Мех оборудование должно обеспечивать надежность ГТС с соблюдением всех правил ТБ. Надежность - это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течении требуемого промежутка времени. Надежность мех оборудования характеризуется:
- безотказностью
- ремонтопригодностью
- долговечностью
- сохраняемостью
Выход из строя затворов может привести к аварии сооружений. Повреждение сороудерживающих решеток может привести к забиванию сором проточной части гидротурбины или насосов, а также к поломке их рабочих органов. Отказ очистных средств приводит к чрезмерному засорению решеток и сеток, возникновению на них значительных перепадов уровней, к увеличению потерь напора, ограничению мощности гидротурбин и подачи насосов. В связи с этим задачей персонала является постоянное содержание механического оборудования гидросооружений в исправном состоянии.
Механическое оборудование, как правило, удалено от главных пультов управления электростанций, что придает особую важность надежности средств автоматизации.
Требования к затворам. Механическое оборудование гидротехнических сооружений (затворы и защитные заграждения с их механизмами), средства его дистанционного или автоматического управления и сигнализации, а также подъемные и транспортные устройства общего назначения должны быть в исправности и находиться в состоянии готовности к работе. Непосредственно перед весенним половодьем затворы водосбросных сооружений, используемые при пропуске половодья, должны быть освобождены от наледей и ледяного припая, чтобы обеспечить возможность маневрирования ими.
Должно обеспечивать надежность ГТС при любых условиях эксплуатации с соблюдением всех правил техники безопасности. Конструкция затвора должна удовлетворять всем требованиям эксплуатации.
Сороудерживающие конструкции (решетки, сетки, запани) должны регулярно очищаться от сора. В необходимых случаях должно быть обеспечено утепление или обогрев пазов, опорных устройств и пролетных строений затворов, сороудерживающих решеток, предназначенных для работы в зимних условиях.
2. Назначение масляного хозяйства ГЭС. Масла, применяемые на энергетических предприятиях.
Масляное хозяйство является одной из важнейших систем обеспечения надежности работы ГЭС. На станции имеются трансформаторы и выключатели, наполненные трансформаторным и изоляционным маслом, конструкции генераторов и турбин, такие как подпятники, подшипники, системы регулирования турбин, заполненные турбинным маслом разных сортов, которые используются в качестве энергоносителей, смазки, охлаждения и изоляции. Кроме того, на станции необходимо наличие некоторого количества индустриальных сортов масла, которое используется для смазки различного рода механизмов - насосов, компрессоров, двигателей. Правила технической эксплуатации предъявляют жесткие требования к качеству и чистоте применяемого на ГЭС сортам масла. Так, все применяемые энергетические (турбинные, электроизоляционные, компрессорные, индустриальные и др.) масла должны иметь сертификаты качества или паспорта предприятия-изготовителя. На станции должен постоянно храниться запас трансформаторного масла в количестве, равном вместимости одного самого вместительного выключателя и запас на доливки не менее 1% всего масла, залитого в оборудование.
Масла до слива из цистерн должны быть подвергнуты лабораторным испытаниям перед заливкой в оборудование. Особо контролируются параметры, как кислотное число, механические примеси, условия окисления и если эти параметры выходят из нормы, то масла предписано отправлять на заводы-изготовители для восстановления их качества. Во время хранения масла периодически подвергаются визуальному контролю и сокращенному анализу в установленные сроки. Жесткие требования предъявляются и к хранению, транспортировке масел по трубопроводам, т.е. подача масла к оборудованию и слив его из него должны осуществляться по разным трубопроводам. Можно сделать вывод, что масляное хозяйство ГЭС — ответственная часть эксплуатационного гидроэнергетического комплекса, которое должно гарантировать.
-прием свежего масла из транспортных средств
-хранение свежего и переработанного масла
-подачу на транспортные средства отработанного масла
-очистку, сушку и регенерацию масла (последнее при соответствующем обосновании)
-прием масла на оборудование и его подача в оборудование после обработки
-аварийный слив масла при повреждении оборудования или пожаре.
Поступающие на энергетическое предприятие масла, должны по качеству соответствовать требованиям ГОСТ и называются свежими маслами.
Масло, бывшее в употреблении, но восстановленное до соответствующих норм ГОСТ называется регенерированным маслом.
Свежее и регенерированное масло, не содержащее влаги и механических примесей и соответствующее требованиям ГОСТ называется чистым сухим маслом. Масло, залитое в оборудование, называется эксплуатационным маслом. Масло, которое хотя бы по одному параметру не соответствующее эксплуатационному называется отработанным маслом.