Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок проведения торгов



 

К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комплексные технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1—3%отобщей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий.

Объявление цен предложений еще не позволяет судить о том, кто из участников торгов получит заказ. Тендерные комитеты в течение определенного срока (от 1 до 3 месяцев) изучают представленные предложения в комплексе с техническими характеристиками, ценами, условиями кредитов и платежей, которые могут иметь существенные различия у участников. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений. В процессе рассмотрения предложений тендерные комитеты имеют право обращаться к участникам с просьбами сделать дополнительные уточнения и разъяснения их предложений. Нередко это право используется тендерными комитетами как повод для дополнительного уторгования предложений участников в свою пользу.

Если участники торгов по каким-либо каналам получают информацию о конкурентоспособности своих предложений, то они, давая разъяснения и уточнения, имеют возможность косвенно улучшить технические и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты явно преднамеренно способствовали утечке информации о положении участников торгов. Такая практика является грубым нарушением общепринятого порядка торгов. Особенно часто подобные нарушения допускаются при проведении торгов в странах с коррумпированной системой государственного управления. Другие участники торгов, чьи интересы оказываются ущемленными, практически не имеют никаких прав опротестовать действия и решения тендерных комитетов.

При гласных торгах решения тендерных комитетов о передаче заказов победителям, а также информация о приведенных ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным фирмам. При негласных торгах тендерные комитеты не публикуют никакой информации. Решение о передаче заказов при негласных торгах сообщается победителям в конфиденциальной форме.

Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда покупатели планируют дополнительное размещение аналогичных заказов и не хотят ориентировать конкурентов в уровне приемлемых условий. В Скандинавских и ряде других стран законодательства предписывают проведение только негласных торгов.

Последовательность проведения торгов с указанием действий заказчиков и претендентов графически представлена на рис. 13.1.

 

 

Контракты подписываются после предоставления поставщиками или подрядчиками банковских гарантий должного исполнения обязательств (performance bond) в размерах до 10% от общей суммы полученного заказа.

Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли и сверхприбыли за счет государственного стимулирования экспорта.

Одной из наиболее сложных проблем при участии в торгах является определение оптимального уровня цены предложения, которая для получения заказа должна быть относительно ниже цен конкурентов, но в интересах повышения эффективности экспорта такой разрыв должен быть минимальным. При этом всегда надо принимать во внимание правовые нормы, регулирующие проведение торгов в каждой стране, поскольку они в большинстве случаев предусматривают приоритет получения заказов местными национальными фирмами при незначительной разнице с ценами иностранных участников торгов. Так, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, установлен барьер префенциальных цен, равный 6%. Если цены предложений иностранных участников торгов, объявленных американскими заказчиками, ниже цен предложений американских поставщиков менее чем на 6%, тендерные комитеты обязаны отдавать предпочтение национальным фирмам.

Обострение проблемы сбыта и конкуренции на мировом рынке влияет на ужесточение условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки закрытия торгов и рассмотрения предложений, аннулировать торги без объявления причин, если, по мнению комитетов, не представлено предложений, отвечающих их требованиям. Участники торгов при передаче своих предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми к торгам условиями будущих контрактов, в которых обычно предусматривается повышенная ответственность поставщиков за качество и сроки выполнения обязательств, расширяется их ответственность по претензиям покупателей, третьих лиц и организаций, включается подсудность сторон местным судам и т.д.

Несмотря на все сложности, связанные с участием в торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование из промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран. Имеется опыт получения через торги заказов на крупные партии энергосилового и электротехнического оборудования, на тепловозы, мощные дизельные генераторы, большегрузные автомобили, дорожно-строительное и другое оборудование. Однако российские внешнеторговые компании еще недостаточно используют международные торги при импорте комплектного оборудования и привлечении иностранных фирм к сооружению объектов на условиях «под ключ».

В России, в отличие от многих зарубежных стран, не принято федерального закона о торгах, который регулировал бы порядок и условия проведения внутренних и международных торгов на закупки товаров, а также на выполнение подрядных работ и привлечение инвестиций. Требует обновления Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» и постановление Правительства РФ «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 27 августа 1992 г.». Для повышения эффективности импорта следовало бы принять федеральный закон, обязывающий предприятия и фирмы с определенной долей государства в их уставных капиталах осуществлять крупные закупки только через торги, что могло бы отсечь от этой сферы криминальные структуры.

Размещение подрядных заказов для федеральных нужд регулируется разработанным Госкомимуществом РФ и Госстроем РФ Положением о подрядных торгах от 13 апреля 1993 г. и изменениями к нему, содержащимися в Приложении к распоряжению Минстроя России и Госкомимущества РФ от 18 октября 1994 г., которое содержит ряд отступлений от рекомендаций ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию). Так, например, в п. 2.7 предусматривается возможность включения в тендерные комитеты представителей МВЭСиТ России, Минфина России, Минстроя России, представителей исполнительной власти субъектов РФ и других заинтересованных министерств и ведомств. На практике это приводит к неоправданному расширению тендерных комитетов, превращая их из оперативных коммерческих органов в аморфные организации, где сталкиваются ведомственные, местные, корпоративные и даже криминальные интересы в ущерб экономической целесообразности. Более того, в такой атмосфере невозможно обеспечить строгую конфиденциальность оценки предложений конкурентов и объективность принятия решений, что снижает преимущества торгов. Особенно назрела необходимость разработки условий и порядка проведения торгов для привлечения прямых внутренних и иностранных инвестиций.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.