Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Особенности субъектов предпринимательского процесса



 

Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов. И как общие экономические процессы включает в себя одних и тех же субъектов (рисунок 1). При этом, однако, субъекты предпринимательского процесса имеют свои специфические, отличительные характеристики.

 

 

 

Рисунок 1 – Субъекты предпринимательской деятельности

 

Считается, что во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственная прежде всего пассивная роль. Необходимо проанализировать эту связь, чтобы выяснить насколько верно данное утверждение.

С одной стороны потребитель – индикатор предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, т.е. готовности потребителя приобрести тот или иной товар. Значит предприниматель при организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

С другой стороны, это совсем не означает, что предприниматель обязан действовать в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.

Таким образом предприниматель может организовать свою деятельность одним из двух способов:

- на основе выявленного интереса потребителя;

- на основе «навязывания» нового товара.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие:

ü новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

ü качество;

ü степень универсальности;

ü внешний вид и упаковка;

ü позитивные отличительные характеристики товара от других;

ü услуги постпродажного сервиса;

ü престижность и привлекательность.

Подводя итог можно сказать, что с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения самого предпринимательского процесса активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от ситуации.

Государство может выступать в роли:

q Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.

q Постороннего наблюдателя.В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.

q Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную (например, подготовка предпринимательских кадров); поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.

Наемный работник как субъект предпринимательской деятельности является реализатором идей предпринимателя. От наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательских идей.

Отношение интересов предпринимателя и наемного работника схематически можно выразить следующим образом:

 

В первом случае интересы предпринимателя и наемного работника совпадает, во втором нет. Значит в последнем случае стороны должны идти на компромисс, что составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов.

Основными проблемами во взаимоотношениях предприниматель – наемный работник считается:

1. Подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эту проблему можно решить двумя путями:

- подготовить собственными силами

- привлечь из других предпринимательских структур, но в этом случае условия должны быть более привлекательными.

2. Необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры.Различают две формы вовлечения:

- вовлечение в производственный интерес фирмы: характерна для европейской системы организации труда, когда каждый наемный работник четко знает свои производственные функции и выполняет их с присущей умелостью.

- вовлечение в коммерческий интерес фирмы: характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предприятия.

Любой предприниматель заинтересован в эффективных партнерских связях. Идеальным считается, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Партнерские связи можно разделить на:

А) реальные и потенциальные

Б) долговременные и постоянные

В) кратковременные и на определенные срок

Г) случайные и смешанные

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Очертите схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности.

2. Назовите основные качества и черты предпринимателя.

3. Какие вы знаете мотивы, побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью?

4. Как выглядит схема взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности предприниматель-потребитель.?

5. Средства воздействия предпринимателя на потребителя.

6. Роли государства по отношению к предпринимателю: «тормоз», «наблюдатель», «ускоритель».

7. Соотношение интересов предпринимателя и наемного работника.

8. Дайте классификацию партнерских связей.

9. Что такое предпринимательские прибыль и доход? Чем они отличаются от прибыли и дохода обычного хозяйствующего субъекта?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.