобранные из разных отделов программ; доступность;

- использование речевого материала в разных видах речевой деятельности.

-учёт возраста ребёнка.

-включать речевой материал в содержание дидактических игр, в рисование, конструирование, в другие виды деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.