Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Товарные знаки и знаки обслуживания



 

Товарные знаки и знаки обслуживания — это обозначения, отличающие однородные товары и услуги разных производителей и продавцов. Товарные знаки известных фирм, продукция которых отличается высоким качеством, еще более повышают конкурентоспособность их товаров. Всем известны товарные знаки компаний Daimler-Benz, Rolls-Royce, General Electric, Gillette, Dun & Bradstreet, Lloyds, Pan American и многих других. В недалеком прошлом были достаточно известны отечественные торговые марки Ту, Зенит, Ломо, Столичная и т.д.

По способу выполнения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и комбинированными. Для выполнения своего предназначения товарный знак должен обладать способностью психологического воздействия на потребителя, т.е. вызывать у него ассоциацию с высоким качеством, надежностью изделия, солидностью изготовителя и поставщика. Товарный знак используется в качестве ключевого элемента рекламного стиля фирмы; он в неизменяемой форме должен присутствовать на всех видах рекламы изделий, на упаковке, коммерческой документации и деловой переписке фирмы. Чтобы отвечать таким требованиям, товарный знак должен обладать новизной воплощаемой идеи, лаконичностью, а также должен быть выполнен с большим художественным вкусом и тактом.

Во всех странах товарные знаки имеют правовую охрану, причем в одних странах действует проверочная система их новизны и соответствия установленным требованиям, в других — явочная, которая предусматривает регистрацию знаков после их введения в действие фирмами. В случае их совпадения правовую защиту имеет знак, зарегистрированный первым.

Использование товарных знаков в России регулируется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Правовая охрана товарных знаков осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи на них свидетельств.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения любых цветов. Законом строго ограничены способы обозначений знаками, в том числе: не отличающиеся различительной способностью, представляющие государственные флаги, эмблемы, наименования правительственных организаций, указания качества и ценности товара, названия известных произведений науки, культуры и т.д. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспатент на основании заявки, поданной через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Иностранцы также осуществляют регистрацию своих товарных знаков в Роспатенте через патентных поверенных.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в Роспатент. Приоритет может также устанавливаться по дате международной регистрации знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На основании решения о регистрации товарного знака Роспатент после уплаты пошлины производит его регистрацию в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания и выдает владельцу соответствующее свидетельство. Российские физические и юридические лица могут через патентных представителей зарегистрировать свои товарные знаки в зарубежных странах.

Право использования товарного знака может быть продано другому лицу по лицензионному договору. Рыночная стоимость товарного знака — это потенциальная капитализированная стоимость полных прав его использования, определяемая на основе прогнозирования возможных прибылей. За рубежом при продаже предприятий с известным товарным знаком общая цена в 4—5 раз превышает балансовую стоимость их активов. Рыночная стоимость товарного знака водки «Столичная», по оценкам, составляет около 200 млн долл. Рыночная стоимость товарных знаков сигарет Camel и напитка Coca-Cola оценивается их владельцами соответственно в 10 млрд и 3 млрд долл. США.

Существует несколько методик оценки стоимости товарного знака, но все они в конце концов сводятся к определению его стоимости как капитализированного нематериального актива, отражающего потенциальный рост прибыли предприятия, выпускающего продукцию с известным товарным знаком, по сравнению с тем же показателем без него.

Принципы торговли товарными знаками весьма сходны с принципами торговли изобретениями и ноу-хау. Товарные знаки также могут продаваться с неисключительным и исключительным правом их использования. Чаще всего продажа знаков сопровождает продажу предприятий, лицензий на изобретения и ноу-хау. При продаже с неисключительным правом продавцы, как правило, резервируют за собой право контролировать качество маркируемой знаком продукции и услуг, чтобы не дискредитировать товарный знак и не нанести непоправимый ущерб собственному имиджу.

Обычно стоимость товарных знаков учитывается в стоимости предприятий и лицензий на промышленную собственность. При самостоятельной продаже товарных знаков расчеты могут производиться в паушальной форме и форме роялти.

В случае нарушения прав на товарный знак у его владельца возникает право требовать через суд возмещения ущерба. За рубежом действуют консультационные фирмы, специализирующиеся как на определении стоимости самих товарных знаков, так и на определении ущерба, нанесенного нарушением монопольного права собственности на них.

В 90-х гг. в России при большом числе нарушений прав на товарные знаки общественности было известно только о судебном разбирательстве спора на знак Смирновской водки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.